0
9000
Газета Реалии Интернет-версия

08.06.2018 00:01:00

Зачем Вашингтон идет на обострение отношений с Москвой

Выход Соединенных Штатов из Договора о РСМД – угроза международной безопасности

Мидыхат Вильданов

Об авторе: Мидыхат Петрович Вильданов – генерал-майор, доцент, кандидат военных наук, заслуженный военный специалист Российской Федерации, преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Тэги: договор рсмд, пионер, рк55, отр22, отр23, ока, першинг, томагавк


договор рсмд, пионер, рк55, отр22, отр23, ока, першинг, томагавк Советский инспектор изучает крылатую ракету наземного базирования «Томахок» перед ее уничтожением. Фото с сайта www.defenseimagery.mil

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД) был подписан руководителями СССР и США в Вашингтоне 8 декабря 1987 года и вступил в силу 1 июня 1988 года. К 1991 году ликвидации подлежали советские баллистические ракеты средней дальности (БРСД) «Пионер», «Пионер-УТТХ», Р-12, Р-14, крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55, а также баллистические ракеты меньшей дальности – ОТР-22 и ОТР-23 («Ока»). В стратегических наступательных силах (СНС) США предусматривалось ликвидировать ракеты малой дальности «Першинг-1А», БРСД «Першинг-2» и КРНБ BGM-109G. Вместе с ракетами подлежали уничтожению их пусковые установки (ПУ) и связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование.

В результате выполнения Договора о РСМД к 1 июня 1991 года на территории России и бывших республик СССР было ликвидировано 1846 ракет, 825 ПУ и 812 корпусов головных частей. В США было уничтожено 846 ракет, 289 ПУ и 442 корпуса головных частей. Таким образом, в СССР по сравнению с США было ликвидировано более чем в два раза больше ракет и пусковых установок РСМД.

Безусловно, Договор о РСМД стал первым в истории международным соглашением в области ядерного разоружения, в результате которого были ликвидированы баллистические ракеты с дальностью от 500 до 5500 км. Вместе с тем в настоящее время ключевые положения бессрочного Договора о РСМД с целью достижения военно-стратегического превосходства над Российской Федерацией военно-политическим руководством (ВПР) США преднамеренно нарушаются, что подтверждается следующими фактами.

АМЕРИКАНСКИЕ НАРУШЕНИЯ ДОГОВОРА

Так, в обход Договора о РСМД американская сторона осуществляет следующие действия:

– разрабатывает ракеты-мишени средней и промежуточной дальности для отработки задач противоракетных перехватов;

– без согласования с российской стороной ввела и использует в договорной деятельности термин «промежуточная дальность»;

– не представила ракеты-мишени на демонстрацию и показ их отличительных признаков;

– до сих пор не заявлены места стартов ракет-мишеней;

– не представляет уведомления о состоянии и перемещении ракет-мишеней.

Особо следует отметить, что США не заявили предназначение и тактико-технические характеристики ракет GBI (Ground Based Interceptors), а данные об их противоракетной принадлежности не подтверждены. Более того, проводятся испытательные пуски этих противоракет из шахтных пусковых установок авиабазы (АвБ) Ванденберг, что является дестабилизирующим фактором обстановки, поскольку создает предпосылки к возникновению ядерных инцидентов между США, Россией и Китаем. Это объясняется тем, что уведомления о пусках изделий GBI, по Соглашению между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок от 31 мая 1988 года, российской стороне не представляются. В результате может быть спровоцирован ракетно-ядерный удар по объектам на территории США из-за неверной идентификации старта ракет этого типа.

Основные положения Договора о РСМД нарушаются также в ходе реализации оперативно-стратегической концепции «Глобальный удар». Так, Министерством армии США успешно проведено несколько летно-конструкторских испытаний аппарата AHW (Advanced Hypersonic Weapon) на дальность в 3800 км. Для проведения пуска применяются ракеты-носители  STARS (Strategic Target System), изготовленные на базе снятой с вооружения баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) «Посейдон».

