Артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель» прибыли в Санкт-Петербург для участия в параде. Фото с сайта www.mil.ru
Артиллерийские катера (АКА) Каспийской флотилии АК-201, АК-209 и АК-248 проекта 1204 «Шмель» прибыли в Санкт-Петербург, где участвуют в репетициях к главному военно-морскому параду по случаю Дня Военно-морского флота, который будет отмечаться 29 июля. Как сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу, эти катера откроют историческую часть парада. Они пронесут над Невой боевые знамена прославленных соединений морской пехоты, героически оборонявших и освобождавших в годы Великой Отечественной войны Ленинград, Севастополь и Новороссийск.
АКА проекта 1204 «Шмель» действительно имеют богатую историю, правда, она не имеет отношения к Великой Отечественной войне. Катера появились более двух десятилетий спустя после ее окончания. Но причина их создания поучительна.
«РЕЧНЫЕ ТАНКИ»
В годы Великой Отечественной заслуженно известными стали бронекатера (БКА) проектов 1124 и 1125, созданные под руководством Юлия Юльевича Бенуа (1908–1966) – представителя знаменитой династии отечественных архитекторов и художников. «Речные танки», оснащенные артиллерийскими танковыми башнями, прославились в боях на Припяти и Днепре, они принимали участие в Сталинградской битве и защите Дороги жизни на Ладоге, с них высаживались десанты морской пехоты на Балтике и на Черном море. Сыграли бронекатера заметную роль и в освобождении Европы от фашистского ига. Если бы бронекатера Дунайской флотилии своевременно не взяли под свой контроль венские мосты, то еще неизвестно, как бы сложилась судьба столицы Австрии. Завершили свой боевой путь БКА на реках Сунгари и Уссури, где участвовали во взятии ряда маньчжурских городов, захваченных японцами. Стоит заметить, что катера проектов 1124 и 1125 были одними из первых ракетных кораблей нашего флота, поскольку некоторые из них оснащались пусковыми установками РСЗО «Катюша».
После войны коллектив под руководством Юлия Бенуа продолжил работу над «речными танками». Наиболее удачным оказался проект малого бронекатера 191М. Он практически полностью отвечал требованиям, предъявляемым к кораблям данного класса. В центральной части катера имелась бронированная цитадель, защищавшая экипаж, энергетическую установку и вооружение, а толщина верхней броневой палубы была доведена до 10 мм. Она выдерживала попадания не только пуль, но и малокалиберных снарядов. Для улучшения мореходных качеств увеличили развал бортов. Значительно повысилась мощь артиллерийского вооружения. Корабельная универсальная 85-мм артиллерийская установка МК-85, размещаемая в бронированной башне, хотя и напоминала танковую пушку, была специально разработана для БКА. Угол ее возвышения составлял 77 градусов, что позволяло стрелять по воздушным целям, а также вести огонь «по-минометному», накрывая огнем объекты, находящиеся на высоком берегу. В двух бронированных башнях находились спаренные 14,5-мм пулеметы 2М-6, плюс можно было взять до 8 мин. Катера развивали 24-узловую скорость хода, а дальность их плавания с экипажем из 15 человек превышала 500 миль.
Для ВМФ СССР было построено 118 катеров проекта 191М. Еще более совершенными должны были стать БКА проекта 192. У них улучшили систему бронирования. Но флот получил только два таких БКА, поскольку военно-политическое руководство страны решило отказаться от строительства кораблей, не отвечающих «требованиям времени». А в 1958 году были расформированы все речные флотилии, так как «Советский Союз теперь окружали братские и дружественные страны». Боевые единицы, их составлявшие, «пустили на иголки».
СПИРАЛЬ ИСТОРИИ
Спустя полтора десятилетия это решение, что называется, аукнулось. Когда в середине 1960-х годов советско-китайские отношения стали стремительно ухудшаться, то вспомнили о бронекатерах на Амуре, которые давно отправили на слом. Снова призвали творца «речных танков» Юлия Бенуа. К тому времени он занимался совсем другой тематикой – кораблями на воздушной подушке. Пришлось вспомнить старое. Заказ на создание малого артиллерийского катера (АКА) требовалось реализовать со сроком исполнения «вчера».
