Сенатор Джон Маккейн заявил, что Вашингтон проигрывает войну в Афганистане. Фото Reuters
Президент Трамп уже отдал распоряжение увеличить американский воинский контингент в Афганистане на 50%, и по приказу главы Пентагона Джеймса Мэттиса 4 тыс. военнослужащих армии США пакуют амуницию. Однако председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил республиканец Джон Маккейн все равно недоволен. На днях в интервью телекомпании CBS News он дал понять, что этого мало, что США на глазах у всего мира проигрывают войну и все это потому, что у Белого дома «нет стратегии» в Афганистане.
Вопрос на засыпку: кому именно проигрывает самая мощная армия мира? Чтобы дать ответ, придется окунуться в историю. После теракта 11 сентября 2001 года, который потряс Америку, 43-й президент США Джордж Буш объявил тотальную войну терроризму. Но вместо того чтобы провести точечные спецоперации и нейтрализовать «Аль-Каиду», во главе которой стоял американцами же взращенный Усама бен Ладен, Белый дом принял решение практически в буквальном смысле стереть с карты мира ряд государств, попавших под подозрение в сотрудничестве с террористами. В их числе оказался и Афганистан, который тогда находился под управлением так называемых студентов – исламистского движения «Талибан» и носил название Исламский Эмират Афганистан.
В результате масштабной войсковой операции «Несокрушимая свобода», в которой было задействовано порядка 100 тыс. американских военнослужащих и уйма боевой техники, талибы были свергнуты, и власть формально перешла к марионеточному правительству во главе с кровно обиженным на талибов представителем пуштунской знати Хамидом Карзаем, считавшимся надежным «другом Запада». Довершить дело должна была правительственная армия Афганистана, подготовленная инструкторами из США, однако американцам так и не удалось сотворить из этой «вооруженной массы» реальную военную силу – были отмечены случаи, когда бойцы и командиры, прихватив личное оружие, при первых же выстрелах разбегались по родным кишлакам. И пока талибы зализывали в труднодоступных горах раны, а американский контингент отсиживался в своих полевых лагерях, в неконтролируемое пространство вторглись боевики «Исламского государства» (ИГ – запрещено в РФ).
Кстати, если присмотреться, ИГ в отличие от «Талибана», сосредоточенного только на Афганистане, такая же глобалистская структура, как и США, стремящаяся к абсолютному мировому господству. И там, где они объявляются, как правило, одновременно, ничего хорошего ждать не приходится.
Уже задним числом экс-президент Карзай отметил, что за годы военного присутствия США в Афганистане (война в Афганистане – самая продолжительная война в истории Америки) политическая и социальная обстановка в стране не улучшилась. Наоборот, под присмотром Соединенных Штатов в стране появились новые террористические группировки. «За 16 лет американского военного присутствия США в Афганистане, к несчастью, им не удалось остановить рост экстремизма и терроризма, и каким-то образом они допустили разрастание другой экстремистской группировки – ИГ», – констатировал Хамид Карзай, выступая 23 июня на VI Всемирном форуме мира в Пекине.
Более того, благодаря США сегодня военно-политическая ситуация в Афганистане такая, что черт ногу сломит. Правительственные войска вместе с американским контингентом воюют против боевиков «Исламского государства» и с окрепшим «Талибаном». Джихадисты из ИГ, которых США загнали бомбовыми ударами в провинцию Нангархара, но выбить оттуда даже «матерью всех бомб» не могут, воюют против правительственных войск, против американцев и против талибов, которые считают игиловцев «сбродом» и такими же оккупантами, как американцы. Ну а сами талибы соответственно тоже воюют против всех.
При этом сведения о военных достижениях «Талибана» в Афганистане самые противоречивые и скорее всего политически ангажированные. В Кабуле, которому гарантирована информационная поддержка Вашингтона, утверждают, что зона влияния правительственной армии хоть и сокращается, но все еще составляет 60% территории, а геополитическое влияние «Исламского государства» очень ограничено – в основном труднодоступной для США местностью. По другим сведениям, сегодня «Талибан» контролирует уже 70% территории страны и, что весьма важно, пользуется наибольшей поддержкой местного населения, в первую очередь пуштунов.
Поскольку социология в боевых условиях – занятие крайне непродуктивное, установить истинное положение дел практически невозможно. Но если уж и в Вашингтоне стали открыто говорить, что ИГ по-прежнему подлежит уничтожению, а «Талибан» надо усадить за стол переговоров, поскольку победить всех афганцев в принципе невозможно (см. печальный опыт Великобритании и СССР), стало быть, у талибов есть реальная военная перспектива. А у США, выходит, нет.
