Канцлер ФРГ Ангела Меркель восхищается своими военными и прочит им большое будущее в рядах единой европейской армии. Фото со страницы Бундесвера в Flickr
Уже несколько месяцев в ЕС идут дебаты о создании единой армии европейских стран, которая будет самостоятельно защищать демократические свободы и благосостояние европейцев. Некоторые европейские лидеры хотят консолидировать свои военные формирования и самостоятельно, без оглядки на Вашингтон, выступать на мировой арене и принимать выгодные им внешнеполитические, военные, экономические и другие решения. Впрочем, хотя разговоры о создании объединенных европейских войск начались почти сразу же после окончания Второй мировой войны (ВМВ), в течение десятков лет все действия по их формированию носили спонтанный характер, были не совсем последовательны, встречали множество возражений участвующих сторон и до сих пор не привели к реальному результату.
ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ
Сразу же после ВМВ с идеей единой армии на сессии ассамблеи Совета Европы в Страсбурге 11 августа 1950 года выступил Уинстон Черчилль. Бывший премьер-министр Великобритании предложил создать «европейскую армию, подвластную демократии Европы». В нее предлагалось включить и германские военные структуры. Как полагал Черчилль, такая армия должна была стать коалицией национальных сил с централизованным снабжением и стандартизированным вооружением, не подчиняющейся органам наднационального контроля. Более половины участников ассамблеи одобрили этот проект.
Однако Франция выступила против перевооружения Германии, и 24 октября 1950 года ее премьер-министр Рене Плевен предложил свой план трансформации ВС Европы. Он предлагал создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС), главным элементом которого должна была стать единая европейская армия под общим командованием, с объединенными органами управления и бюджетом. При этом у Германии не должно было быть собственной армии, и в евроармию вошли бы лишь ее незначительные воинские контингенты.
В декабре 1950 года предложение Франции было одобрено Советом НАТО, который, в свою очередь, предложил разработать конкретный план создания евроармии. Идею эту поддержали и США. Окончательный план образования ЕОС был выработан и утвержден на совещании министров иностранных дел США, Великобритании и Франции в Вашингтоне в сентябре 1951 года.
В конце мая 1952 года в Париже был подписан Договор о создании ЕОС, в которое должны были войти вооруженные силы Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Но в конце августа 1954 года Национальное собрание Франции большинством голосов выступило против Договора об ЕОС. Однако многие положения ЕОС были учтены в Парижском соглашении, подписанном 23 октября 1954 года. По этому соглашению был создан Западноевропейский союз (Western European Union; ЗЕС) – военно-политическая организация, в которую вошли Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
Предшественником ЗЕС был Брюссельский пакт, подписанный Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в середине марта 1948 года. В дальнейшем в ЗЕС в качестве членов вошли все государства европейского сообщества, кроме Австрии, Дании, Финляндии, Ирландии и Швеции, получивших статус наблюдателей. Ассоциированными членами ЗЕС стали Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Венгрия и Чехия, а ассоциированными партнерами – Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения.
В годы холодной войны ЗЕС действовал вне рамок НАТО и служил главной площадкой регулярного политического диалога европейских членов альянса и важным посредником в отношениях между блоком и европейскими странами. Римской декларацией 1984 года он был провозглашен «европейской опорой» системы безопасности в рамках НАТО.
В середине 1992 года на совещании в отеле «Петерсберг» в пригороде Бонна страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию» об отношениях между ЗЕС, ЕС и НАТО, которая расширила функции ЗЕС. Если ранее он был ориентирован на обеспечение гарантий обороны территорий стран-участниц, то теперь стал отвечать и за проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также за выполнение задач по управлению кризисами, включая принуждение к миру враждующих сторон в интересах всего европейского сообщества.
Согласно Амстердамскому договору 1997 года, ЗЕС стал «неотъемлемой частью развития» Евросоюза. Процесс интеграции ЗЕС в ЕС был завершен в 2002 году. После вступления в силу 1 декабря 2009 года Лиссабонского договора от 2007 года, расширившего сферу полномочий ЕС в области внешней и оборонной политики, необходимость в ЗЕС перестала существовать, и в марте 2010 года было принято решение о его ликвидации. Окончательно свою работу ЗЕС прекратил 30 июня 2011 года.
