1
15949
Газета Реалии Интернет-версия

13.04.2018 00:01:00

Катастрофа «Лимана» и туман секретности

Почему обстоятельства столкновения с тоголезским скотовозом и затопления российского разведчика до сих пор не обнародованы

Александр Васин

Об авторе: Александр Евгеньевич Васин – независимый военный эксперт.

Тэги: эсминцы, вмс сша, фицжеральд, джон маккейн, столкновение, торговые суда, жертвы, суд, капитаны, тюрьма


эсминцы, вмс сша, фицжеральд, джон маккейн, столкновение, торговые суда, жертвы, суд, капитаны, тюрьма Эсминец «Фицджеральд» после столкновения. Фото с сайта www.navy.mil

Недавно в Вашингтоне состоялись предварительные слушания по делу командиров американских эсминцев «Фицджеральд» (USS Fitzgerald, DDG-62) и «Джон Маккейн» (USS John S. McCain, DDG-56) коммандеров Брюса Бенсона и Альфредо Санчеса. Против них выдвинуты обвинения в «недолжном исполнении служебных обязанностей и непреднамеренном убийстве». Им грозит реальный тюремный срок.

ФЛОТ ПРИЗНАЛ СВОЮ ВИНУ

Процесс был инициирован двумя трагическими инцидентами летом прошлого года в Тихом океане. 17 июня после полуночи «Фицджеральд» в Токийском заливе попал под таранный удар филиппинского контейнеровоза «Кристал». В результате семь американских моряков, находившихся в спальных помещениях правого борта в районе ватерлинии, погибли. Жертвой столкновения чуть не стал и командир корабля коммандер Брюс Бенсон, мирно спавший в своей каюте, находящейся в надстройке поблизости от мостика. Когда «Кристал» дал задний ход, его форштевень утянул из каюты и командира американского эсминца. Тот, чудом ухватившись за край обшивки, около десяти минут висел за бортом эсминца между жизнью и смертью. Аварийной партии в последний момент удалось спасти командира.

Еще более нелепый случай произошел 21 августа. Вскоре после восхода солнца в Южно-Китайском море восточнее Малаккского пролива на подходе к Сингапуру американский эсминец «Джон Маккейн» при явной неразберихе на мостике, где в тот момент находились командир и старпом, подставил свой левый борт под таран либерийского танкера «Алник». И снова жертвы. В спальных помещениях погибли десять моряков.

ВМС США провели тщательное расследование двух инцидентов. Полная версия доклада по этому поводу занимает 172 страницы убористого текста со схемами, таблицами и диаграммами, где поминутно, а если требуется, то и посекундно расписаны действия каждого моряка, причастного к трагедии. Американский флот полностью признал свою вину. «Оба эти инцидента можно было предотвратить, – заявил начальник военно-морских операций (командующий) ВМС США адмирал Джон Ричардсон. – Расследование выявило многочисленные ошибки, допущенные вахтенными сменами кораблей».

Средний разведывательный корабль «Лиман» форсирует Босфор. 	Фото Reuters
Средний разведывательный корабль «Лиман» форсирует Босфор. Фото Reuters

18 членов экипажей обоих эсминцев, несших вахту на мостиках, получили внесудебные взыскания, включая крупные денежные штрафы. Отправлены в отставку командующий 7-м флотом вице-адмирал Джозеф Окойн и командующий надводными силами ВМС вице-адмирал Томас Роуден, отстранены от занимаемых должностей командир 15-й эскадры эсминцев, к которой принадлежали оба корабля, кэптен Джеффри Беннет и контр-адмирал Чарльз Уильямс, командующий 5-й авианосной группой и одновременно 70-й многоцелевой группой, частью которой являются восемь эсминцев 15-й эскадры. Теперь очередь дошла до Брюса Бенсона и Альфредо Санчеса.

