Известно, что Генеральная Ассамблея (ГА) ООН в начале каждого года принимается за миротворчество. Для этого имеется Специальный комитет по операциям по поддержанию мира (C-34), учрежденный резолюцией 2006 (XIX) ГА от 18 февраля 1965 года с мандатом проводить всеобъемлющее рассмотрение всего вопроса об операциях по поддержанию мира во всех их аспектах. В состав комитета входят 153 страны и 13 наблюдателей, в том числе Святой престол и суверенный Мальтийский орден. Причем ГА играет ключевую роль в финансировании миротворческой деятельности, но непосредственно не принимает политических решений по вопросам учреждения или завершения операций ООН по поддержанию мира.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
В Нью-Йорке с 12 февраля по 9 марта 2018 года проходила очередная ежегодная сессия Специального комитета ООН по операциям по поддержанию мира. На заседаниях в зале можно было насчитать более 50 военных, на многих были аксельбанты. Но это не представители от миротворческих миссий на местах, а члены делегаций национальных постоянных представительств ООН в Нью-Йорке. От России на сессии участвовало шесть человек, военных не было. Наибольшее количество участников было от Южной Африки – 19 человек, включая девять военных.
Текст доклада по итогам сессии был опубликован в середине июня. Некоторые его пункты «стандартные», они не меняются много лет. К остальным пунктам требования жесткие: «Ничто не согласовано, пока не согласовано все». Требовательность и жесткость формулировок – отличительная черта нового доклада: «Рекомендации и выводы комитета отражают прежде всего его уникальный опыт в области миротворческой деятельности».
Девять страниц текста уделено безопасности миротворцев. Выпущен справочник для личного состава воинских подразделений по вопросам ликвидации неразорвавшихся боеприпасов, руководство по вопросам уменьшения угрозы самодельных взрывных устройств (СВУ) и словарь терминов по СВУ.
Вопросы разведки поднимал представитель Норвегии, так как его страна взяла обязательство направить в африканские миссии офицеров разведки. В докладе этот пункт озаглавлен: «Сбор и анализ разведывательных данных и информации для миротворческой деятельности» (п. 71–77). Предлагается проект «рамочной программы по разведывательной информации для миротворческих операций». Проявляется озабоченность в связи с нехваткой вертолетов в миссиях.
Представлен внушительный набор рекомендаций по повышению ооновского потенциала оперативного развертывания операций, проработке аспектов перехода от миротворчества к миростроительству. Гендерному фактору в миротворческих операциях уделено шесть страниц. Рассмотрены вопросы укрепления материально-технической базы миротворчества ООН, его административно-бюджетные аспекты.
Обращалось внимание на «культуру исполнения»: «Предпринять смелые шаги по институционализации культуры исполнения, в рамках которой в состав миссий ООН были бы направлены только самые эффективные войска и полиция. Если силы миссии не могут или не желают выполнять свой мандат, необходимо найти других участников, способных выполнить этот мандат».
ВКЛАД РОССИИ
Россия, являясь активным участником ооновского миротворчества, принимает деятельное участие в работе сессии комитета. Проанализируем вклад РФ в миротворческую деятельность:
– российский личный состав в миссиях ООН (военный и полицейский персонал). Россия направила 82 миротворца в 9 миссий (полицейские – 39, военные наблюдатели – 37, офицеры штаба – 6), заняв 69-е место по количеству поставляемых контингентов и
7-е – по количеству военных наблюдателей. В миротворческие миссии направлено 13 женщин (полицейские – 9, военные наблюдатели – 4, в том числе один старший офицер связи взаимодействия);
– финансовый вклад. Среди 10 ведущих стран по уровню взносов на финансирование операций ООН Россия занимает 7-е место (3,99%);
– интеллектуальный вклад – семинары и конференции, выступления, статьи и пр. Здесь на первое место выходит «Независимое военное обозрение», уделяющее большое внимание миротворческой тематике. За последние три года опубликовано боле 50 статей и очерков. Важный вклад в анализ теории и практики миротворчества вносит профессор Александр Иванович Никитин;
– учебные центры. С трибуны ООН прозвучали следующие слова: «РФ имеет солидный опыт в вопросе подготовки миротворцев. С 2000 года на базе сертифицированного ООН Центра подготовки Всероссийского института повышения квалификации МВД России в городе Домодедове Московской области подготовку прошло более 350 иностранных полицейских-миротворцев. Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» в городе Наро-Фоминске, а также Международный противоминный центр Вооруженных сил РФ в поселке Нахабино также готовы обучать миротворцев из развивающихся стран». Однако информационное обеспечение в СМИ подготовки российских миротворцев весьма скромное, а на сайте МО РФ страница «Миротворческие операции» не меняется десятилетиями. Например, в английском варианте утверждается, что контроль над миротворческими силами осуществляет ВШК. Некоторые миссии уже закрыты, но наши миротворцы «продолжают в них служить» (Либерия, Кот-д’Ивуар);
– ветеранские миротворческие организации вносят значительный вклад в продвижение миротворческих традиций. Назовем две из них: Межрегиональная общественная организация ветеранов миротворческих миссий ООН и Музей миротворческих операций. Ветеранами-миротворцами накоплен большой опыт миротворческой деятельности.
Изучение материалов по миротворчеству Специального комитета ГА ООН повысит интеллектуальный потенциал наших миротворцев и будет способствовать оперативному миротворческому мышлению, а также укреплению международного авторитета и влияния нашей страны.
комментарии(0)