Почетный караул Войска польского и представителей ветеранских организаций Польши на церемонии захоронения останков советских воинов. Фото предоставлено пресс-службой Министерства обороны РФ
Жители населенного пункта Камён, который находится на противоположном от города Вышогруд берегу Вислы, в Плоцком повяте Мазовецкого воеводства Польши знали, что в их реке Бзуре со времен Второй мировой войны находятся обломки советского боевого самолета. «Место крушения даже несколько раз исследовалось, но выкопать ничего не могли, поскольку уровень воды всегда был по крайней мере на два метра выше», – рассказал в прошлом году местный житель Богаслоу Ксина российскому «Первому каналу».
«САКВА» ПОКАЗАЛА ПРИМЕР БРАТСТВА СОСЕДЕЙ
В тот год была засуха и река обмелела, этим воспользовались, чтобы еще раз попытаться достать самолет. Поисковики из исследовательской ассоциации по спасению памятников «Саква» в течение нескольких недель – сначала с помощью экскаватора, а потом лопатами и руками – расчищали и выкапывали из речного ила самолет. По словам Михала Антчака, работали очень осторожно, чтобы не повредить кабину, внутри которой обнаружили останки двух летчиков.
«В болоте находятся останки третьего солдата, чье нахождение является приоритетом для нас. После завершения всех действий мы хотим передать останки семьям членов экипажа в России, мы знаем, что родственники павших пилотов с нетерпением ждут. Этим простым жестом мы хотим дать пример братства соседей», – написали в своем отчете на сайте «Саквы» участники поисковой операции Михал Антчак и Давид Стец.
После нескольких дней упорных поисков они нашли останки третьего пилота. Помощь в этом благородном деле им оказывали пожарные, полицейские, военные, администрация Вышогрудского музея реки Висла, местные жители – никто не остался равнодушным. За это им большое спасибо!
Останки летчиков, пока шли работы по их идентификации и поиску родственников, более года хранились в Совете охраны памяти борьбы и мученичества Республики Польша. В начале сентября 2016 года по просьбе Посольства РФ в Варшаве найденный смертный медальон одного из летчиков передали представителю общероссийской организации по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» Антону Торгашеву – для изучения и прочтения вложенной в медальон записки. В результате ее исследования была установлена принадлежность медальона командиру пикирующего бомбардировщика Пе-2 из 72-го отдельного разведывательного авиационного полка лейтенанту Евстафию Чуловскому. По журналу боевых донесений установили, что самолет сбили гитлеровцы в районе города Вышогруд 18 января 1945 года. Вместе с командиром корабля погибли штурман лейтенант Иван Животовский и стрелок-радист старший сержант Яков Полькин.
25 октября по взаимной договоренности российской и польской сторон на территории Центрального кладбища-мавзолея советских воинов в Варшаве состоялась церемония погребения лейтенантов Чуловского, Животовского, старшего сержанта Полькина, а также командира танкового взвода 62-го гвардейского танкового полка прорыва гвардии старшего лейтенанта Александра Заварзина, погибшего в боях под Варшавой в августе 1944 года. В этот же день здесь были преданы земле останки еще четырех красноармейцев, фамилии которых, к сожалению, установить не удалось.
Как сообщили в Департаменте информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ, в церемонии погребения приняли участие чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Польше Сергей Андреев, первый заместитель Мазовецкого воеводы Сильвестер Домбровски, родственники Чуловского – племянница Ирина Чуловская и внучатый племянник Константин Булавко, представители администрации Мазовецкого воеводства, польского Красного Креста, сотрудники посольства РФ в Республике Польша и представительства Минобороны РФ по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом в Республике Польша, члены поисковых отрядов Польши, представители польских ветеранских организаций, жители города. Обряд отпевания провел священник Польской православной церкви. В церемонии участвовали рота почетного караула и военный оркестр Минобороны РП. Воинские почести были отданы военнослужащими Вооруженных сил Республики Польша, произведен салют тремя залпами из карабинов.
В своей речи на панихиде посол Сергей Андреев выразил благодарность властям Мазовецкого воеводства и города Вышогруд, всем польским государственным и общественным организациям, дирекции Вышогрудского музея, польским и российским поисковикам, благодаря которым состоялась церемония погребения. «Уважение к нашей общей истории, к памяти тех, благодаря кому сегодня наши народы живут свободными на своей земле, позволит нам легче находить взаимопонимание в будущем», – сказал российский посол.