Помимо командования ВМС расследованием аварий «Фицджеральда» и «Джона Маккейна» занимались Министерство ВМС США, профильные комитеты и подкомитеты американского Конгресса. И нельзя сказать, что это дело окончательно закрыто. В средствах массовой информации и на заседаниях законодателей на Капитолийском холме тема причин и недопущения подобных инцидентов продолжает активно обсуждаться.

И СКРЫЛСЯ ПОД ВОЛНАМИ…

А вот совсем другой пример. В 11 часов 45 минут московского времени 27 апреля 2017 года средний разведывательный корабль (СРЗК) «Лиман» ВМФ РФ, стоявший на якоре в Черном море в 40 км северо-западнее от пролива Босфор, был протаранен судном-скотовозом «Youzarsif H» под флагом Того. Над морем стоял туман, не плотный, когда своей вытянутой руки не увидать, но все-таки существенно затруднявший визуальное наблюдение. Удар бульбом тоголезского судна, транспортировавшего более 8000 овец из румынского порта Мидия в иорданскую Акабу, пришелся в подводную часть «Лимана» в районе миделя, другими словами, практически в центральную часть правого борта.

Сразу же после аварии был подан сигнал SOS. Надо отдать должное: Береговая охрана (БОХР) и ВМС Турции незамедлительно направили к месту инцидента свои корабли и катера. К тонущему разведчику подошли два турецких корабля БОХР и два десантных катера ВМС. Это позволило организованно начать эвакуацию личного состава с «Лимана». Российских моряков принял на свой борт и находившийся тут же тоголезский «Youzarsif H». Когда развиднелось, к ним подключились два поисково-спасательных вертолета и самолет. Аварийная партия «Лимана» тем временем вела борьбу за живучесть СРЗК. Но все оказалось тщетным. Около 14.48 мск, приняв порядка 800 т забортной воды, разведывательный корабль скрылся под волнами. Судно связи, как еще называют корабли-разведчики, затонуло в точке с примерными координатами 41,50 градусов с.ш. и 28,95 градусов в.д., где глубины Черного моря составляют около 90 м. К счастью, 63 моряка с «Лимана» успели перейти на турецкие корабли, а 15 человек – на «Youzarsif H». Вся команда, таким образом, оказалась спасена.

УЧАСТНИКИ АВАРИИ

«Лиман» был построен для ВМФ СССР на польской верфи «Сточня Полноцна» в Гданьске в 1970 году (то есть на момент катастрофы ему исполнилось 47 лет) в качестве гидрографического судна по проекту 861 (Moma – по классификации НАТО). Он активно использовался по предназначению в Атлантике. Его полное водоизмещение – 1542 т, длина – 73,32 м, осадка – 3,85 м, максимальная скорость хода – 17,3 узла, а дальность плавания на 11 узлах весьма впечатляющая – 9700 миль. Вооружения, кроме переносных зенитных ракетных комплексов, стрелкового оружия личного состава и гранат, преимущественно сигнальных, «Лиман» не нес. Это был изящный и ходкий кораблик. В 1989 году судно переоборудовали и переквалифицировали в малый разведывательный корабль, а в 1992-м в средний разведывательный корабль.

«Лиман» совершил множество разведывательных миссий, самой известной из которых стал поход в Средиземное море в апреле-мае 1999 года, когда СРЗК был направлен в самую гущу натовских армад, атаковавших Югославию. Вместе с ним в паре действовала трагически погибшая в 2000 году атомная подводная лодка К-141 «Курск». Очевидно, что в том случае, если бы «Лиману» довелось выведать какие-либо данные о намечавшихся враждебных действиях в отношении нашей страны, то российская субмарина должна была нанести массированный ракетный удар по кораблям Североатлантического альянса.

Другой участник тех событий, теплоход «Youzarsif H», был построен в 1977 году. Его длина – 132 м, ширина – 13 м, осадка – 4,5 м, дедвейт – 2103 т. Судно не раз меняло название и флаг. Работает преимущественно в Средиземноморском бассейне и Красном море.