В связи с этим генеральный конструктор ПГРК «Тополь», «Тополь-М», «Ярс», «Рубеж» и БРПЛ «Булава» академик Юрий Соломонов неоднократно подчеркивал: «Несмотря на то что теоретически ракета-мишень является ракетой класса «земля–воздух», доработать ее до класса «земля–земля» не является проблемой, так как после активного участка долететь по баллистической траектории до земли не составит труда».

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Серьезную угрозу военной безопасности России представляет размещение на территории Румынии (Девеселу) американской базы с наземным противоракетным комплексом (ПРК) «Иджис Эшор» с 24 противоракетами типа «Стандарт-3» мод. 1Б. Аналогичный ПРК с модернизированной противоракетой будет развернут к концу 2018 года на территории Польши (Редзиково). Предусматривается возможность развертывания ПРК на территории Болгарии и других стран – участниц блока НАТО. Важно отметить, что ПРК «Иджис-Эшор» включает стандартные контейнеры, в которые вместо противоракет типа «Стандарт-3» могут быть загружены новые ракеты средней дальности, крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) «Томахок» или гиперзвуковые средства оружия (ГЗО), создаваемые в рамках оперативно-стратегической концепции «Глобальный удар». При этом потребуется определенная доработка программного обеспечения и наземного проверочно-пускового оборудования с учетом наземной специфики ПРК. В связи с этим президент РФ Владимир Путин заявил: «Это пусковые установки Мк41, в которых сегодня размещаются ракеты дальностью 500 км. Через несколько лет это будут ракеты дальностью 1 тыс. км. В эти компактные установки могут быть загружены ударные крылатые ракеты большой дальности, и мы даже не будем об этом знать».

В свою очередь, министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на коллегии МО РФ в декабре 2017 года указывал по этому поводу: «Универсальность пусковых установок Мк41 системы ЕвроПРО позволяет скрытно, после небольшой доработки, разместить в них крылатые ракеты «Томахок». Количество таких ракет у наших границ может насчитывать от 150 до 300 единиц с дальностью действия до 2400 км. Подлетное время этих ракет к объектам на европейской части России и Республики Беларусь составляет менее 10 минут. Все эти ударные средства способны поражать стратегические и критически важные объекты России и Республики Беларусь».

Таким образом, развернутые в Румынии и Польше универсальные пусковые установки Мк41 в нарушение Договора о РСМД могут быть использованы для боевого применения ракет средней дальности. Кроме того, на территории пяти стран – участниц альянса находится 150–200 ядерных авиабомб типа В61 различной модификации и около 360 самолетов – носителей ядерного оружия из состава тактической авиации Объединенных ВВС НАТО и ВВС США. К 2020 году планируется принятие на вооружение модернизированной авиабомбы В61-12 и оснащение ею тактического истребителя F-35 и нового стратегического бомбардировщика В-21. Следует отметить, что часть группировки самолетов тактической авиации дислоцируется на авиабазах Эмари (Эстония), Зокняй (Литва) и Лиелварде (Латвия).

Дональд Трамп решил, что Договор о РСМД Америке не нужен. 	Фото Reuters
Дональд Трамп решил, что Договор о РСМД Америке не нужен. Фото Reuters

По вине американского руководства отсутствует прогресс в реализации российской инициативы по глобализации Договора о РСМД, которая была заявлена на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 году. Американская сторона, формально поддержав данную инициативу, проявляет явную незаинтересованность в ее продвижении. Причина заключается в росте количества стран – обладателей ракет средней дальности (Китай, Индия, Пакистан, КНДР, Иран), способных поражать стратегические и критически важные объекты на территории России, что выгодно американцам. В то же время американская сторона не считает ракеты данного класса угрозой национальной безопасности, поскольку объекты на территории США для ракет средней дальности недосягаемы. В связи с этим ВПР США и не проявляет готовности и заинтересованности к обсуждению условий и принципов, на базе которых могла бы быть выработана всеобщая договоренность о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

По взглядам ВПР России, Договор о РСМД является краеугольным камнем обеспечения международной безопасности и играет значительную роль в поддержании стратегической стабильности.

ЛОЖНЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ ОБВИНЕНИЯ

В настоящее время выполнение Договора оказалось под угрозой срыва: американское руководство предъявляет России голословные обвинения в нарушении Договора при проведении летных испытаний крылатых ракет (9М729) для ОТРК «Искандер-М», хотя их дальность не превышает 500 км. Также американцы утверждают, что российская сторона в обход Договора о РСМД осуществляет развертывание ПГРК с ракетой «Рубеж», хотя она была представлена на показ американским инспекторам в качестве межконтинентальной, что зафиксировано в фактологическом отчете.

В МИД России неоднократно заявляли, что Соединенные Штаты обвиняют Россию в нарушении Договора о РСМД, выдвигая ничем не подкрепленные аргументы. Глава МИД России Сергей Лавров подчеркивал, что российское руководство неоднократно подтверждало приверженность обязательствам по соглашению и каких-либо нарушений со стороны России не было, при этом «США не приводят никакой конкретной информации, которую можно было бы проверить, чтобы прояснить ситуацию».

Тем не менее ВПР США считает, что Договор о РСМД не соответствует интересам национальной безопасности государства, его союзников и партнеров и заявило о намерениях по выходу из этого Соглашения. В связи с этим группа сенаторов представила в Конгресс США законопроект с целью «наказать Россию за имеющие место нарушения Договора о РСМД». В законопроекте записано, что «воздействовать на режим в России увещеваниями бесполезно, а вот меры по наращиванию ядерных сил в Европе вполне могут помочь». Комитетами по делам ВС обеих палат Конгресса США принято решение выделить 58 млн долл. на противодействие нарушениям Россией Договора о РСМД, что закреплено уже в законопроекте о бюджете и политике Пентагона на 2018 финансовый год.

В Обзоре ядерной политики – 2018 отмечено: «США будут разрабатывать ядерную КРМБ, которая обеспечит необходимое региональное присутствие, гарантированный потенциал реагирования и ответные действия на нарушения Россией Договора о РСМД. Усиление роли ядерного потенциала России в ее военной политике, выполнение масштабных программ модернизации ядерного оружия, отказ от переговоров по сокращению запасов тактического ядерного оружия, а также решение Москвы нарушить Договор о РСМД свидетельствуют о том, что Россия категорически отказывается поддерживать усилия США по уменьшению значимости ядерных вооружений. ВПР США принимает ответные меры дипломатического и военного характера, вводит экономические санкции».

В качестве ответных мер планируется разработка и развертывание в Европе американских ракет средней дальности с передачей их странам НАТО.

Речь идет о возобновлении серийного производства мобильных ракет средней дальности типа MGM-31C «Першинг-2» в модернизированном варианте, в также крылатых ракет наземного базирования типа BGM-109G «Томахок», ранее развернутых в Европе в количестве более 500 единиц. При этом подразделения КРНБ и РСД могут быть развернуты на территории Польши, Румынии, Болгарии, Украины и прибалтийских стран, что существенно сокращает подлетное время ракет средней дальности и крылатых ракет по нанесению ударов по России и Беларуси.

Следует подчеркнуть, что развертывание на территории стран НАТО ядерных ракет повысит уровень недоверия и нестабильности в густонаселенной Европе, поскольку сомнительно, что союзники США согласятся на размещение таких ракет на своей территории.

Серьезную угрозу военной безопасности России представляют четыре ПЛАРК «Огайо», способные нести до 154 ракет «Томахок» каждая, в пределах досягаемости которых находится значительная часть важных объектов России и Республики Беларусь. Согласно положениям Обзора ядерной политики – 2018, предусматривается их возврат в ядерный статус.

