Сакский центральный военный клинический санаторий в Крыму уже привели в порядок после украинского периода его истории. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Главное во время отдыха в военном санатории, чтобы жена была довольна, – шутит, вернувшись из Ялты, мой однокашник полковник запаса Николай Мошкин. Шутка, конечно. Но, как говорят, в каждой шутке есть доля правды. Прошло уже несколько недель, как мы вернулись из Сакского центрального военного клинического санатория имени Н.Н. Пирогова, а жена не устает рассказывать друзьям и знакомым, как хорошо она отдохнула и подлечилась. Супруга даже написала на официальном сайте санатория благодарность всему коллективу за прекрасный отдых и лечение, особо выделив лечащего врача Николая Николаевича Казачка и официантку Татьяну Степановну Кравцову…
Это притом, что год назад отдых и лечение в этом санатории для нее был не самым лучшим, и мне стоило долгих уговоров в этом году вновь отправиться вместе в Саки. Как оказалось, не напрасно.
ДЛЯ КОГО ПУТЕВКИ НЕДОСЯГАЕМЫ
С приходом к руководству военной здравницы профессиональных военных врачей И. Довганя и В. Мельничука санаторий, как и весь Крым, медленно врастает в большую Россию. Изменения эти начинаются с обеспечения круглосуточной доставки гостей (единственный в Вооруженных силах санаторий, имеющий автопарк иномарок), круглосуточной работы приемного отделения – до появления новых процедур, нового оборудования. Приятно удивило и то, что на территории здравницы теперь не курят, нет былого раздолья любителям спиртного. Бывал я во многих военных санаториях и на турбазах, но только в Саках увидел приказ о досрочной выписке без компенсации за неиспользованные дни санаторно-курортных услуг пенсионера Минобороны В.А. Федорова. Такой «чести» наш брат-отставник удостоился за систематическое злоупотребление...
Но чтобы санаторий отвечал своему прямому предназначению – лечению и отдыху защитников Родины и тех, кто отдал годы жизни служению на благо Отечества, предстоит еще сделать немало. И не только Сакскому центральному военному клиническому санаторию имени Н.Н. Пирогова.
По личным наблюдениям и по рассказам отдыхающих, в ряде других военных здравниц дела обстоят намного хуже. Многое, конечно, зависит от руководства и персонала. Но не надо сбрасывать со счетов и статус учреждения. Много лет подряд я проходил санаторно-курортное лечение в Светлогорске. Прекрасный ранее и имеющий статус центрального военного санаторий «Светлогорский» в этом году превратился в филиал ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Западный», к руководству коллективом пришел довольно молодой руководитель. Очень хочется верить, что ему удастся удержать и приумножить то, что за 20 с лишним лет сделал полковник медицинской службы Эдуард Котковский, все эти пертурбации не отразятся на уровне предоставляемых услуг. Пока же даже закупку туалетной бумаги санаторий должен осуществлять через Санкт-Петербург… В Калининградской области работает прекрасный центр сердечно-сосудистой хирургии, операции на сердце там сделаны многим военнослужащим и офицерам запаса. Но вот реабилитационного комплекса в «Светлогорском» нет…
Свои проблемы, которые идут отнюдь не на пользу оздоровления и лечения защитников Родины и запасников, есть и в ряде других военных здравниц. На мой взгляд, это тема отдельного разговора, и она давно назрела в рамках круглого стола, инициатором которого должно выступить Главное военно-медицинское управление ВС РФ.
Сейчас хочется сказать вот о чем. В тех же Саках я услышал много историй, как пенсионеры Вооруженных сил «добывали» путевки, чего это им стоило. Это притом, что люди, отдавшие годы жизни защите Родины, наиболее остро понимают: Крым надо отблагодарить своим приездом. Отблагодарить за мужество его жителей. За то, что он на протяжении долгих лет не потерял надежду на свое возвращение домой и всему миру показал, что он – неотъемлемая часть России. Рассказы офицеров запаса для меня не стали новостью. Сам оказался в такой ситуации, даже папку специальную завел, в которой коллекционирую отказы. В начале этого года к ним прибавился отказ в выделении путевки в военные санатории «Ялта», «Дивноморское», «Пятигорский», «Аврора». В феврале нынешнего года отказал в прохождении санаторно-курортного лечения и начальник Сакского центрального военного клинического санатория (кстати, в Саках в сентябре нынешнего года, по официальным данным, полностью были заполнены лишь два санатория – «Полтава–Крым» и санаторий имени Бурденко). Спасибо заместителю начальника 2-го управления Главного медицинского управления МО РФ полковнику медицинской службы А. Малых, который вник во все мои проблемы и болячки, полученные за 38 лет службы, и изыскал возможность выделения путевки.
