0
3689
Газета Реалии Интернет-версия

14.12.2018 00:01:00

Москва по-прежнему цель номер один

США, НАТО и ЕС рассматривают гибридную войну против России как объединительный геополитический проект Запада

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук.

Тэги: США, НАТО, гибридные угрозы, разведка, спецслужбы, методы войны, киберпространство, информационная война, цветные революции


48-9-1.jpg
Вопросы боевых действий в киберпространстве
уже досконально описаны в соответствующих
руководствах армий стран НАТО.
Фото с сайта www.nato.int

В течение ряда лет проблемы гибридных угроз (ГУ) занимают одно из приоритетных мест в доктринальных документах, повестках саммитов и форумов, в работе центров передового опыта США, НАТО и ЕС. На системной основе ведется изучение уязвимостей своих и государств-соперников, разрабатываются стратегии и контрстратегии гибридной войны (ГВ) против стран, с которыми формально поддерживаются относительно нормальные дипотношения.

В то же время Запад давно не является монолитом. Разногласия между США и некоторыми союзниками по НАТО и ЕС достаточно рельефно проявляются в экономической области, прежде всего по линиям ЕС–РФ, ЕС–Иран и по проблемам торговых ограничений.

В военно-политической сфере США пока удается запугать европейцев надуманными российскими ГУ и навязать НАТО и ЕС повестку разработки совместных стратегий и мер противодействия. Но и здесь не все идет гладко.

ВКЛАД БРЮССЕЛЯ

Евросоюз в русле известного тренда на формирование идентичности в сфере обороны и безопасности активно развивает способность действовать самостоятельно в условиях неопределенностей и рисков ГВ. Реализуются планы мероприятий по противостоянию ГУ в области кибербезопасности (КБ), дезинформации или контрразведки, а также укрепления устойчивости к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным рискам для эффективной защиты граждан.

Усиление реакции ЕС на ГУ предусматривает ряд шагов, направленных на мониторинг обстановки и пресечение «гибридной деятельности» государственных и негосударственных субъектов, которая рассматривается как серьезная и острая угроза для ЕС и его государств-членов. В числе предпринимаемых мер отметим следующие:

– повышение ситуационной осведомленности. Созданная в Европейской службе внешних действий Объединенная гибридная ячейка (Hybrid Fusion Cell) уже сегодня получает и анализирует информацию о некоторых ГУ. С целью охвата более широкого спектра угроз в состав ячейки вводятся новые аналитические компоненты: химический, биологический, радиологический, ядерный, а также контрразведывательный и кибернетический. Подготовлен также План действий ЕС по повышению безопасности пассажиров и персонала железнодорожных перевозок;

– развитие стратегических коммуникационных возможностей ЕС путем обеспечения систематического взаимодействия и согласованности между существующими структурами по применению подрывных технологий информационно-психологической войны. Охват стратегическими коммуникациями будет распространен на другие институты ЕС и отдельные государства-члены, создается онлайн-платформа по дезинформации. Так, на организованном по инициативе ЕС семинаре в феврале 2018 года обсуждались ГУ на Западных Балканах, связанные с вмешательством в выборы;

– укрепление устойчивости и сдерживание в секторе КБ. За последний год ЕС предпринял шаги для наращивания потенциала и противодействия киберугрозам, такие как создание базы для сертификации КБ, разработка мандата более сильного и модернизированного Агентства кибербезопасности ЕС, внедрение достижений в области цифровых технологий, таких как «синий шрифт» (blue print) для связи между государствами-членами и агентствами ЕС в случае кризиса, и разработка инструментария кибердипломатии. Парламент и совет намерены ускорить работу по завершению переговоров по закону о кибербезопасности, согласовать новые правила сбора электронных доказательств и технологии определения источника кибератак. Для координации обучения в области киберзащиты создается спецплатформа обучения и образования. Вопросы взаимодействия между НАТО и ЕС в сфере киберзащиты отрабатывались в ноябре с.г. на флагманском учении альянса «Киберкоалиция»;

– укрепление устойчивости и развитие интерактивной способности ЕС противодействовать враждебной разведдеятельности, направленной против институтов ЕС и государств-членов. В этом контексте координация между государствами-членами и международными организациями, в первую очередь НАТО, имеет решающее значение. Объединенная гибридная ячейка будет поддерживаться опытными контрразведчиками для проведения подробного анализа и брифингов. Реализуются 22 меры, определенные в рамках Совместной рамочной программы по противодействию ГУ, которые варьируются от улучшения обмена информацией и укрепления защиты критической инфраструктуры и КБ, укрепления устойчивости общества к проявлениям радикализации и экстремизма. Способность ЕС реагировать совместно с НАТО на ГУ тестируется в ходе учений. Одной из важных мер борьбы с терроризмом считается реализация Плана действий по удалению из Интернета материалов террористических организаций;

– особое внимание уделяется повышению готовности противостоять химическим, биологическим, радиологическим и ядерным угрозам. С этой целью разработан План действий по укреплению готовности и устойчивости к рискам безопасности в соответствующих сферах.