Не исключено, что у сенатора Маккейна, который еще Барака Обаму критиковал, когда тот сократил американский военный контингент в Афганистане на 90%, другая точка зрения. Но, похоже, на этот раз воинственный «сбитый летчик» может оказаться в меньшинстве. В ответ на решение президента Трампа увеличить афганский контингент даже на какие-то 4 тыс. военнослужащих конгрессмены от Демпартии во главе с Тедом Лью заявили, что не понимают, зачем это делается. А главе комитета по иностранным делам поступило письмо с просьбой провести слушание по вопросам стратегии нынешней администрации Соединенных Штатов в этой ближневосточной стране. Авторы послания считают, что у Вашингтона нет четкого плана действий, а рост числа американских военнослужащих не поможет завершить конфликт, и просят Белый дом объяснить, каковы реальные цели США в регионе: «После 16 лет войны, увеличения американского воинского контингента до 100 тыс. человек и израсходования сотен миллиардов долларов очевидно, что военного решения конфликта в Афганистане не существует… Решения относительно дальнейших военных операций США в Афганистане должны строиться на четко определенных политических задачах, а не наоборот».
При этом конгрессмены приводят данные Министерства обороны США, согласно которым с 2001 года в Афганистане были убиты 2216 американских военнослужащих, более 20 тыс. человек получили ранения. В то же время, как отмечают парламентарии, за последние 15 лет США потратили на операции в Афганистане около 800 млрд долл., и каждый год затраты увеличиваются на 43 млрд. По мнению членов Конгресса, такие траты нецелесообразны и не приводят ни к каким результатам, а для решения политических и военных проблем в Афганистане «потребуются десятилетия».
Но это еще не вся картина маслом. Как уже можно было убедиться, американская политическая система устроена так, что Дональд Трамп в последнее время стал напоминать английскую королеву, которая царствует, но не правит – потому что ему не дают это делать в полном объеме. Например, законопроект, запрещающий отменить санкции против России… Такой же прием собираются использовать 13 членов американских парламентариев от обеих партий во главе с конгрессменом Уолтером Джонсом, подготовивших законопроект о прекращении финансирования военных операций и социальных проектов в Афганистане. Если документ будет одобрен Конгрессом и подписан президентом США Дональдом Трампом, то Соединенные Штаты законодательно «запретят выделение денежных средств на осуществление деятельности в Исламской Республике Афганистан». А если Трамп заартачится, есть апробированный способ преодолеть его вето.
Сенатора Маккейна, конечно же, больше устроил бы шелест победных знамен, и при этом он отлично понимает, что даже увеличенный американский ограниченный контингент не сможет в полной мере противодействовать возрастающему влиянию России на определенные силы в Афганистане. И тут надо отметить, что Москва наконец-то проснулась и с недавних пор стала вести в регионе свою игру. В 2015–2016 годах Россия поставила Кабулу за плату 63 вертолета Ми-17, а безвозмездно – 10 тыс. автоматов Калашникова и 2,1 млн патронов. При этом Кремль не скрывает, что по своим каналам ведет переговоры и с «Талибаном», кстати, объявленным террористической организацией Совбезом ООН еще в 2003 году. Но и что из того, если американцы поступают точно так же?..
Тем более что удобных вариантов у Москвы на этот раз больше, чем у Вашингтона. Если американцы – а все к этому идет – завязнут в Афганистане, ни у загнанных в угол джихадистов из ИГ, ни у талибов, которые считают изгнание американских оккупантов с территории страны первоочередной задачей, вряд ли появится желание, да и возможность тоже бросить все силы в северном направлении. К тому же руководство талибов, которое в ходе контактов с эмиссарами из Москвы дает понять, что старые обиды уже поросли быльем, а «шурави определенно лучше американских агрессоров», утверждают, что им, по их суфийской вере, чужой земли не надо – достаточно будет одного Афганистана.
Конечно, американцам, которые кричат на весь белый свет, будто Москва не только ведет переговоры с «Талибаном» с расчетом на мирное сосуществование в перспективе, но и исподтишка снабжает студентов оружием, геополитическая активность России явно не по душе. Кстати, факты насчет поставок русского оружия талибам подтверждения так и не нашли. Зато хорошо известно имя полевого командира ИГ Азизуллы, которого американцы не только почему-то выпустили из тюрьмы в Баграме, хотя он считается мировым террористом, но и, как утверждают местные источники, еще и до зубов вооружили. Так что абсолютно прав Хамид Карзай: там, где американцам удается закрепиться, автоматически появляются террористические ячейки. Вот такой вариант Россию точно не устраивает.