К чему я это? По статистике, сегодня число кадрового состава Вооруженных сил отдыхающих в санаториях Минобороны не превышает 6%, военных пенсионеров – 50%. Сколько из них офицеров мобилизационного резерва, который, если Родина прикажет, станет в строй, никто не знает. По мнению специалистов, отвечающих за организацию санаторно-курортного отдыха на флотах и в округах, необходимо в корне изменить существующую ныне систему, сделать так, чтобы она работала прежде всего для обеспечения государственных интересов. Система заказа путевок, внедренная четыре года назад Департаментом санаторно-курортного обеспечения, в основе которой лежит принцип «бронирование мест в отеле», ничего общего с государственным подходом не имеет, поскольку ей больше подходит сомнительная формула «кто успел, тот и съел». Существующая ныне система исключает возможность гарантированного отдыха даже для тех, кому за заслуги пред государством предоставлено преимущественное право на получение путевки. Не говоря уже о действующих военнослужащих, офицерах мобресурса, здоровье которых государство обязано поддерживать в надлежащей форме. Существующая система не обеспечивает рентабельности лечебно-оздоровительных учреждений на протяжении всего года, особенно домов и баз отдыха по причине частичной загруженности в осенне-зимний период.
ПОКА СИСТЕМЫ НЕТ
Один из организаторов санаторно-куротного отдыха, знающий эту проблему, как говорится, изнутри, высказал ряд предложений государственного подхода к лечению и оздоровлению защитников Отечества. По его мнению, необходимо в первую очередь внести поправки в Закон «О статусе военнослужащих» и вернуть действующим кадровым офицерам и прапорщикам возможность ежегодного отдыха и лечения в санаторно-курортных учреждениях. Наряду с лечением тем самым будут созданы условия для общения кадровых военных с военными пенсионерами в неформальной обстановке. Что будет способствовать передаче жизненного и боевого опыта, офицерских традиций, о которых у многих молодых офицеров смутное представление. Увеличенная нагрузка на санатории, в том числе в межсезонье, будет стимулировать развитие малого бизнеса в регионе расположения санатория. При существующей ныне системе офицеры с семьями предпочитают отдыхать за границей и вывозят средства из страны. Заслуживает внимания и вопрос возможности взаимного обмена для отдыха в ведомственных санаториях государств, с которыми у России наиболее тесное сотрудничество в военной сфере, – Белоруссией, Казахстаном.
По мнению еще одного специалиста, в целях более грамотного использования лечебного потенциала военных здравниц, особенно для подержания здоровья офицеров запаса, возрастной ценз которых увеличен до 65 лет, было бы правильным проводить диспансеризацию действующих офицеров в возрасте до 35 лет раз в два года, а не ежегодно. За счет этого обеспечить ежегодную диспансеризацию офицеров запаса, в основной массе имеющих проблемы со здоровьем. При таком подходе будет ясная картина реально здоровых людей предполагаемого мобресурса.
Сегодня, на мой взгляд, территориальные приемные (ранее отделы по активному отдыху) по приему заявлений на санаторно-курортное лечение, работающие в округах, не совсем отвечают своему предназначению. Почему бы не рассмотреть вопрос о придании им статуса представительства Управления санаторно-курортного лечения и организации активного отдыха ГВМУ МО РФ? При этом вменить им в обязанность сбор и обработку предварительных заявок, поступающих из воинских коллективов, военных поликлиник, военных комиссариатов, непосредственно от граждан, нуждающихся по медицинским показаниям в лечении в санатории. Далее по квотам, выделенным ГВМУ, с учетом численности воинского контингента и офицеров запаса, проживающих в регионе, производить распределение путевок согласно государственному заказу и выделенным местам в каждый санаторий, дом отдыха. Кстати, жизнеспособность подобной схемы, я о ней рассказывал в материале «По системе одного окна» («Красная звезда» от 07.12.10), была убедительно доказана практикой. В 2010 году 13 представительств Управления активного отдыха МО РФ, на которые после ликвидации в округах и на флотах санаторно-отборочных комиссий параллельно с реализацией туристических путевок была возложена задача по заполнению санаториев и домов отдыха, поставили в условиях неразберихи переходного периода гораздо больше отдыхающих, чем сотни СОК, вместе взятых. Что касается гражданского персонала Вооруженных сил, то при предоставлении им путевок учитывать не их членство в профсоюзной организации, а продолжительность работы в воинской части, учреждении. Это будет хорошим стимулом для долголетней работы в системе Минобороны, роста профессионализма.
Один из офицеров запаса высказал и такое предложение: офицеров запаса стимулировать бесплатными путевками для сдачи норм ГТО. Деньги для этого можно выручить от специальной лотереи, которую можно организовать в рамках действующего законодательства и распространять через представительства, военные санатории, другие учреждения Министерства обороны. Разве плохое предложение?
В прошлом году в Саках я столкнулся с «двойником»: когда пенсионер Минобороны, отдохнув в мае в одном из санаториев Центральной России, приехал в августе в санаторий имени Пирогова. В первую очередь это характеризует низкие моральные качества пенсионера, но и высвечивает проблему отсутствия в ГВМУ надлежащего контроля, электронной базы распределения путевок. И в этом году ситуация, когда один человек заказывает путевки в несколько санаториев, а едет в один – не редкость. И появляются «горящие» путевки. Кто-то может ими воспользоваться, а большинство нет.
Можно назвать еще массу проблем, касающихся санаторно-курортного отдыха военнослужащих и военных пенсионеров. Вот только кто и когда будет их решать?