ОДНИ СОХРАНЯЮТ, ДРУГИЕ – РАЗРУШАЮТ
В Польше немало примеров уважительного отношения к памяти советским воинам, павшим на польской земле в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1941–1945 годах. Например, 29 сентября в польском городе Слупске (Поморское воеводство) освятили памятный крест, установленный на кладбище, где в 48 братских могилах захоронены 1528 красноармейцев. Инициаторами этой акции были настоятель православного храма святых апостолов Петра и Павла в Слупске протоиерей Мариуш (Синак) с прихожанами, городская публичная библиотека и группа горожан во главе с бывшим заместителем мэра Слупска Рышардом Квятковским. По сообщению Генерального консульства РФ в Гданьске, в церемонии помимо организаторов участвовали: настоятель православного храма Успения Пресвятой Богородицы в Кошалине протоиерей Николай (Левчук), настоятель военного прихода святого Георгия в Гданьске подполковник протоиерей Даниил (Попович), настоятели католических (Ян Гирятович и Збигнев Кравчик), греко-католического (Богдан Пипка), лютеранского (Войчех Фрейлих) и методистского (Себастьян Недзведзинский) приходов в Слупске, представители общественности.
Большую работу по сохранению исторической памяти проводит на протяжении четырех лет и польское Военно-патриотическое общество «Курск», которое возглавляет Ежи Тыц. Недавно делегация «Курска» по приглашению Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» побывала в России. В Москве состоялась встреча с представителями Российского военно-исторического общества (РВИО), на которой обсуждались планы по укреплению российско-польского сотрудничества.
«Советские и польские солдаты вместе сражались и вместе умирали – был общий враг. И сегодня очень важно, чтобы мы вспоминали события, которые связывают, а не разъединяют наши страны», – сказал на встрече научный директор РВИО Михаил Мягков.
Стремление поисковиков «Саквы» «дать пример братства соседей», участие служителей церкви различных конфессий в мероприятиях по сохранению исторической памяти, работа активистов «Курска» – все это достойно нашего уважения и благодарности. Но до взаимопонимания на межгосударственном уровне еще очень далеко. Из Польши в последнее время все чаще приходят вести иного рода – о вандализме в местах воинских захоронений и сносе советских памятников.
31 августа в Познани на мемориальном кладбище «Цитадель» были разрушены два надгробных памятника на братской могиле советских солдат.
«Министр культуры и национального наследия, отвечающий за реализацию международных соглашений в сфере заботы о захоронениях и военных кладбищах, решительно осуждает такие действия и заверяет, что места захоронений советских солдат, как это было и раньше, окружены опекой и защитой польского государства», – указано в заявлении ведомства.
Однако в Министерстве иностранных дел РФ ситуация выглядит не в таком радужном свете. В 2014 году СМИ сообщили о 21 акте вандализма в отношении советских воинских мемориалов, в 2015-м – о 15, а за три квартала 2016 года – о 19.
На сайте российского посольства в Варшаве приведен список городов, где, начиная с 2014 года, демонтированы памятники советским воинам: Лиманова, Чехочинек, Нова Суль, Новы Сонч, Мелец, Тшемешно, Славно, Санок. Этот список систематически пополняется. 12 октября, принимая копии верительных грамот от назначенного в Москву нового чрезвычайного и полномочного посла Республики Польша Влодзимежа Марчиняка, первый заместитель министра иностранных дел РФ Владимир Титов обратил внимание дипломата на последовательное ухудшение по инициативе польской стороны двусторонних отношений, нарастание антироссийской риторики официальных властей Польши, свертывание механизмов сотрудничества и попустительство участившимся случаям вандализма на захоронениях и мемориалах, посвященных памяти советских воинов, погибших за освобождение Польши во время Второй мировой войны.
ПОЧЕМУ СОСЕДИ ЧИТАЮТ ДОГОВОРЫ ЧЕРЕЗ СТРОЧКУ
На брифинге 27 октября официальный представитель МИДа Мария Захарова выразила возмущение продолжающейся в Польше кампанией по сносу памятников советским воинам, освобождавшим Европу в годы Второй мировой войны. Жертвой беззаконных действий властей, по мнению Марии Захаровой, идущих вразрез с международными обязательствами Польши, стал памятник на месте бывшего захоронения 60 воинов Красной армии в городе Голенюв. Останки красноармейцев в 60-е годы прошлого века перенесли на воинское кладбище в городе Грыфино. В том же Голенюве по решению местных властей, демонтировали камень с памятной доской, увековечивающей подвиг командира отделения 155-го гвардейского стрелкового полка гвардии сержанта Карима Султанова. Камень был установлен на месте гибели Султанова, который в 1945 году в ходе наступления советских войск на Голенюв закрыл своим телом вражескую огневую точку.
Как отметила Захарова, налицо еще одно полное пренебрежение Варшавой принятыми в цивилизованном обществе нормами поведения, не говоря уже о нарушении международных обязательств.
