Общественные объединения военнослужащих, ветеранов военной службы и правоохранительных органов обретают все большую силу. Фото с сайта www.npsv.ru
Недавно в Совете Федерации (СФ) прошло восьмое заседание Общероссийского координационного совета (ОКС) общественных объединений военнослужащих, ветеранов военной службы, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей. Данная структура образовалась более трех лет назад. И сейчас по некоторым оценкам ОКС является одной из влиятельных в РФ организаций, объединяющей в своих рядах 29 общероссийских общественных движений, в которых числится не менее 15 млн человек, связанных с силовыми структурами. О некоторых итогах работы ОКС и проблемах социальной защиты военнослужащих, отставников и членов их семей рассказал «НВО» ответственный секретарь – председатель Центрального Комитета Общероссийского профессионального союза военнослужащих капитан 1-го ранга Олег ШВЕДКОВ.
– Олег Константинович, ОКС, как известно, это структура, в которой есть представители гражданского общества от силового блока и от законодательной власти. Насколько удачным оказался такой симбиоз? Каков вклад вашего совета в разрешение социальных проблем защитников Отечества, военных ветеранов и членов их семей?
– Конечно, есть определенные итоги. И о них конкретно в своем докладе рассказал наш бессменный председатель ОКС сенатор Виктор Озеров.
В частности он отметил, что на своих заседаниях члены ОКС поднимали темы, связанные с необходимостью повышения денежных окладов, улучшения материального уровня военнослужащих и работников силовых структур, военных пенсионеров и членов их семей. Ставились вопросы об улучшении их жилищных условий, медицинского и санаторно-курортного обеспечения. Кроме этого обсуждались общезначимые вопросы, связанные с ролью общественных организаций в обеспечении общественного порядка в регионах РФ, военно-патриотического воспитания молодежи, борьбы с фальсификацией истории Великой Отечественной войны.
По мнению Озерова, заслуга ОКС состоит в том, что он поддержал в свое время предложения, чтобы приравнять компенсацию за поднаем жилья сотрудникам МВД к размеру, который за это выплачивается военнослужащим Минобороны. Благодаря усилиям ОКС для военных пенсионеров и членов их семей в Минобороны РФ решаются вопросы о выдаче им воинских перевозочных документов для следования к месту санаторно-курортного лечения. По инициативе ОКС были также внесены определенные поправки в законодательство РФ, связанные с улучшением социально-правового положения семей погибших защитников Отечества, инвалидов и ветеранов военной службы. В связи с многочисленными жалобами от военнослужащих и ветеранов на проблемы с выдачей удостоверений ветеранов боевых действий благодаря содействию ОКС Минобороны РФ издало недавно соответствующий приказ, в котором определен регламент выдачи данного документа.
На 8-м заседании ОКС также были рассмотрены проблемы санаторно-курортного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей. В частности, говорилось о жалобах и снижении уровня предоставления им бесплатных медицинских услуг в связи с введением Минздравом определенных стандартов в лечении больных. Приглашенные на ОКС представители Главного военно-медицинского управления МО РФ генерал-майор Константин Кувшинов и полковник Сергей Долгих прояснили ситуацию и ответили на интересующие вопросы.
– Мне известно, что на заседание ОКС не пришли представители Минздрава, Минфина…Складывается впечатление, что исполнительная власть в РФ, кроме, может быть, представителей Минобороны, как будто сторонится тем, связанных с социальной защитой служивых людей… Казалось бы, в нашем правительстве есть ведомства, которые держат эти вопросы на определенном контроле, но конкретного органа, который бы все обобщал, глобально контролировал и решал бы социальные проблемы силовиков, военных пенсионеров, как, например, в США это делает министерство по делам ветеранов, у нас в РФ, так до сих пор и нет.