ПОГОНЯ ЗА ТАЙНАМИ И ИХ УНИЧТОЖЕНИЕ

После затопления «Лимана» Министерство обороны РФ уже 28 апреля заявило, что «все съемное специальное оборудование, документация, оружие и боеприпасы экипажем корабля были эвакуированы на спасательные средства, а затем благополучно доставлены на базу Черноморского флота в Крыму». Но этого быть не могло, поскольку более двух десятков секретных станций разведки, аппаратуры связи и опознавания, весящие десятки тонн, снять с тонущего корабля за три часа, прошедших после столкновения «Лимана» с «Youzarsif H» и затопления СРЗК, никак нельзя. Да и переправить в тот момент их было не на что. Очевидно, имелись в виду секретные документы и жесткие диски, которые российские моряки захватили с собой. Всю прочую аппаратуру, похоже, просто крушили кувалдами. Но, насколько это эффективно, когда палуба уходит из-под ног, трудно судить.

Сразу же после катастрофы моряков «Лимана» пересадили с турецких кораблей на российское судно «Улус-Стар», которое доставило их в ближайший порт. Оттуда спецбортом Министерства обороны РФ они вылетели в Севастополь. Уже утром 28 апреля экипаж был дома.

Тем временем к месту гибели «Лимана» стали стягиваться российские суда. Ближе всех к месту катастрофы находилось приписанное к Мурманску научно-исследовательское судно «Хезер Си», используемое для глубоководных комплексных инженерных изысканий. Оно работало в Черном море в интересах «Газпрома» в целях определения вариантов прокладки маршрута для «Турецкого потока». Судно оснащено уникальным оборудованием, включая подводный буровой комплекс, автономные и телеуправляемые подводные аппараты, способные работать на глубинах до 3000 м.

Однако «Хезер Си» так и не удалось поработать на месте гибели «Лимана». Его отозвали. Во-первых, это все-таки гражданское судно. А во-вторых, на его борту имелись зарубежные специалисты. А для работы с лежащим на дне СРЗК требовались люди, особо допущенные к этому. Вот почему к Босфору на полном ходу пошли опытовое судно Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны РФ «Селигер», новейший спасательный буксир СБ-739, легендарное спасательное судно «ЭПРОН», килекторное судно КИЛ-158 Черноморского флота. Был задействован и средний разведывательный корабль «Приазовье» проекта 864. Спешили они не зря. Одновременно из Средиземного моря через Босфор рванул турецкий спасатель подводных лодок «Алемдар» – самое совершенное судно ВМС НАТО, которое способно работать с объектами, находящимися на глубинах до 600 м. Прежде «Алемдар» никогда не наблюдался в Черном море.

Неизвестно, чем закончилась бы эта гонка. Но, судя по всему, Анкара пошла навстречу Москве. Более того, предоставила России право производить работы на дне своей исключительной экономической зоны – ведь «Лиман» затонул именно в ее пределах.

Как утверждает Министерство обороны РФ, никаких погружений водолазов к лежащему на дне «Лиману» не производилось. Вероятно, так оно и было. Ведь все вышеназванные суда под Андреевским флагом, кроме «Приазовья», оснащены телеуправляемыми и автономными глубоководными аппаратами. Как утверждают турецкие источники, в районе гибели «Лимана» было зафиксировано около 30 подводных взрывов. То есть старого разведчика расчленили на мелкие кусочки. Операция «Зачистка» завершилась к 11 мая прошлого года, когда все задействованные в ней суда вернулись в свои базы.

Впрочем, на этом дело не закончилось. В начале мая 2017 года рыбаки турецкой провинции Сакарья обнаружили ящики с гранатами с затонувшего разведывательного корабля «Лиман». Очевидно, их хотели затопить, но деревянные ящики, в которые они были упакованы, не позволили им пойти ко дну.