Свои собственные военные структуры ЕС начал формировать после того, как в Маастрихтском договоре, подписанном в начале февраля 1992 года, была впервые обозначена ответственность Союза в сфере Общей внешней политики и политики безопасности (Common Foreign and Security Policy; ОВПБ).
В мае 1992 года был основан и с октября 1993 года начал функционировать Еврокорпус, достигший полной оперативной готовности в 1995 году. Его штаб-квартира дислоцируется в Страсбурге (Франция) и насчитывает около 1 тыс. военнослужащих. Странами – участниками корпуса стали Бельгия, Германия, Испания, Люксембург и Франция. Греция, Италия, Польша и Турция стали ассоциированными членами. Ранее в корпус входили Австрия (2002–2011), Канада (2003–2007) и Финляндия (2002–2006). Единственным воинским формированием, постоянно находящимся под командованием Еврокорпуса, стала сформированная в 1989 году франко-германская бригада численностью 5 тыс. человек со штабом в Мюльхайме (Германия). Корпус принимал участие в миротворческих миссиях в Косово (2000) и в Афганистане (2004–2005).
В ноябре 1995 года были созданы силы быстрого реагирования ЕС (European Rapid Operational Force) численностью 12 тыс. человек со штаб-квартирой во Флоренции (Италия). Они состояли из военнослужащих Италии, Франции, Португалии и Испании. Но в первых числах июля 2012 года силы были расформированы. В этом же месяце были также созданы Европейские морские силы (EUROMARFOR), в которые вошли подразделения Италии, Франции, Испании и Португалии.
В июне 1999 года, после кризиса в Косово, страны ЕС на саммите в Кельне решили углубить координацию внешней политики и перейти к проведению Европейской политики безопасности и обороны (European Security and Defence Policy; ЕПБО), которая с 2009 года стала называться Общей политикой безопасности и обороны (Common Security and Defence Policy).
В том же году для координации внешней политики и политики безопасности ЕС был учрежден пост верховного представителя по общей иностранной политике и политике безопасности. Сегодня эта должность, которую с 1 ноября 2014 года занимает Федерика Могерини, именуется «верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности».
В декабре 1999 года на Хельсинкской конференции ЕС было решено создать новые политические и военные структуры для принятия решений в области внешней политики, политики безопасности и обороны. На основании этих и последующих решений с 2001 года в ЕС начал действовать Комитет по политике и безопасности (The Political and Security Committee). Он отвечал за согласование проблем внешней политики и военных вопросов. Кроме того, были созданы Военный комитет (The European Union Military Committee), в состав которого вошли начальники генеральных штабов ВС государств ЕС и подчиненный ему Военный штаб (The European Union Military Staff). В задачи последнего входит проведение военных экспертиз, стратегическое планирование, а также организация сотрудничества между многонациональными штабами и внутри них.
Несколько позднее было принято решение о создании национальных и многонациональных боевых групп ЕС (EU Battlegroup). В состав каждой группы входит батальон численностью от 1,5 до 2,5 тыс. военнослужащих. Эти группы должны за 10–15 суток выходить на боевые позиции в кризисных районах, находящихся за пределами ЕС, и автономно действовать там в течение месяца, а при условии пополнения необходимых запасов – на срок до 120 дней. Всего сформировано 18 боевых групп. Первоначальной оперативной готовности эти группы достигли к 1 января 2005 года, а полной – к 1 января 2007 года.
В соответствии с решением руководства ЕС, принятым в июне 2003 года, в Брюсселе в июле 2004 года было образовано Европейское оборонное агентство (European Defence Agency), в деятельности которого принимают участие все страны ЕС, кроме Дании. Право участия в работе ЕОА, без права голоса, получили не входящие в ЕС Норвегия, Швейцария, Сербия и Украина. К основным направлениям деятельности агентства относится развитие оборонных потенциалов европейских стран, содействие европейскому сотрудничеству в области оснащения армий вооружениями и военной техникой, создание конкурентоспособного европейского рынка военной техники и оборудования, а также повышение эффективности оборонных исследований.