Надо прямо сказать, что АКА проекта 1204 «Шмель» уступал БКА проекта 191М. Но все равно получился очень ладный и достаточно хорошо вооруженный бронированный речной кораблик. При полном водоизмещении более 77 т и 24-узловой скорости он нес 76-мм пушку в башне от танка ПТ-76, спаренную с 7,62-мм пулеметом, а также спаренный 14,5-мм пулемет (позже его заменили на спаренный 25-мм автомат 2М-3М) и 17-ствольную 140-мм РСЗО БМ-14-17 с дальностью поражения береговых целей 9–10 км. «Шмели» предназначались для дозорной службы на реках и озерах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, переброски десантно-штурмовых групп к месту высадки, а также для операций в прибрежных мелководных районах морей.
Сам Юлий Бенуа не увидел своего «Шмеля», равно как и десантного КВП «Джейран» проекта 1232, на воде. Конструктор скончался в 1966 году. Его проекты завершили сподвижники. В 1967–1972 годах на четырех заводах было построено 118 АКА проекта 1204: 56 катеров получил ВМФ СССР, а 62 – морские части Погранвойск КГБ. К настоящему времени в составе ВМФ РФ остались лишь четыре «шмеля» на Каспии.
Стоит обратить внимание на то, что спрос на них, особенно в этом году, увеличился. К параду по случаю 100-летия Южного военного округа 5 мая этого года в Ростове-на-Дону привлекался АКА-248 проекта 1204. Как мы знаем, главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге откроют три «шмеля».
Однако эти артиллерийские катера выполняют функции отнюдь не только парадной гвардии. После обострения обстановки в Азовском море из-за пиратского захвата патрульным катером «Онiкс» Морськой охорони, то есть Береговой охраны Украины, российского траулера «Норд» в Керчь были переброшены с Каспия АКА-201 и АКА-248. А что делать? Ведь стали циркулировать слухи, что в Мариуполе срочно ремонтируется пограничный сторожевой корабль «Донбасс» проекта 205П «Тарантул». Он оснащен двумя спаренными 30-мм автоматическими пушками АК-230. То есть развернутым в Азовском море российским пограничным катерам, вооруженным пулеметами, нечего ему противопоставить. Тут и вспомнили о каспийских «шмелях».
АВИАНОСЦЫ, ТРАЛЬЩИКИ И ДРУГИЕ
Именно в это время заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, выступая перед журналистами после церемонии спуска на воду базового тральщика проекта 12700 «Иван Антонов», заявил, что, мол, «легкие авианосцы не очень интересны ВМФ России, флоту нужны корабли данного типа водоизмещением около 70 тыс. т». Как известно, на российских верфях из-за отсутствия двигателей и кондиционного вооружения «зависли» семь фрегатов. В вялотекущем темпе строятся корветы. Да что корветы! При закладке 12 июля текущего года малого ракетного корабля (МРК) «Ставрополь» – 12-го по счету МРК проекта 21631 – было объявлено, что передадут его флоту лишь в 2023 году. То есть на сборку серийного корабля водоизмещением 949 т уйдет пять лет! Сколько же потребуется на строительство 70-тысячетонного авианосца? 20 лет или четверть века?
В том же выступлении Виктор Бурсук сообщил о нежелании командования ВМФ РФ приобретать рейдовые тральщики (РТЩ), аналогичные РТЩ проекта 10750, поскольку, дескать, «есть другие способы искать мины». Да, такие способы есть, но для них все равно нужны носители минно-трального вооружения, которых у ВМФ РФ нет. А вот завтра злонамеренные украинские хлопцы запросто могут заминировать Азовское море и Керченский пролив. Еще больше возможностей у западных «партнеров» России для минирования Балтики и особенно Финского залива.
И тогда придется приспосабливать «шмели» под тральщики. По воде и железной дороге их можно перебросить на любой морской театр России. Боюсь только, что стареньких каспийских «шмелей» на все флоты не хватит.
комментарии(0)