Трагедия июня 1941 года не должна повториться.
Фото 1941 года |
Фактор внезапности, или просто внезапность, – один из ключевых принципов военного искусства, суть которого заключается в достижении успеха путем действий, имеющих эффект неожиданности для противника. При правильном использовании как в классическом, так и в гибридном военном конфликте внезапность является одним из самых результативных принципов для достижения целей войны с минимальными потерями и максимальной эффективностью.
При этом в гибридной войне использование фактора внезапности во многих ситуациях позволяет парализовать волю противника к сопротивлению, дезорганизовать управление ключевыми сферами общественной жизни государства: административно-политической, финансово-экономической и культурно-мировоззренческой и, по словам американского психолога и военного теоретика Росса Грина, добиться «идеала – победы без кровопролития».
В то же время следует отметить, что уникальные предпосылки по обеспечению внезапности при подготовке и в ходе гибридного военного конфликта в известной мере компенсируются развитием общей тенденции по совершенствованию всех видов разведки, наблюдения и мониторинга обстановки, что создает условия для предотвращения стратегической и военно-технической внезапности нападения.
Задача предотвращения внезапности применения агрессором комплекса гибридных угроз достигается выполнением требований целеустремленности, непрерывности, активности, достоверности, скрытности и оперативности разведки, неукоснительное следование которым существенно затрудняет для стороны, готовящей внезапное нападение, скрытное проведение соответствующих мероприятий. В результате в заметной мере возрастает значение информационных средств как в обеспечении внезапности, так и в принятии мер по предотвращению внезапного нападения.
Именно разведка поставляет исходный материал для прогнозирования гибридных угроз и планирования мер противодействия.
КАТЕГОРИИ РИСКА
В аналитической работе целесообразно использовать специальное понятие – «категория риска», отражающее вероятность неожиданного возникновения гибридных угроз на тех направлениях, где они в данное время почти отсутствуют. Своевременное определение таких направлений позволяет сработать на опережение, вовремя сосредоточить внимание разведки на изучении изменений в обстановке и вскрыть угрозу на этапе ее зарождения. При этом риск – признак потенциальной опасности понести ущерб определенной тяжести и содержания, а понятие «категория риска» определяет уровень и возможные последствия скрытых угроз.
В гибридной войне и цветной революции категория риска связывается с открытым посягательством на жизненно важные интересы государства и нации. Анализ риска, который принимает множество форм, является существенным фактором при разработке разведывательных операций в гибридной войне и цветной революции. Такой анализ должен стать неотъемлемой частью системы управления рисками в политической и военной сферах, в сфере обеспечения национальной безопасности.
Так, например, репутационные риски следует считать чрезвычайно важными для устойчивости коалиций, таких как ОДКБ, и их отдельных членов, а также СНГ и ШОС, поскольку сплоченность участников является фактором успеха в противостоянии операциям гибридной войны и технологиям цветной революции. Отсюда следует, что отношение отдельных государств и коалиций к рискам будет оказывать определяющее влияние на своевременность их вскрытия и организацию противодействия в современных конфликтах. В связи с этим необходима заблаговременная работа по формированию единства действий коалиции по противостоянию угрозам.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
Стратегический прогноз, своевременное вскрытие и правильная интерпретация разведкой гибридных угроз позволяют предвидеть решения противника по выбору стратегии гибридной войны. Разработка мер противодействия должна осуществляться с учетом важной роли внутренних и внешних факторов в гибридных войнах.
Общие способы противодействия гибридным угрозам сводятся к надежному перекрытию каналов финансирования подрывных сил, использованию дипломатических средств для изоляции и наказания государств-спонсоров, нацеливанию всех видов разведки на вскрытие и идентификацию лидеров, расположение лагерей подготовки и складов как первоочередных объектов нейтрализации. Деятельность разведки должна учитывать построение по сетевому принципу сил и средств противника, всей системы управления. Первостепенное внимание должно уделяться совершенствованию территориальной обороны с опорой на данные разведки и контрразведки.
Разведка привлекается и для оценки ущерба от гибридной войны, когда приходится прибегать к сопоставлению экономического и стратегического значения территорий, контролируемых мятежниками с одной стороны и правительственными силами – с другой.