В декабре 2017 года ЕС официально запустил программу Постоянного структурированного сотрудничества в сфере безопасности и обороны (PESCO). В марте этого года совет ЕС по иностранным делам одобрил план действий по реализации странами – членами ЕС программы PESCO, утвердив список из 17 совместных проектов в таких областях, как подготовка кадров, укрепление военных потенциалов и обеспечение оперативной готовности войск. Генсек НАТО Йенс Столтенберг ранее заявлял, что вооружения, разрабатываемые в рамках PESCO, должны быть также доступны и альянсу. А в июне прошлого года Федерика Могерини объявила о создании Европейского оборонного фонда, средства которого должны пойти на финансирование исследовательских проектов и приобретение вооружений.
Активная деятельность ЕС в сфере безопасности и обороны, а также события на Украине, когда лидеры Союза осознали отсутствие у них возможностей для силового давления на Россию, привели к тому, что идея европейской армии вновь встала на повестку дня европейской структуры.
Еврокорпус так и не стал полноценной единой
армией Евросоюза. Фото с сайта www.eurocorps.org |
ЗА И ПРОТИВ ОБЩЕЙ АРМИИ ЕС
Сегодня главным апологетом реализации идеи создания в ЕС собственной армии является президент Франции Эмманюэль Макрон. По его убеждению, Европа должна создать ее для защиты от Китая, России и США. 6 ноября в интервью эфире радио «Europe 1» он призвал страны ЕС осуществить интеграцию своих армий, чтобы защитить себя от постоянно нарастающих угроз. «Мы не защитим европейцев, если не решим создать настоящую европейскую армию», – подчеркнул президент Франции, добавив: «Мы вынуждены защищаться от Китая, России и даже Соединенных Штатов Америки».
Эксперты объясняют демарш французского лидера очередным охлаждением в отношениях между ЕС и США, которые активно реализуют «изоляционистский» курс Трампа. По мнению политологов, идея создания единых европейских ВС, которую поддержала и канцлер Германии, могла бы активизировать интеграционные процессы в регионе, что позволило бы Брюсселю добиться паритета с Вашингтоном внутри НАТО.
Комментируя заявление главы Пятой республики, официальный представитель Еврокомиссии (ЕК) Маргаритис Схинас сообщил, что члены комиссии приветствуют позицию французского лидера, однако говорить о создании единой армии ЕС в краткосрочной перспективе преждевременно. Однако ранее в пользу необходимости создания евроармии высказывался глава ЕК Жан-Клод Юнкер. Выступая во фламандском региональном парламенте в Брюсселе 9 мая 2018 года, он заявил, что ЕС может стать новым мировым лидером вместо США. «На данном этапе мы должны заменить США, которые потеряли силу как международный игрок и из-за этого в долгосрочной перспективе – и свое влияние», – подчеркнул Юнкер.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин в интервью телеканалу RT отметил, что заявления французского лидера, касающиеся Соединенных Штатов, связаны с очередным охлаждением в отношениях Брюсселя и Вашингтона. «Разговоры о создании единой европейской армии ведутся уже несколько десятилетий», – сказал Блохин и добавил, что они, как правило, «совпадают с пиками кризисов в отношениях США и Европы». Сейчас, как отмечает эксперт, ЕС крайне обеспокоен выходом США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и перспективами размещения американских ракет в Европе. По его словам, Эмманюэль Макрон стремится заставить США пойти на уступки, демонстрируя независимость ЕС. «В противном случае Европа становится заложником российско-американских отношений. То, что Макрон сказал о США, связано именно с этим. По сути, американцы подставляют Европу, будут прятаться за спину европейцев», – подчеркнул Блохин.