– Я не считаю, что ваше сравнение адекватно. У каждого государства, у которого есть сильная армия, имеется во властных органах своя в известной степени надежная система социальной защиты ее военнослужащих и отставников. В Соединенных Штатах, самой богатой стране мира, это одно. В РФ это другое. И у американцев, и у нас здесь, конечно, есть проблемы. Но аналогия, сравнение, думается, неуместны, и здесь я бы хотел поговорить о проблемах, которые волнуют служивых людей в РФ.
– Вы не могли бы здесь поподробнее?
– В обществе обсуждаются материальные проблемы военнослужащих: их уже ставшая обесцененной зарплата, недостаточные льготы по медицинскому обеспечению, передвижение к месту проведения отпуска. Параллельно с этим в российском обществе обсуждаются и материальные вопросы, которые характерны для военных пенсионеров и членов их семей. Отдельным пунктом здесь стоят проблемы семей (жен, детей) погибших защитников Отечества. Они, по-моему, больше других социальных слоев населения нуждаются в защите, но от государства получают сейчас недостаточно помощи.
– Да, проблем много. Но в чем конкретно, на ваш взгляд, недорабатывает государство в вопросах социальной защиты военнослужащих и других категорий граждан, посвятивших свою жизнь защите Отечества?
– Информируя об итогах развития ВС РФ за последние пять лет, Минобороны доложило, что «интенсивность мероприятий боевой подготовки войск по сравнению с 2012 годом возросла на 30%». Наши военнослужащие стали больше участвовать в военных учениях, дальних морских походах, выполнении практических задач по защите интересов Отечества. То есть офицеры, прапорщики, мичманы и просто солдаты стали отдавать ратному делу больше времени и сил. Но что наше государство дало взамен?
Нашим силовикам была законодательно обещана, начиная с 2013 года, индексация денежного довольствия согласно инфляции. Но этого государство не сделало. И за 2013–2017 годы «денежное довольствие военнослужащих обесценилось практически на половину, как минимум на 43%». В 2018 году эта индексация запланирована в размере всего 4%. Это явно не то, что было обещано. Я процитировал не свой вывод, а заключение думского комитета по обороне Госдумы на проект оборонного бюджета…
Другая сторона вопроса – военные пенсионеры. Здесь тоже налицо ущемление их прав. Согласно положения подпункта «г» пункта 1 Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», предусматривалось ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции. За прошедшие годы (2013–2017) это положение тоже нарушилось государством. И каждый год это недофинансирование составляло от 2 до 7%. К сожалению, в этом году это вряд ли будет исправлено.
– Это, как говорится, общие проблемы армии и отставников, и мы о них знаем. Но есть и специфические…
– Да, это так. О них можно говорить долго. И они все требуют ближайшего рассмотрения… Вот, к примеру, в 1992 году мы подписали соглашение с государствами, входящими в СНГ, о пенсионном и льготном обеспечении военнослужащих, которые служили на территории одного государства, а потом вернулись на территорию другого государства. В 2011 году Россия вышла из этого соглашения отдельным протоколом, утвержденным указом президента (тогда Дмитрия Медведева). Основная причина была в том, что другие государства ввиду экономической несостоятельности не выполняют положения Соглашения, и поэтому Россия говорит, почему мы одни должны это исполнять?
А в реальности получилась ситуация: те военнослужащие, которые служили в армии СНГ и потом прибыли в Россию, в свое время получили пенсионные удостоверения с отметкой о наличии льгот. Но относительно недавно в военкоматы пошла телеграмма от финансового органа Министерства обороны, требующая изъять у них эти пенсионные удостоверения, выдать новые, но уже без отметки о том, что он имеет право пользоваться льготами, положенными ветеранам-защитникам. С одной стороны, Минобороны выполняет решение высших государственных органов, но с другой стороны, люди шесть лет пользовались этими льготами, а теперь их у них забирают. Мы считаем, что ситуация абсолютно неправомерная. По этому вопросу мы обращались в адрес президента РФ и сейчас ждем результатов.
В этой ситуации дикая несправедливость заключается еще и в том, что когда к РФ в 2014 году присоединились Крым и Севастополь, получилось так, что севастопольские и крымские военнослужащие, даже те, которые ни дня не служили в советских и российских вооруженных силах, такими льготами пользуются.