Речь идет о двух документах. Пункт 1 статьи 17 Договора между РФ и РП о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 года гласит: «Кладбища, захоронения, памятники и иные мемориальные места, являющиеся объектом уважения и памяти граждан одной из Сторон, как военные, так и гражданские, находящиеся в настоящее время или создаваемые по взаимной договоренности в будущем на территории другой Стороны, будут сохраняться, содержаться, находиться под защитой закона в соответствии с международными нормами и стандартами, а также национальными и религиозными обычаями). На основе этого договора 22 февраля 1994 года было заключено Соглашение между правительством РФ и правительством РП о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий. В пункте 1 статьи 1 говорится: «Настоящее Соглашение регулирует сотрудничество Сторон в решении всех вопросов, связанных с установлением, регистрацией, обустройством, сохранением и должным содержанием мест памяти и захоронений…»
В последние два года польский МИД в обоих документах перестал замечать фразу «памятники и иные мемориальные места». Вместо этого сделан акцент на «кладбища и захоронения». Как уточнили в Минобороны РФ, в Польше в 658 российских воинских захоронениях покоится прах более 600 000 воинов Красной армии и более 753 000 военнопленных, всего 1 353 965 человек. Польская сторона в основном соблюдает свои обязательства по охране мест захоронений, чего нельзя сказать о защите памятников, монументов, мемориальных досок и других мест памяти. Следствием вольного прочтения текстов договора и соглашения стали решения местных властей без согласия России о демонтаже советских памятников и мемориальных досок, установленных вне кладбищ. Весной 2016 года польский Институт национальной памяти выступил с предложением о сносе всех памятников времен Советского Союза.
Невнимательность польских дипломатов и ученых к международным документам имеет ангажированный характер. Она объясняется политическим курсом руководства страны на усиление роли Польши в центральной части Восточной Европы и окончательный разрыв с историей советского периода. Варшава желает избавиться, как заявляли официальные лица, от «ложного чувства благодарности» по отношению к спасшей Польшу Красной армии. Для этого политическое руководство страны прилагает огромные усилия, чтобы искусственно исказить в польском историческом сознании образ Красной армии, связать с ним ассоциации не с освобождением страны, а с ее оккупацией. Хотя в 1944–1945 годах ни у красноармейцев, ни у поляков, которых они освобождали, не было сомнений в том, что это именно освобождение.
НЕТ НИ ПРАВА, НИ СПРАВЕДЛИВОСТИ
20 октября польский сейм подавляющим числом голосов («за» – 367, «против» – 44, «воздержались» – 14) принял польско-украинскую «Декларацию памяти и солидарности». Есть в нем и такой пассаж: «Пакт Молотова–Риббентропа от 23 августа 1939 года, заключенный между двумя тоталитарными режимами – коммунистическим СССР и нацистской Германией – привел к началу Второй мировой войны, вызванной немецкой агрессией, в которую 17 сентября вступил Советский Союз. Следствием этих событий стала оккупация Польши Германией и Советским Союзом, что привело к массовым репрессиям против нашего народа. Эти события привели также к заключению в Ялте договора 1945 года и длившемуся полвека новому этапу порабощения всей Центральной и Восточной Европы».
В сейме не захотели вспомнить, что 2 октября 1938 года, когда гитлеровские войска уже полгода хозяйничали в Чехии, к ним присоединились и польские войска, войдя в Тешинскую область. Операция получала название «Залужье». Не остановило Варшаву и заявление Москвы от 23 сентября 1938 года о том, что, если польские войска вступят на территорию Чехословакии, СССР денонсирует договор 1932 года о ненападении. У Варшавы были свои виды на будущее отношений двух стран. В докладе разведотдела главного штаба Войска польского в декабре 1938 года подчеркивалось, что расчленение России лежит в основе польской политики на востоке. 26 января 1939 года Юзеф Бек сообщит главе МИД Германии, что Польша будет претендовать на Советскую Украину и на выход к Черному морю. 4 марта 1939 года польское военное командование подготовило план войны с СССР «Восток». Только не учли аппетиты Гитлера.
«Если бы не победа Советского Союза и не принесенные его народами жертвы, не было бы ни польского государства, ни поляков на этой земле. Отрицать этот факт невозможно – поэтому его пытаются обесценить, смешать в одну кучу с событиями 1939 года, Катынью, послевоенным периодом. Это просто нечестно», – сказал посол Сергей Андреев.
Если кто-то думает, что польско-украинская резолюция связана с событиями на юго-востоке Украины и возвращением Крыма в состав России, то глубоко заблуждается. На самом деле продолжается реализация долгосрочной политической стратегии партии «Право и справедливость». Впервые инициированную ею специальную резолюцию, осуждающую «вторжение» Красной армии 17 сентября 1939 года в Западную Украину и Западную Белоруссию, которые между мировыми войнами входили в состав польского государства, польский сейм принял еще в сентябре 2009 года.
Просто сейчас сложилась такая международная ситуация, когда выгодно вновь напомнить об «агрессивной» России. К сожалению, эта политика Варшавы еще дальше заводит в тупик польско-российские отношения. Она опасна и для Европы, так как польская политическая элита с маниакальной настойчивостью пытается подвергнуть сомнению справедливость послевоенного устройства мира, что, в свою очередь, подразумевает передел границ и реальную опасность возникновения новой войны. При этом не учитываются интересы рядовых польских граждан, которые, как это показали события в Камёне, по-прежнему помнят и чтут тех, кто отдал свою жизнь за освобождение Польши от коричневой чумы XX века.