Заведующий кафедрой всеобщей истории РАНХиГС Игорь Игнатченко, в свою очередь, заявил, что повышенное внимание, которое европейские лидеры стали уделять объединению национальных ВС в рамках ЕС, связано с изменением характера отношений между США и их европейскими союзниками. «Очевидно, что лагерь Макрона надеялся на взаимодействие с Демократической партией США, которая проиграла на президентских выборах, а президент Трамп реализует национал-изоляционистский курс», – заявил в беседе с RT Игнатченко, подчеркнув, что «в связи с отказом от американской военной опеки Европа, и прежде всего Франция, выступает инициатором создания единой армии».
Макрон уже не в первый раз провозглашает идею создания единых европейских ВС. Свой план по реформированию оборонного потенциала ЕС президент озвучил еще во время выступления в Сорбонне 26 сентября 2017 года. Тогда он призвал членов ЕС учредить общий оборонный бюджет ЕС, создать общие силы быстрого реагирования и даже принять общую оборонную доктрину.
Специалисты, впрочем, отмечают, что, хотя французский лидер является наиболее ярким выразителем идеи создания общеевропейской армии, огромную работу на этом направлении ведет и Берлин. Его усилия сосредоточены главным образом на том, чтобы возглавить европейскую составляющую Североатлантического альянса. Еще в 2013 году Берлин выступил с планом, получившим название «Концепция рамочных наций» (Framework Nations Concept). В соответствии с этим планом к 2023 году в составе бундесвера будут созданы две дивизии, состоящие из пяти бронетанковых бригад каждая. Эти дивизии станут основой европейской группировки в рамках НАТО. В нее войдут также как минимум подразделения 19 других стран – членов НАТО, а немецкие военные будут играть в рамках этого формирования ведущую роль.
Канцлер Германии Ангела Меркель, выступившая 13 ноября перед парламентариями ЕС в Страсбурге в рамках дебатов о будущем Союза, высказалась в поддержку создания общеевропейской армии, которая могла бы стать «дополнением к НАТО». «Старые союзники ставят проверенные связи под вопрос», – подчеркнула Меркель. Этими словами она недвусмысленно намекнула на заявления Дональда Трампа, который неоднократно довольно жестко критиковал Североатлантический альянс и даже говорил о возможности выхода Вашингтона из НАТО.
«Мы должны работать над видением, которое однажды позволит создать полноценную европейскую армию», – подчеркнула канцлер ФРГ. По ее словам, «прошли те времена, когда Европа могла положиться на других». Создание же единой военной структуры в рамках ЕС «призвано продемонстрировать, что между европейскими государствами больше не может быть войн». Кроме того, Берлин выступает за формирование единой политики в области вооружений. Канцлер заявила, что «США уже не будут просто нас защищать» и что «Европе нужно взять собственную судьбу в свои руки». «Это наша задача на будущее», – объявила Меркель.
Президент США Дональд Трамп, комментируя предложение главы Франции о создании общеевропейской армии для защиты от США, РФ и КНР, назвал его «очень оскорбительным». «Но, возможно, Европа должна сначала заплатить свою справедливую долю в НАТО, которую США значительно субсидируют!» – цитирует слова американского президента РИА Новости. В один голос с Вашингтоном выступили Варшава и три ее «прибалтийские сестры».
А вот президент РФ Владимир Путин в интервью RT France положительно оценил идею создания общеевропейских ВС. «Что касается альтернативных Вооруженных сил, общеевропейских, это не новая идея. Сейчас президент Макрон ее реанимировал, – напомнил он. – Но мне об этом еще говорил один из прежних президентов Франции Жак Ширак. Но и до него были эти идеи». Российский президент подчеркнул, что «это в целом процесс положительный с точки зрения укрепления многополярности мира». «В этом смысле у нас перекликаются позиции с Францией», – сказал Путин, отметив, что «Европа – мощное экономическое образование, мощный экономический союз и в целом вполне естественно, что они хотят быть независимыми, самодостаточными, суверенными в сфере обороны и безопасности».
комментарии(0)