КТО ВИНОВАТ?

На этот извечный российский вопрос поначалу отвечали однозначно – судоводители тоголезского скотовоза. Именно они въехали в борт нашему СРЗК, хотя и были предупреждены о его местонахождении.

Сразу же после катастрофы ряд отставных военно-морских начальников потребовал догнать, захватить и наказать экипаж скотовоза «Youzarsif H». Но довольно быстро их пыл поостыл. Тоголезское судно по-прежнему возит свой живой товар из портов Черного моря в порты Средиземного и Красного. И никто его не задерживает. Похоже, большой вины скотовоза в столкновении Морская арбитражная комиссия не нашла. Если Россия вообще подавала на него претензию, ощущая шаткость своей позиции. Ведь, согласно Международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 года (МППСС-72), «судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует ли опасность столкновения. Если это так, то оно должно своевременно предпринять действие для расхождения». «Лиман», увы, такие действия не предпринимал. На мостик даже не был приглашен командир. И это в районе интенсивного морского судоходства!

Да и сама постановка СРЗК на якорь в данной акватории, мягко говоря, вызывает недоумение. Ведь корабль, входивший в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота, только 26 апреля вышел на боевую службу из Севастополя. Он должен был сменить в Восточном Средиземноморье однотипный СРЗК «Кильдин». В свою очередь, последний в конце января 2017 года сменил в том же районе «Лиман», в течение 100 суток отслеживавший  действия ВМС США и НАТО у берегов Сирии. Почему же корабль в итоге оказался на якоре недалеко от входа в Босфор? Возможно, что для того есть веская причина. В качестве таковой можем предположить появление в Черном море британского эсминца «Дэринг». Очевидно, командование решало: продолжить «Лиману» свой поход или притормозить его, дабы тот «послушал» англичанина. Пока Москва раздумывала, командир «Лимана» капитан 3 ранга Кирилл Беляев дал экипажу отдохнуть…

Расследование инцидента, конечно, было. Но мы ничего о нем не знаем. Соображениями секретности в данном случае прикрыться нельзя. Ведь речь идет о навигационной катастрофе, обстоятельства которой должны стать поучительными для всех мореплавателей – не только военных, но и гражданских, российских и зарубежных. Как сказал командующий военно-морскими операциями ВМС США адмирал Джон Ричардсон, предваряя публикацию докладов об авариях эсминцев «Фицджеральд» и «Джон Маккейн», «первостепенное значение для ВМС США имеют прозрачность в отношении причин и извлеченных из них уроков для семей погибших моряков, Конгресса и американского народа и приложение всех усилий для того, чтобы подобные трагедии не повторились».

Нам давно следует предпринять усилия не только для заимствования у Соединенных Штатов фастфудов, джинсов и голливудских фильмов сомнительного содержания и качества, но и чего-то действительно полезного, в том числе опыта тщательных расследований аварий и катастроф, чтобы извлекать уроки из них.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Андрей 13:23 15.04.2018

Уважаемый эксперт, похоже, не имеет никакого отношения к флоту. "Приняв порядка 800 тонн забортной воды" (кто считал?), дальность плавания 9700 миль (почти полэкватора без дозаправки?), "изящный и ходкий кораблик" (да это же, по сути, сейнер - на нем плюнешь за борт - уже три балла качка). "На мостик не был приглашен командир" (это фейки украинские были). Постановка на якорь у него вызывает недоумение... Да есть тысячи поводов для того, чтобы стать на "яшку".



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Верховный суд требует оригинальных решений

Верховный суд требует оригинальных решений

Екатерина Трифонова

Расхождения в текстах протоколов становятся все более существенными

0
599
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2054
В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

Виктория Панфилова

Громкий судебный процесс проходит за закрытыми дверями

0
2468
Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Владимир Скосырев

Проигравшие получили от 4 до 10 лет тюрьмы

0
1990

Другие новости