Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» проекта 636.3. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
В сентябре с.г. автору довелось побывать в Севастополе. Больше года уже минуло, как Крым воссоединился с Россией, и хотелось своими глазами увидеть – что же изменилось на Черноморском флоте за это время. Впечатление получилось довольно противоречивым.
До сих пор не ясна судьба второго по величине корабля Черноморского флота – БПК «Керчь». После пожара 4 ноября 2014 года было принято решение о сдаче корабля на лом. Однако в июле 2015 года командование флота решило восстанавливать его. В каком качестве, до сих пор не ясно. То ли он будет ракетным крейсером, то ли штабным кораблем, то ли учебной плавбазой. Естественно, неизвестны и сроки ввода «Керчи» в строй. Пока БПК стоит у причала с военно-морским флагом, однако часть вооружения и устройств с него сняты.
Модернизация крейсера «Москва», намеченная на 2014–2015 годы, отложена на неопределенный срок. На самом же крейсере 11 сентября 2014 года возник пожар. Официальные сообщения о нем отсутствуют. К борту «Москвы» для тушения пожара подошло противопожарное судно ПЖС-13, а к причалу прибыли 6 пожарных машин с номерами Северной стороны.
Автор этих строк уже после ликвидации возгорания застал возле «Москвы» ПЖС-123 и на берегу одну пожарную машину. Любопытно, что справа у борта «Москвы» стоял противодиверсионный катер «Грачонок». Два таких катера постоянно базировались в Южной бухте Севастополя, где недавно один из них был поставлен у Куриной балки охранять флагман Черноморского флота. Как конфиденциально сообщили автору, этим летом в непосредственной близости от крейсера были замечены аквалангисты. Но были ли это обычные хулиганы или диверсанты, мне узнать не удалось.
Вот уже много лет, как Черноморский флот не имел в строю боеспособных подводных лодок, хотя владельцы прогулочных катеров обещают показать всем желающим подводный флот. И действительно, показать есть что. Подводная лодка Б-435 уже свыше 20 лет стоит в прогнившем доке ПД-16, доставшемся нам от кригсмарине. Все эти годы адмиралы ломают головы, как ее вывести из дока без разрушения ПД-16 и Б-435. Подводная лодка «Алроса» проекта 877В уже 20 лет кочует из ремонта в ремонт: Севастополь–Новороссийск–Балтийск и опять Севастополь. Еще год назад, в сентябре 2014 года, она ремонтировалась в Севастополе в плавдоке ПД-30, но сейчас стоит в Килен-бухте, где ремонтируется на заводе № 13.
Ситуацию спасает только подводная лодка «Новороссийск» проекта 636. 6, которая на днях наконец-то прибыла к месту своей дальнейшей службы – на Черноморский флот. Переход первых трех подлодок данного проекта изначально предполагалось провести по внутренним водным путям. Именно так все подводные лодки проводились из Сормова и Балтики с момента ввода в строй канала Волга–Дон. Однако в связи с обмелением Волги в этом году и невозможностью прохода шлюзов у города Городца «Новороссийск» была отправлена вокруг Европы.
Шесть новых подлодок проекта 636. 6 будут базироваться в Новороссийске. Замечу, что с 1907 года все подводные лодки Черноморского флота базировались в Севастополе, Балаклаве и изредка в Одессе. Базирование в Новороссийске невыгодно по тактическим и климатическим причинам. Однако украинская сторона не разрешала ввод новых лодок в Севастополь, и в Новороссийске было начато строительство объектов инфраструктуры для подводных лодок. Ну а после присоединения Крыма к России наши адмиралы почему-то не рискнули перевести лодки в Севастополь.
28 августа 2015 года в Севастополь прибыл учебный корабль Балтийского флота «Смольный» с 300 курсантами. Курсанты ознакомились с достопримечательностями Крыма, и плавбаза, пополнив запасы топлива и воды, отправилась на Балтику. Визит вроде бы рутинный, но в течение 23 лет владения Крымом Украиной заход кораблей из других флотов в Севастополь был невозможен.
К сожалению, новые сторожевые корабли, которые предполагалось ввести в строй Черноморского флота еще в 2013 году для охраны Олимпиады в Сочи, до сих пор не прибыли на Черное море.
В заключение стоит сказать о судьбе знаменитой Константиновской батареи, расположенной у входа в Севастопольскую бухту. СМИ пестрят благостными вестями о ее судьбе. Например, сообщение от 14 июня 2015 года:
«В Севастополе на территории Константиновской батареи создадут масштабную музейную экспозицию площадью более 2 тыс. кв. м.
Об этом сообщил старший научный сотрудник национального заповедника «Херсонес Таврический» Алексей Иванов.
По его информации, сейчас в форте проводятся огромные по масштабу реставрационные работы. Финансируется реставрация Русским географическим обществом. К концу года там планируют разместить севастопольскую штаб-квартиру РГО».
При разделе Черноморского флота Константиновская батарея досталась РФ и до 2014 года была одним из самых засекреченных объектов Севастопольской ВМБ. И вот 7 сентября 2015 года автор двинулся на новый объект Географического общества. Однако сей объект окружен несколькими рядами колючей проволоки. Я представился начальнику охраны и попросил разрешения пройти и осмотреть Константиновскую батарею или хотя бы еще более интересный объект – бетонную батарею № 6, сооруженную в 1893–1894 годы, где стояли 280-мм пушки. Батарея № 6 расположена рядом с Константиновской, но большая часть ее бетонных сооружений находится под землей. Военные отказали мне в довольно грубой форме: «Какое тут «географическое общество»? Начитались Интернета? Идите отсюда к... Здесь военный объект».
На батарее построены три вертолетные площадки, два хорошо оборудованных причала с красивыми дорогими фонарями. Явно, это место для роскошных яхт, а не для боевых кораблей. Судя по всему, из двух крайне интересных для историков береговых батарей сделали «путевой дворец» для VIP-персон.
Ну а знающие севастопольцы, просившие не называть их имен и должностей, пояснили мне, что на Константиновской батарее действительно будет присутствовать Географическое общество, которое, помимо приема VIP-персон, будет заниматься наладкой аппаратуры для гидроакустического сканирования акватории большей части Черного моря. Разумеется, все это будет производиться исключительно в мирных целях.