Фото Volkan Furuncu/Anadolu Agency/Getty Images
Вашингтон не одинок в обещании заставить Дамаск «заплатить высокую цену» за якобы применение химического оружия в населенном пункте Дума (Восточная Гута, Сирия). Инициативу в свои руки взял и президент Франции Эмманюэль Макрон, обещавший нанести односторонний удар в случае химической атаки с человеческими жертвами. Видимо, он рассчитывает, что слова начальника российского Генштаба Валерия Герасимова о том, что если возникнет угроза жизни российских военных, Вооруженные силы РФ «примут ответные меры воздействия как по ракетам, так и по носителям, которые их будут применять», касаются только американцев.
Во всяком случае, французы обладают крылатыми ракетами морского базирования, способными поражать цели на расстоянии до 1000 км. Центральное стратегическое командование США заявило, что американцы, англичане и другие члены НАТО в состоянии оперативно вывести на огневые позиции до 140 надводных и подводных боевых кораблей для нанесения ударов «Томагавками» по военным и правительственным объектам в Сирии. Военные эксперты сомневаются, что у Североатлантического альянса в целом найдется такое количество ударных вымпелов с крылатыми ракетами на борту. Пока в районе ответственности 6-го флота США барражирует эсминец «Дональд Кук», несущий до 50 крылатых ракет. На сайте 6-го флота США появилось сообщение о выходе из военно-морской базы в Норфолке 11 апреля авианосной ударной группы, в составе которой следуют авианосец «Гарри Труман» и вооруженные «Томагавками»: ракетный крейсер «Нормандия», эсминцы: «Арли Берк», «Балкли», «Форрест Шерман», «Фаррагат». Отдельно в Средиземное море следуют эсминцы «Джейсон Данхэм» и «Дэ Салливанс», также с «Томагавками» на борту. В тот же район направляется немецкий фрегат «Хессен». Такое движение происходит на фоне агрессивных заявлений представителя США при ООН и ряда американских политиков. Так, сенатор от Республиканской партии Сюзан Коллинз, сказала прессе, что Дональд Трамп изменил свои намерения и принял решение не выводить американские войска из Сирии. Белый дом в настоящее время рассматривает варианты своих действий, в том числе и нанесение целевых ударов по объектам Асада.
Вышеуказанные известия буквально взорвали блогосферу, появились различного рода спекуляции псевдовоенных недоэкспертов. Цитирую один из перлов: «Если НАТО начнет осторожно с пуска 200–300 крылатых ракет и сотни-двух истребителей бомбардировщиков, то у сторон останется возможность спустить войну на тормозах как «сирийский инцидент». Если НАТО удастся подавить 30–50% нашего ПВО и РЭБ, повредить взлетно-посадочные полосы авиабазы, сбить или разбомбить на земле 15–20 наших самолетов и при этом потерять не более одного-двух больших кораблей и 15–20 своих самолетов (причем желательно, чтобы корабли были французские, испанские или голландские, а не американские), то стороны могут признать победу НАТО. Россия перестает прикрывать небо Сирии и Ирана, и НАТО начнет сухопутную операцию по принуждению Ирана и Сирии к миру и демократии. Если России удастся сбить или электронно отклонить 50–80% крылатых ракет, сбить 40–50 самолетов и главное потопить 5–6 больших кораблей, потеряв не более 20% своих систем ПВО и самолетов, то стороны могут признать победу России. Запад скажет, что свержение сирийского и иранского диктатора не стоит жизней европейцев. В Сирии закончится война и будет объявлена подготовка к выборам в новый парламент неделимой Сирии».
Никаких инсинуаций, просто поставим себя на место американцев. Да, есть отличная возможность отдаться милитаристическому угару и ринуться в бой, а там будь что будет. И конечно же, для повышения своего рейтинга в глазах американских избирателей Дональд Трамп может принять решение о силовых действиях, и, бесспорно, мир снова окажется на грани глобального ядерного конфликта. Но у Америки есть другое оружие, которое не сулит никакой атомной катастрофы. Зачем ломать копья и отдаваться в руки переменчивого военного счастья, когда можно потерпеть поражение или одержать пиррову победу? Вашингтон в состоянии планомерно душить Москву экономическими санкциями.
