0
4309
Газета Реалии Интернет-версия

24.11.2017 00:01:00

Президента США хотят отодвинуть от ядерной кнопки на безопасное расстояние

Тэги: сша, ядерное оружие, ядерная кнопка, трамп, сенат сша


сша, ядерное оружие, ядерная кнопка, трамп, сенат сша Американские парламентарии намерены ограничить право Дональда Трампа на использование «спецчемоданчиков». Фото Reuters

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством исключительное право отдания приказа о нанесении ядерного удара принадлежит президенту США, который является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами (ВС). В процедуре принятия такого решения предполагается некоторое участие министра обороны страны. Однако правом блокирования приказа Главковерха на запуск межконтинентальных баллистических ракет (МБР) он не обладает. А такой приказ может быть отдан президентом в любой момент. И вот если подобное распоряжение уже пошло на командные пункты войск ядерной триады, то, как утверждают специалисты по ядерному оружию, дать ему обратный ход практически невозможно. Третья мировая война будет неизбежно начата.

Политическая несдержанность, неуравновешенность и непредсказуемость президента США Дональда Трампа, особенно его последние угрозы в адрес Северной Кореи и Ирана, вызвали серьезное беспокойство американских законодателей. В августе нынешнего года Дональд Трамп пригрозил обрушить на Северную Корею, если та продолжит развивать свою программу создания ядерного оружия, «огонь и ярость, каких мир не видел». А месяц назад председатель Комитета по международным делам Сената (КМОС) США Боб Коркер обвинил президента в том, что тот направляет США на «путь к третьей мировой войне». Именно эти причины и обусловили решение членов комитета провести слушания с повесткой дня «Право на издание приказа о применении ядерного оружия».

ПРОТИВНИКИ ЗАКОННИКОВ

Заседание КМОС состоялось 14 ноября. Перед сенаторами выступили: бывший командующий Космическими войсками ВВС США генерал Роберт Келер, доктор политических наук и государственного права, профессор Университета Дьюка Питер Фивер и бывший заместитель министра обороны по вопросам политики Бриан Маккеон. Эксперты изложили сенаторам свое мнение по обсуждаемому вопросу.

Открывая слушания, председатель комитета сенатор-республиканец Роберт Коркер сказал, что его члены, представители Республиканской и Демократической партий, как и другие законодатели, неоднократно задавались вопросом о праве исполнительной власти на использование ядерного оружия. 

Он напомнил присутствующим на слушаниях, что в одном из своих последних отчетов, посвященном вопросу разграничения прав исполнительной и законодательной власти на принятие решения о нанесении ядерного удара, специалисты Исследовательской службы Конгресса (CRS) сообщили о том, что в первый раз к решению данной проблемы парламентарии обращались 41 год назад, в 1946 году.

Председатель подчеркнул, что суть действующего процесса принятия решения об использовании ядерного оружия состоит в том, что только президент США обладает исключительным правом отдать такой приказ, независимо от того, будет ли он ответом на нападение на Америку или нет. Он также отметил, что решение о начале войны любого характера является тяжелой ответственностью для каждого избранного национального лидера. Решение начать ядерную войну относится к тяжелейшей из этих ответственностей, поскольку, как подчеркнул Коркер, «если такой приказ отдан и подтвержден, то уже нет никаких способов остановить его действие». Глава КМОС подчеркнул, что закон «Об атомной энергии» от 1946 года и последующая практика его реализации свидетельствуют о том, что применение ядерного оружия должно быть предметом политического контроля. «Вот почему ни генералы, ни адмиралы, ни министр обороны не имеют полномочий на отдание приказа о применении ядерного оружия. Только президент, избранный политический лидер Соединенных Штатов, обладает такой властью», – подчеркнул Коркер. Начальник КМОС объявил, что задачей проводящихся обсуждений является выяснение необходимости и эффективности действующей процедуры принятия решений о нанесении ядерного удара.

Исследователь политики ядерной безопасности из Принстонского университета и соучредитель группы Global Zero, задачей которой является ликвидации ядерного оружия, Брюс Блэр утверждает, что решению президента в случае получения данных о начале ядерной атаки на США, о нанесении ответного или упреждающего ядерного удара «нет никаких сдержек и противовесов». Как бывший офицер ВВС, служивший оператором на пульте пуска МБР, он прекрасно осведомлен о том, что «обнаружение атаки» является фактом, имеющим вероятностный характер. Любое сообщение о ядерном нападении может оказаться ложным, поскольку нет абсолютной гарантии того, что техника никогда не может ошибаться и всегда будет выдавать совершенно достоверные сигналы о такой атаке.

Однако выступавшие перед сенаторами эксперты считают, что некоторые возможности по исключению вероятности необоснованного начала ядерной войны все-таки существуют. Так отставной генерал Келер, имеющий большой опыт работы с ядерным оружием, сказал членам КМОС, что технические системы обнаружения стартов ядерных ракет управляются высокопрофессиональными специалистами, и команда на ответные пуски не отдается автоматически. «Эту систему контролируют люди, ничто не происходит автоматически», – подчеркнул бывший командующий. Он также указал на то, что американские командиры, управляющие ядерными силами, вовсе не склонны слепо исполнять поступающие приказы. Они действуют исключительно в рамках процесса «оценки, проверки и консультаций между президентом и ведущими гражданскими и военными руководителями». Только после реализации этих процедур начальники соответствующих командований ВС приступают к исполнению команды главы Белого дома. Келер указал и на тот факт, что в случае поступления незаконного приказа соответствующие руководители ядерной триады должны действовать в соответствии с Единым кодексом военной юстиции, которым предписывается их право на отказ от его выполнения.

