Николайчук И.А., Янгляева М.М., Якова Т.С. Крылья хаоса. Массмедиа, мировая политика и безопасность государства.
– М.: ИКАР, 2018. – 352 с.; ил. |
В начале 2018 года в московском издательстве «Икар» вышла книга И. Николайчука, М. Янгляевой и Т. Яковой «Крылья хаоса». Ее авторы обращаются к актуальной теме мировой политики и роли в ней информационного фактора. Их исследование подтверждает, что в настоящее время все чаще главными технологиями для решения государственных задач становится пропаганда, которая в новой системе массовых коммуникаций приобрела стратегический характер и стала фактором межгосударственного противоборства. В этих условиях СМИ стали действенным инструментом обеспечения национальной безопасности.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом президента РФ от 5 декабря 2016 года, об этой ситуации говорится так: «Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности государств… Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации… Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В целях противодействия информационной агрессии против России концепция внешней политики РФ предусматривает укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы.
Авторы книги – непосредственные участники «полевых» работ и научных исследований по различным частным или достаточно общим вопросам, касающихся информационной безопасности России и проведения информационно-психологических операций. Они считают, что превращение массмедиа в некоторый аналог стратегического оружия не получил пока должного научного осмысления. Поэтому, используя результаты своей многолетней исследовательской работы и опыт противодействия информационным атакам на Россию, равно как и опыт продвижения объективной информации на зарубежную аудиторию российскими СМИ, они решили восполнить этот пробел.
НОВАТОРСКИЙ ПОДХОД
В начале монографии рассматривается роль СМИ в качестве активного участника социально-политических процессов в рамках теории хаоса. Такой подход можно назвать новаторским. По взглядам авторов, в современном мире именно СМИ способны выступать инструментом инициации хаоса и, наоборот, в определенном смысле рождать потенции к упорядочиванию картины мира, выстраивать «постхаос», гармонизировать картину бытия, создавая систему осей симметрии. Такое сложное описание функций СМИ авторы предлагают упростить до метафоры: СМИ сегодня можно рассматривать как «крылья хаоса», которые несут нас в пространственно-временной континуум новых хронотопов.
Стратегическая пропаганда в книге рассматривается как область политической практики. По утверждению ученых, стратегический характер пропаганда приобретает тогда, когда она используется для решения задач государственного уровня, связанных с необходимостью достижения целей обеспечения национальной безопасности или защиты национальных интересов, включая и ведение информационных войн. «Создание благоприятного общественного мнения составляет сущность стратегической пропаганды» – утверждается в монографии. Раскрывая сущность и эволюцию целей стратегической пропаганды, авторы делают акцент на истории исследований феномена пропаганды, указывают на попытки правового регулирования пропагандистской деятельности, рассматривают современную роль СМИ в контексте стратегического сдерживания, показывая динамику взаимодействия массмедиа и пропаганды.
На основе методов медиаметрии в книге представлены сравнительные исторические данные как база для понимания концепции современной информационной войны против России, а также динамические ряды числа публикаций по СМИ и пропаганде. В ходе анализа официальных данных раскрывается масштабность информационных операций внешнеполитических ведомств США на российском направлении, ресурсное и организационное обеспечение информационной войны против России со стороны американских госструктур. Особое внимание уделено рассмотрению пропаганды как стратегического оружия в ходе кризиса на Украине. Стратегическая пропаганда, развернутая здесь, по мнению авторов, позволила США и НАТО установить контроль над информационным пространством Украины, стабилизировать там внутреннюю ситуацию на условиях, выгодных внешним акторам, подчинить себе национальные элиты и превратить Украину в главный на сегодня инструмент конфронтации с Россией.
КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ, ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ
Авторы отмечают успешность массированного применения США, НАТО и ЕС «пропагандистского оружия» для консолидации стран НАТО «перед лицом российской угрозы», усиления давления на руководство России с целью изоляции и ослабления страны, но считают полным провалом их попытки использовать это оружие для ослабления Российского государства. В книге представлена современная мировая картина медиа, в которой основная часть информационного потока производится транснациональными медийными концернами, большинство которых находится в США. Им принадлежит более 90% медиа США, они имеют свои филиалы на всех континентах. Это привело к глобализации информационных услуг, возникновению новой информационной сферы, которая производит единые для всех людей образы, играет важную роль в доставке пропаганды, социального программирования.
Авторы отмечают, что начиная с середины XX века пресса западного мира, которую принято считать эталоном журналистского мастерства и полем так называемого объективного факта, потчует своего читателя, зрителя, слушателя эрзацем информации. У потребителя информационный эрзац приводит к дезориентации, к нищете информации при невиданном изобилии технических и технологических средств. Новость внешне выглядит объективным фактом, но на поверку оказывается скроенной по одной модели, которая, в свою очередь, строится из множества стереотипов, необходимых для социального программирования.
Делая экскурс в прошлое, авторы сообщают, что четыре пятых тиража ежедневных газет, выходивших во время холодной войны за пределами социалистического лагеря, девять десятых мощностей радиопередатчиков и 95% мощностей телевидения контролировалось медиаконцернами Северной Америки, Западной Европы и Японии. «Спустя полвека ничего не изменилось, – констатируют авторы, – слияния, поглощения – контроль имеет место быть. Но никогда медиа, через которые происходит формирование мировой информационной среды, не были так консолидированы, как сегодня».
В книге утверждается, что пока существуют государства и их геополитические интересы, каждому игроку на мировой арене нужно выстраивать ось «свой – чужой». Рассуждая о функционировании СМИ в системе выстраивания информационных войн между элитами, авторы делают ревизию опыта представления обществу картины взаимодействия политических лидеров со СМИ в части приобретения этими людьми потенциалов манипуляции общественным мнением и даже каналов стратегической пропаганды на национальную аудиторию в собственных интересах. Многое в этом симбиозе в книге объясняется с помощью исторических фактов и рассмотрения деталей хронотопа.
РОЛЬ СМИ В ВОЙНЕ
Последняя глава монографии посвящена проблеме СМИ и конфликтам современного мира. Авторов в первую очередь интересует роль СМИ в войнах и вооруженных конфликтах. При этом особое внимание обращается на функционирование медиа на этапе до начала боевых действий, который зачастую исключается из анализа многими исследователями. Исследователи показывают, что война невозможна, пока «правительству не удастся убедить народ» и пока «народу» не будут явлены «признаки предстоящей победы».
В целом в данной монографии на основе анализа значительного количества теоретических источников и исследования большого фактологического материала делается попытка целостного освещения инструментария информационной борьбы в современном мире. «Крылья хаоса» – это книга о превращении массмедиа в стратегическое оружие. Это новый взгляд на международные процессы, мировую политику и безопасность государства.
комментарии(0)