Не успела Россия оправиться от предыдущих мер, принятых американским финансовым ведомством против ряда ее весьма преуспевающих частных лиц, чиновников и компаний (в том числе и государственных), как Вашингтон подбросил Кремлю новую вводную. Накануне православной пасхи, 6 апреля, санкционный список вновь был расширен. В черный список американского Минфина попали 7 «капитанов» российского крупного бизнеса, 12 ведущих компаний, 17 высокопоставленных чиновников и других должностных лиц, включая топ-менеджеров госкорпораций и двух генералов. Среди отмеченных: Олег Дерипаска, Сулейман Керимов, Кирилл Шамалов, Виктор Вексельберг, Игорь Ротенберг, глава «Газпрома» Алексей Миллер, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, глава ВТБ Андрей Костин, директор Росгвардии Виктор Золотов. Рыночная реакция на это была не мгновенной, но очень быстрой. К полудню 9 апреля российские биржевые индексы рухнули более чем на 7%, «голубые фишки» подешевели на 7–12%. Курс евро на биржевых торгах достиг полуторагодового максимума, превысив отметку в 74 руб. Стоимость доллара пробила уровень 60 руб. и пошла выше, а это только начало.
Согласитесь, против такого оружия пока абсолютно бессильны самые совершенные русские ракеты и передовые средства радиоэлектронной борьбы. К примеру, банкротство ведущего танкостроительного завода страны, в отличие от многих противотанковых средств, в состоянии надежно уничтожить всю российскую, лучшую в мире, бронетехнику и на платформе «Армата», и Т-72, и Т-90. То же можно сказать о предприятиях разрабатывающих и производящих любой другой вид вооружений.
Надо признать, что у США еще непаханое поле возможностей развивать свой санкционный натиск на Москву. Начнем с того, что Кремль отдал сам, по доброй воле Вашингтону более 100 млрд долл. в виде закупки американских государственных ценных бумаг. Щелчок пальцами в Белом доме – и на них будет наложен арест. Кстати, Пекин держит в американских ценных бумагах 1,2 трлн долл., он тоже в большой степени уязвим, и не только из-за «трежерис» (treasuries – долговые обязательства казначейства Соединенных Штатов), США является самым крупным внешнеторговым партнером Поднебесной. Вернемся к могущественному оружию под названием «санкции» – оказавшиеся в черном списке лица не могут что-либо купить, продать, получить в дар, подарить на территории США, их активы подлежат аресту везде, куда дотягивается рука Вашингтона. Все, кто с ними сотрудничает, автоматически попадают под санкции. Предприятия также теряют возможность функционировать в экономическом пространстве, где всевластвует доллар США, любая фирма, банк, частное лицо, сотрудничающее с ними, подвергаются равному преследованию. Штаты дали своим компаниям два месяца на завершение всех дел с попавшими в санкционный список. К примеру, американские фирмы, заключившие даже самые жесткие контракты на импорт продукции предприятий-«штрафников» до 5 июня могут продолжать поставки, но платить уже будут не российским поставщикам, а на специальный счет в банке на территории США, в котором все поступления замораживаются автоматически. Все санкционники теряют возможность получать кредиты, оборудование, технологии от всех частных и юридических лиц, обитающих в долларовом пространстве.
Пока это грозит России сокращением экспорта металлов, в том числе и алюминия (биржевые цены на него уже подскочили). По логике вещей Штаты могут развивать ограничения вплоть до прекращения поставок из России нефти и природного газа (цены на них заметно повысятся). А это то состояние, в котором оказался в бытность Саддама Хусейна некогда процветающий Ирак, превратившийся в конце концов в экономического полумертвеца, его добили двумя интервенциями. Второй пример – Иран. Россия не Ирак и не Иран, у нее потенциал выживаемости неимоверно выше. Но США экономическими мерами в состоянии загнать РФ примерно на тот же уровень, на котором в конце 80-х оказался Советский Союз.
комментарии(0)