0
6920
Газета Реалии Интернет-версия

25.09.2015 00:01:00

Застряли на переходе морем

Тэги: севастополь, керчь, москва, черноморский флот, новороссийск, одесса, балтика, черное море


севастополь, керчь, москва, черноморский флот, новороссийск, одесса, балтика, черное море Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» проекта 636.3. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

В сентябре с.г. автору довелось побывать в Севастополе. Больше года уже минуло, как Крым воссоединился с Россией, и хотелось своими глазами увидеть – что же изменилось на Черноморском флоте за это время. Впечатление получилось довольно противоречивым.

До сих пор не ясна судьба второго по величине корабля Черноморского флота – БПК «Керчь». После пожара 4 ноября 2014 года было принято решение о сдаче корабля на лом. Однако в июле 2015 года командование флота решило восстанавливать его. В каком качестве, до сих пор не ясно. То ли он будет ракетным крейсером, то ли штабным кораблем, то ли учебной плавбазой. Естественно, неизвестны и сроки ввода «Керчи» в строй. Пока БПК стоит у причала с военно-морским флагом, однако часть вооружения и устройств с него сняты.

Модернизация крейсера «Москва», намеченная на 2014–2015 годы, отложена на неопределенный срок. На самом же крейсере 11 сентября 2014 года возник пожар. Официальные сообщения о нем отсутствуют. К борту «Москвы» для тушения пожара подошло противопожарное судно ПЖС-13, а к причалу прибыли 6 пожарных машин с номерами Северной стороны.

Автор этих строк уже после ликвидации возгорания застал возле «Москвы» ПЖС-123 и на берегу одну пожарную машину. Любопытно, что справа у борта «Москвы» стоял противодиверсионный катер «Грачонок». Два таких катера постоянно базировались в Южной бухте Севастополя, где недавно один из них был поставлен у Куриной балки охранять флагман Черноморского флота. Как конфиденциально сообщили автору, этим летом в непосредственной близости от крейсера были замечены аквалангисты. Но были ли это обычные хулиганы или диверсанты, мне узнать не удалось.

Вот уже много лет, как Черноморский флот не имел в строю боеспособных подводных лодок, хотя владельцы прогулочных катеров обещают показать всем желающим подводный флот. И действительно, показать есть что. Подводная лодка Б-435 уже свыше 20 лет стоит в прогнившем доке ПД-16, доставшемся нам от кригсмарине. Все эти годы адмиралы ломают головы, как ее вывести из дока без разрушения ПД-16 и Б-435. Подводная лодка «Алроса» проекта 877В уже 20 лет кочует из ремонта в ремонт: Севастополь–Новороссийск–Балтийск и опять Севастополь. Еще год назад, в сентябре 2014 года, она ремонтировалась в Севастополе в плавдоке ПД-30, но сейчас стоит в Килен-бухте, где ремонтируется на заводе № 13.

Ситуацию спасает только подводная лодка «Новороссийск» проекта 636. 6, которая на днях наконец-то прибыла к месту своей дальнейшей службы – на Черноморский флот. Переход первых трех подлодок данного проекта изначально предполагалось провести по внутренним водным путям. Именно так все подводные лодки проводились из Сормова и Балтики с момента ввода в строй канала Волга–Дон. Однако в связи с обмелением Волги в этом году и невозможностью прохода шлюзов у города Городца «Новороссийск» была отправлена вокруг Европы.

Шесть новых подлодок проекта 636. 6 будут базироваться в Новороссийске. Замечу, что с 1907 года все подводные лодки Черноморского флота базировались в Севастополе, Балаклаве и изредка в Одессе. Базирование в Новороссийске невыгодно по тактическим и климатическим причинам. Однако украинская сторона не разрешала ввод новых лодок в Севастополь, и в Новороссийске было начато строительство объектов инфраструктуры для подводных лодок. Ну а после присоединения Крыма к России наши адмиралы почему-то не рискнули перевести лодки в Севастополь.

28 августа 2015 года в Севастополь прибыл учебный корабль Балтийского флота «Смольный» с 300 курсантами. Курсанты ознакомились с достопримечательностями Крыма, и плавбаза, пополнив запасы топлива и воды, отправилась на Балтику. Визит вроде бы рутинный, но в течение 23 лет владения Крымом Украиной заход кораблей из других флотов в Севастополь был невозможен.

К сожалению, новые сторожевые корабли, которые предполагалось ввести в строй Черноморского флота еще в 2013 году для охраны Олимпиады в Сочи, до сих пор не прибыли на Черное море.

В заключение стоит сказать о судьбе знаменитой Константиновской батареи, расположенной у входа в Севастопольскую бухту. СМИ пестрят благостными вестями о ее судьбе. Например, сообщение от 14 июня 2015 года:

«В Севастополе на территории Константиновской батареи создадут масштабную музейную экспозицию площадью более 2 тыс. кв. м.

Об этом сообщил старший научный сотрудник национального заповедника «Херсонес Таврический» Алексей Иванов.

По его информации, сейчас в форте проводятся огромные по масштабу реставрационные работы. Финансируется реставрация Русским географическим обществом. К концу года там планируют разместить севастопольскую штаб-квартиру РГО».

При разделе Черноморского флота Константиновская батарея досталась РФ и до 2014 года была одним из самых засекреченных объектов Севастопольской ВМБ. И вот 7 сентября 2015 года автор двинулся на новый объект Географического общества. Однако сей объект окружен несколькими рядами колючей проволоки. Я представился начальнику охраны и попросил разрешения пройти и осмотреть Константиновскую батарею или хотя бы еще более интересный объект – бетонную батарею № 6, сооруженную в 1893–1894 годы, где стояли 280-мм пушки. Батарея № 6 расположена рядом с Константиновской, но большая часть ее бетонных сооружений находится под землей. Военные отказали мне в довольно грубой форме: «Какое тут «географическое общество»? Начитались Интернета? Идите отсюда к... Здесь военный объект».

На батарее построены три вертолетные площадки, два хорошо оборудованных причала с красивыми дорогими фонарями. Явно, это место для роскошных яхт, а не для боевых кораблей. Судя по всему, из двух крайне интересных для историков береговых батарей сделали «путевой дворец» для VIP-персон.

Ну а знающие севастопольцы, просившие не называть их имен и должностей, пояснили мне, что на Константиновской батарее действительно будет присутствовать Географическое общество, которое, помимо приема VIP-персон, будет заниматься наладкой аппаратуры для гидроакустического сканирования акватории большей части Черного моря. Разумеется, все это будет производиться исключительно в мирных целях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Елизавета Авдошина

Народной артистке России было 60 лет

0
2347
От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
3212
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
3651
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
2755

Другие новости