В заключение своего выступления Келер призвал Конгресс очень внимательно рассмотреть то влияние, которое могут оказать изменения процедуры управления ядерными силами на национальную безопасность и сдерживание вероятного противника. Он также подчеркнул, что противоречивые команды на использование ядерных сил могут привести к потере уверенности их руководства в правильности действий, к дезорганизации системы управления и даже к возможности полной парализации оперативных подразделений ядерных войск в самый критический момент.

Генерала полностью поддержал профессор Фивер. Он сказал, что процедура принятия решения о начале ядерной войны не может рассматриваться как простое нажатие красной кнопки, «на которую президент может случайно облокотиться на своем столе, после чего полетят ракеты». Глава страны, подчеркнул профессор, обязан проконсультироваться со своими военными помощниками и с рядом других полномочных государственных лиц, прежде чем команда «пуск» пойдет от высших руководителей ВС нижестоящим инстанциям и будет принята операторами пусковых установок МБР.

Для эффективного обеспечения ядерного сдерживания руководители США должны быть уверены в том, что страна всегда будет готова к нанесению удара по противнику даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств. Сегодня даже один-единственный ядерный взрыв может иметь огромные негативные последствия. Спираль эскалации ядерного конфликта может раскрутиться совершенно внезапно, что создаст угрозу существованию земной цивилизации. «Мы должны быть абсолютно уверены в том, что никогда не произойдет случайное или несанкционированное использование ядерного оружия», – заявил Фивер.

Последний из выступивших экспертов, бывший заместитель министра обороны по вопросам политики Бриан Маккеон, полностью поддержал своих коллег по слушаниям и высказался против ограничения полномочий президента в сфере национальной безопасности. Он считает, что такой шаг может негативно сказаться на обороноспособности США. Он заявил, что генералы способны остановить президента, если они считают, что тот поступает опрометчиво.

ВОПРОСЫ И МНЕНИЯ ОППОНЕНТОВ

На слушаниях некоторые сенаторы выразили свою озабоченность исключительной единоличностью полномочий главы Белого дома отдавать команду на запуск ядерных ракет. «Мы обеспокоены, что президент столь неуравновешен, столь импульсивен, его процесс принятия решений столь бессистемен, что он способен распорядиться о применении ядерного оружия из соображений, далеко расходящихся с национальными интересами США», – заявил сенатор-демократ от штата Коннектикут Крис Мерфи.

Республиканец из Висконсина Ран Джонсон спросил у бывшего начальника Стратегического командования США Роберта Келера, готов ли он был в своей прежней должности выполнить приказ президента. Командующий ответил, что он был бы готов выполнить такой приказ, но только в том случае, если он был отдан на совершенно законных основаниях. При определенных обстоятельствах, сказал Келер, он бы ответил так: «Я не готов действовать». «И что бы тогда произошло?» – спросил Джонсон. «Не знаю», – ответил Келер. После его ответа некоторые участники слушаний рассмеялись, правда, смех был несколько нервным.

Брайан Маккеон, в прошлом замминистра обороны по вопросам политики, сказал, что генералы способны остановить президента, если они посчитают, что глава Белого дома совершает опрометчивый поступок. «Люди с четырьмя генеральскими звездами на погонах от застенчивости не страдают», – объявил заместитель. Для сенатора-демократа от штата Массачусеттс Эдварда Марки подобные доводы были не совсем убедительны. «Не думаю, что мы должны полагаться на генералов как на тормоз для президента», – заявил он.

Один из ключевых вопросов прений законодателей заключался в том, насколько они, как и остальные граждане Америки, обладают властью, чтобы не позволить обитателю Овального кабинета принимать подобное решение, тем более что принимать его нужно в считаные минуты. У главы Пентагона, его генералов и законников практически не останется времени для оценки и анализа действий президента.

Правда, некоторые парламентарии выступали против необходимости изменения действующей процедуры принятия решения о начале ядерной войны. Они уверены в том, что глава Соединенных Штатов в подобных обстоятельствах должен обладать правом действовать быстро и решительно. Президент США должен быть готов «ответить, если на нас напали», и ему не должна мешать «какая-то кучка юристов в бункере», – заявил сенатор Марко Рубио. Его коллега по партии, республиканец из штата Айдахо Джеймс Риш, заметил, что за слушаниями наверняка внимательно следят в Пхеньяне и делают свои выводы. «Мы сделаем то, что необходимо для защиты страны», – заявил Риш.

Если учесть тот факт, что в соответствии с действующими юридическими нормами президенту США на принятие решения о начале третьей мировой войны отводится 13 минут, а со всех установок МБР ракеты отправятся в смертельное путешествие через 3–4 минуты, то мировой коллапс станет неизбежен и человечество навсегда исчезнет с планеты.

Еще пять лет назад отставной генерал Корпуса морской пехоты США Джеймс Картрайт, в прошлом занимавший пост вице-председателя Объединенного комитета начальников штабов, предложил пересмотреть так называемое правило 13 минут. Генерал тогда заявил, что совершенно необходимо продлить время, отведенное президенту на принятие решения о начале ядерной войны, на срок от суток до трех. Правда, в то время генерал Роберт Келер высказался в том смысле, что принятие подобных мер, если враг вдруг решится внезапно обрушить свою мощь на благословенную Америку, может серьезно повредить национальной безопасности США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1165
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3001
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2112
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1683

Другие новости