Кроме того, выход США из договора вызовет нарушение трех ключевых статей Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО): государства – обладатели ядерного оружия обязуются не передавать и не размещать его на территории неядерных стран (ст. 1), неядерные страны обязуются не принимать и не содержать ядерное оружие на своей территории (ст. 2), ядерные державы обязуются сокращать свой ядерный потенциал (ст. 6). Следует также ожидать пересмотра ядерной политики Великобритании, Франции, а также Китая по сокращению своих ядерных вооружений; дальнейшей консолидации стран НАТО на антироссийской платформе; негативного влияния на международно-правовую систему в области контроля над вооружениями и режима нераспространения.

Вызывает озабоченность тот факт, что действие Договора о СНВ истекает в 2021 году и разногласия вокруг Договора о РСМД могут помешать началу переговорного процесса между РФ и США о продлении срока действия этого соглашения или разработке нового. И как результат – развязывание новой глобальной гонки вооружений между США и Россией, в которую могут быть втянуты и другие страны.

РОССИЙСКИЕ АДЕКВАТНЫЕ И АСИММЕТРИЧНЫЕ МЕРЫ

Следует напомнить, что военно-политическое руководство России не раз заявляло о готовности соблюдать ракетно-ядерный паритет, который скрупулезно и с большой осторожностью создавался между Москвой и Вашингтоном в течение многих десятилетий. Российская сторона неоднократно подчеркивала, что выступает против наращивания ядерных вооружений и их бесконтрольного распространения. При этом президент России Владимир Путин заявил, что «если американцы пойдут на шаги, означающие фактический слом договора, наш ответ будет мгновенным и зеркальным».

В таком случае Россия будет вынуждена отвечать комплексом мер по направлениям, которые могут заставить США отказаться от планов выхода из Договора о РСМД.

Первое направление – это ускорение разработки и принятия на вооружение уникальных видов вооружения, заявленных президентом РФ Владимиром Путиным в недавнем Послании Федеральному собранию. В рамках этого направления будет осуществляться совершенствование системы боевого управления войсками и оружием с целью оперативного доведения до органов и пунктов управления Стратегическими ядерными силами ВС РФ и системы воздушно-космической обороны (ВКО) приказов (сигналов) на ответные действия и их боевое применение. Особое внимание будет уделено модернизации существующих и принятию на вооружение перспективных объектов космического и наземного эшелонов системы предупреждения о ракетном нападении.

Будет проводиться развертывание перспективных зенитно-ракетных систем, способных к перехвату боевых блоков ракет средней дальности, крылатых ракет и ГЗО противника, а также сокращение сроков готовности зенитно-ракетных средств к отражению воздушно-космического нападения противника с целью защиты шахтных пусковых установок и командных пунктов ракетных полков стационарного базирования, поскольку их координаты известны США согласно Договору о СНВ.

В списке приоритетов – реализация программ быстрого производства и развертывания ракетных комплексов «Рубеж» и ОТРК «Искандер-М»; возобновление работ по созданию боевого железнодорожного комплекса в рамках ОКР «Баргузин-РВ», а также рассмотрение возможности патрулирования подводных лодок, оснащенных высокоточным оружием большой дальности в акваториях Тихого и Атлантического океанов с учетом недостатков географического положения территории США и концентрации ключевых объектов инфраструктуры на побережье государства.

Особо следует отметить такие направления деятельности, как совершенствование форм и способов экстренного рассредоточения ПГРК, их маневренных действий, передислокаций на большие расстояния с занятием скрытых позиционных районов; применение нестандартных способов оперативной маскировки и введения противника в заблуждение относительно мест дислокации, состояний и перемещений ПГРК, группировок АСЯС и МСЯС; создание угрозы нанесения высокоточных ударов по ракетным комплексам средней дальности и крылатым ракетам наземного базирования, объектам ЕвроПРО и тактического ядерного оружия, находящимся на территории стран – участниц блока НАТО с информированием населения о возможных последствиях таких ударов и др.