При своевременном вскрытии планов подготовки гибридной войны с целью противодействия формируется соответствующая долговременная военно-политическая стратегия, создается специальный национальный (коалиционный) орган для координации усилий разведки на всех уровнях, от стратегического до тактического, вырабатываются принципиальные подходы по эффективному и скрытному использованию сил специальных операций и нанесению ударов высокоточным оружием. Тщательно определяются районы, которые могут быть охвачены гибридной войной, предварительно изучаются все их характеристики.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
При планировании и организации разведки важно понимать, что в современных условиях победа в войне не обязательно заключается в полном разгроме вооруженных сил противостоящей стороны, в их фактическом уничтожении или пленении, оккупации или установлении тотального контроля над территорией противника. Смысл гибридной войны состоит в дезинтеграции военного организма государства-жертвы агрессии, в разрушении основных элементов государственной власти, в достижении тотального контроля над сознанием населения, что требует наличия централизованной системы противодействия этому виду конфликта.
Синергетический эффект применения гибридных угроз обусловливает их особую опасность для всей системы обеспечения национальной безопасности страны, что требует своевременного вскрытия угроз разведкой на основе научно обоснованного прогнозирования смысла и целей действий противника, определения сил и средств гибридной агрессии, объектов воздействия угроз.
Особенность деятельности разведки в гибридной войне состоит в необходимости добывать сведения о скрытых подрывных элементах, которые действуют в сети, состоящей из изолированных ячеек. В этом контексте в регионах, охваченных гибридной войной, может быть полезным создание разведывательно-ударных групп с собственными каналами оперативной, надежной и скрытной связи. Источниками сведений при этом являются самостоятельный поиск и разветвленная агентурная сеть.
Перечисленные и некоторые другие особенности разведки обусловливают необходимость поддержания в высокой готовности наличных сил и средств разведки, их постоянного совершенствования с учетом процессов трансформации конфликтов современности, скрытого формирования гибридных угроз.
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Сегодня ведущая роль в решении задач своевременного вскрытия вызовов и угроз безопасности России, в том числе связанных с гибридной войной и цветной революцией, принадлежит ряду государственных структур Российской Федерации: Министерству обороны, Федеральной службе безопасности, Службе внешней разведки и Национальной гвардии.
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:
– Службой внешней разведки – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах;
– органом внешней разведки МО – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
– органами Федеральной службы безопасности – в пределах госграниц РФ по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с особо опасными формами преступности, разведдеятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности;
– Национальной гвардией – ведение разведки в районах выполнения служебно-боевых задач (организация и порядок ведения разведки определяются нормативными правовыми актами президента РФ).
Следует при этом особо отметить тот факт, что военная разведка как орган внешней разведки МО РФ осуществляет комплекс мероприятий по добыванию и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий. Военная разведка является важным видом боевого обеспечения и сочетает в себе весь комплекс наличных сил и средств стратегической, оперативной и тактической разведки.
ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАОС»
Выше было показано, что сегодня Российская Федерация располагает несколькими органами разведки, сферы ответственности которых внутри страны и за рубежом частично перекрываются. Кроме того, доклады по внешней и внутренней обстановке поступают по линии МИД, МВД и ряда других ведомств.
С одной стороны, такое разделение ответственности способствует поддержанию здоровой конкурентной атмосферы, позволяет сопоставлять данные, полученные из различных источников, с другой – может привести к созданию «информационного хаоса» у потребителей информации на стратегическом уровне, когда значимые, иногда противоречивые сведения могут не получить должной оценки или просто не будут замечены. В результате реакция органов стратегического руководства может оказаться неадекватной, замедленной или отсутствовать вообще.
Обстоятельный анализ последствий дефицита военно-политических обобщений как одной из причин неготовности Советского Союза к Великой Отечественной войне провел член-корреспондент Академии военных наук Сергей Першуткин в статье «Роковая ошибка» («НВО» № 25 от 06.07.18). Ученый попытался ответить на ряд актуальных на сегодня вопросов. Дополнялись ли факты, приводимые в справках и донесениях для главы советского государства, необходимыми обобщениями? Были ли это аналитические или лишь справочно-информационные материалы? Разделялась ли оперативно-тактическая информация от стратегической в интересах государственного и военного управления в предвоенный период?
В результате анализа всей изложенной выше информации можно сделать однозначный вывод о том, что для того, чтобы трагедия июня 1941 года не повторилась, необходима не только военно-политическая бдительность, но и организация всесторонней экспертно-аналитической деятельности как основы централизованного противодействия гибридным угрозам в интересах разработки и принятия стратегических решений.
комментарии(0)