А российский парень, майор или подполковник, которому в свое время говорили: ты послужи в армии Таджикистана, потому что мы вынуждены были там оставлять специалистов, приехал в Россию и этих льгот лишен. Здесь нарушается и конституционное право в том, что все граждане РФ пользуются равными правами в государстве.
Еще вопрос. Проблема касается инвалидов военной службы, то есть тех людей, которые получили инвалидность в период прохождения военной службы. Есть такая категория, и она законодательно закреплена – инвалид боевых действий. В основном они есть в таких организациях, как «Боевое братство», Российский союз ветеранов Афганистана и Союз десантников России. На этих людей распространяются определенные льготы, в том числе самые важные для них – по лечению и реабилитации. К ним приравниваются и те люди, которые получили инвалидность в период прохождения военной службы при выслуге более 20 лет. Мы ставим вопрос шире: он касается не такой уж большой группы людей, но это относится к тем, кто прослужил менее 20 лет. Какая принципиальная разница, в 21 год он получил травму при исполнении служебных обязанностей или в 19,5 года прохождения службы. Мы исходим из того, что этих людей надо приравнять. В ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится, что эти инвалиды имеют право обслуживаться в военно-медицинских учреждениях, но там также говорится, что могут обслуживаться не в ущерб тем категориям, которым это обслуживание положено. Во-первых, это дает право руководителям военно-медицинских учреждений отмахиваться от них, говорить, что нет мест, и вторая проблема – в этой ситуации имеет место элемент коррупционной составляющей: заплатишь – обслужат, не заплатишь – не обслужат. Причем это не мои догадки, а заключение и Совета Федерации и определенных структурных подразделений аппарата Государственной думы.
Здесь также каждый раз встает отдельный вопрос по проблемам обеспечения семей погибших защитников Отечества. Его в нашем обществе и СМИ не любят озвучивать. Но от проблем, которые здесь возникают, никуда не деться. Не секрет, что наши военнослужащие, к сожалению, гибнут в Сирии, в боях с преступниками, террористами на территории нашей страны. И семьи, которые остаются без отцов, очень слабо защищены. К нам в ОКС, например, регулярно обращается председатель Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества Татьяна Рубан с тем, чтобы посодействовать в законодательном предоставлении бесплатного жилья (льготной ипотеки) семьям погибших воинов или хотя бы выделить аналогичные ссуды на строительство домов. Ее организация просит прикрепить семьи погибших защитников Отечества к военным госпиталям, просит льготное снабжение путевками в санатории Минобороны, льготы на бесплатный проезд вдовам и их детям. Мы эти вопросы поднимаем перед законодателями, правительством, но что слышим в ответ? Отписки, отговорки…
– Неужели так все безнадежно?
– Нет, конечно, мы все оптимисты. И верим, что руководство страны повернется к нам лицом. Мы понимаем проблемы РФ и верим, что наше государство способно их решить. Для этого есть определенные планы, заделы. Но главное, их не изменять. Если армия повышает свою боевую активность, то это должно стимулироваться… Это очень плохо, когда государство не выполняет того, что обещало своим воинам... А ведь именно армия это гарант Конституции, и она должна верить в свое государство!
У нас есть надежда, что помимо ОКС в России возродят орган исполнительной власти, который как единый орган будет отвечать за права наших силовых ветеранов. В среде политиков, сенаторов и депутатов ГД, общественников не раз звучало предложение возобновить работу межведомственной комиссии при правительстве России. Данная структура в свое время выступала в качестве постоянно действующего координационного органа по рассмотрению вопросов и подготовке предложений по проблемам социальной защиты военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ветеранов войны и Вооруженных сил, членов их семей, а также лиц, уволенных со службы. Комиссия занималась разработкой проектов нормативных актов и программ по социальному, материальному, пенсионному обеспечению и другим мерам социальной защиты, отслеживала их реализацию.
комментарии(0)