Второе направление подразумевает постоянное информирование руководства и общественности государств, на территориях которых будут развертываться ракетные комплексы средней дальности, крылатые ракеты наземного базирования, объекты системы ЕвроПРО, сохранено тактическое ядерное оружие США, о том, что эти объекты являются первоочередными целями для нанесения по ним ядерных и неядерных ударов.

В частности, представляется целесообразным с помощью различных СМИ и интернет-ресурсов довести результаты априорной оценки обстановки, что после нанесения ракетно-ядерных ударов по объектам на территории стран Европы прогнозируется возникновение обширных зон радиоактивного заражения местности, действие проникающей радиации, сейсмовзрывных волн с развитием геофизических разрушительных процессов. Кроме того, оценки результатов нанесения гипотетических ракетно-ядерных ударов свидетельствуют о незащищенности этих объектов от воздействия электромагнитных импульсов, возникающих при ядерных взрывах или действии специальных генераторов ЭМИ. По результатам моделирования, наиболее уязвимыми оказываются системы электроснабжения, что приведет к дезорганизации управления, хаосу и нарушению функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения и др.

В настоящее время представители военно-политического руководства Германии, Румынии, Польши, Чехии, Турции, Испании, Италии, Великобритании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Дании, стран Балтии и других государств альянса, которые размещают на своей территории объекты системы ЕвроПРО и тактического ядерного оружия, а в перспективе и ракеты средней дальности и крылатые ракеты наземного базирования, наивно полагают, что будут надежно прикрыты противоракетным зонтиком. В связи с этим, как представляется, целесообразно формировать у населения этих государств мнение о том, что размещение этих объектов на их территории создает реальную угрозу безопасности для самих государств, превращая их в цели первоочередного поражения.

Возможно использование и других аргументов в интересах усиления информационного воздействия и формирования мирового общественного мнения об угрозах, возникающих в связи с размещением ракет средней дальности, крылатых ракет и развертывания элементов системы ЕвроПРО.

В этой связи полезно обратиться к заявлениям академика Юрия Соломонова «о создании принципиально нового типа боевого оснащения, которое поставит точку на всех разговорах относительно нашей борьбы с системой ЕвроПРО. Осталось лишь адаптировать разработку к имеющимся на вооружении ракетным комплексам». Важно подчеркивать также, что российские МБР испытаны на такие минимальные прицельные дальности, которые позволяют полностью перекрыть весь диапазон потенциальных объектов поражения ракетами средней дальности.

Таков далеко не полный перечень упреждающих действий в ответ на угрозы, связанные с возможным выходом Соединенных Штатов из Договора о РСМД. Кроме того, уместно напомнить американско-натовскому руководству, что в Стратегических ядерных силах ВС РФ несет боевое дежурство и подвергается масштабной модернизации резервная система управления войсками (силами) и ядерным оружием «Периметр», известная как «Мертвая рука» или «Рука из гроба».

В современных условиях представляется целесообразным военно-политическому руководству России взять на себя инициативу по принятию незамедлительных политико-дипломатических шагов для сохранения устойчивости Договора о РСМД и других аналогичных соглашений. В частности, предложить восстановить полномасштабную работу Согласительной комиссии для обсуждения вопросов урегулирования претензий, включая адаптацию положений Договора о РСМД к современным реалиям с учетом военно-технического прогресса.

Успех на этом направлении мог бы стать стартовым в дальнейших консультациях и переговорах России и США по укреплению стратегической и региональной стабильности, по дальнейшему ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Екатерина Трифонова

ФСИН склоняется к организации видеосвиданий с обвиняемыми именно из СИЗО

0
1171
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
1962
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
1929
Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Игорь Субботин

Президенту еврейского государства перекрыли путь в Азербайджан

0
1745

Другие новости