В целом в ЕС считают, что гибридная многомерная деятельность государственных и негосударственных субъектов должна на системной основе сочетать принудительные и подрывные меры, использовать как обычные, так и нетрадиционные средства и тактику.

ТАНДЕМ НАТО–ЕС

В течение ряда лет НАТО неизменно подчеркивает серьезное влияние фактора ГУ в военной, административно-политической, финансово-экономической и культурно-мировоззренческой сфере. В итоговом документе саммита альянса 11–12 июля 2018 года отмечается, что «государства – члены альянса являются объектами подрывных действий со стороны государственных и негосударственных акторов», которые используют гибридные средства для «создания неопределенностей и размывания линий между миром, кризисом и конфликтом». В случае гибридного нападения на одного из союзников альянс может применить статью V договора о коллективной защите.

Важная связующая роль во взаимодействии ЕС и НАТО по проблемам ГВ и ГУ принадлежит Европейскому центру передового опыта по противодействию ГУ, открытому в апреле 2017 года в Хельсинки. В его работе участвует около 20 стран НАТО и ЕС, создавших ряд объединений по интересам: Комитет гибридного влияния (лидер – Великобритания), Комитет негосударственных акторов гибридной войны (Швеция), Комитет уязвимостей и противодействия (Финляндия), Комитет стратегии и обороны (Германия). В европейских странах, США и Канаде центр провел ряд семинаров по проблемам правового противодействия, обеспечения безопасности на море и в портах, энергобезопасности, безопасности стратегических коммуникаций, дезинформации и влияния на процессы выборов, безопасности на транспорте, защите спутниковых навигационных систем и применения БЛА.

В числе важных мероприятий центра – проведенный с участием штаба Сил спецопераций НАТО в апреле 2018 года семинар по взаимодействию между странами Северной Европы и Прибалтики. Рекомендовано развивать межправительственное взаимодействие по всему спектру ГУ. Считается необходимым разработать совместное понимание понятий «гибридные угрозы» и «гибридные войны», подготовить словарь-справочник. Выдвигается идея создания Координационного комитета высокого уровня для разработки стратегий/контрстратегий ГУ и изучения уязвимостей.

Центр позиционируется в качестве своеобразного хаба – сетевого концентратора, призванного объединять и координировать деятельность по борьбе с ГУ на стратегическом уровне посредством исследований и обучения. Центр развертывает многонациональные сети экспертов в области комплексной безопасности и служит платформой для сотрудничества между ЕС и НАТО в оценке уязвимости обществ и повышения устойчивости. Серьезное внимание отводится работе с парламентариями, СМИ, молодежью.

Ключевое место в работе центра отводится взаимодействию по обобщению данных о ГУ и разработке стратегий ГВ совместно с сетью Центров передового опыта НАТО, в том числе Центром передового опыта НАТО (Рига) в области стратегической коммуникации, который занимается вопросами информационно-психологической войны; Центром киберопераций при штабе ОВС НАТО в Европе (Монс, Бельгия) для разработки теории и практики действий в киберсреде, совместно с которым действует Центр передового опыта НАТО по киберзащите (Таллин), и с Центром передового опыта НАТО по противодействию терроризму (Анкара), который нацелен на вопросы борьбы с терроризмом, мятежниками и повстанцами. В Польше и Румынии развернуты контрразведывательные Центры НАТО для противодействия разведкам как гибридной угрозе (NATO Counter Intelligence Centre of Excellence – NATO CI COE). При штаб-квартире НАТО функционируют группы содействия государствам-членам по борьбе с ГУ. Работа европейских центров гибридных конфликтов и угроз тесно координируется с США, где разрабатываются базовые подходы к подготовке и ведению современных военных конфликтов.

ИДЕОЛОГ ГИБРИДНЫХ ВОЙН

Подход США к ведению современных военных конфликтов основан на переосмыслении в реалиях XXI века хорошо известной концепции нетрадиционных военных действий, которые часто называют нелинейными. Их основная цель – достижение стратегических и геополитических результатов с использованием широкого инструментария невоенных методов и средств: традиционной и публичной дипломатии, экономического давления, информационно-психологических операций и т.п. Но военная мощь остается главным средством принуждения противника к подчинению.

В соответствии с подходами руководства США наименования военных конфликтов могут быть сведены в три группы: межгосударственные конфликты, гибридные военные конфликты, конфликты с участием негосударственных вооруженных формирований (НВФ).

В ходе гибридного военного конфликта осуществляется комбинированное применение ВС и НВФ для создания обстановки неопределенности, захвата инициативы и лишения противника возможностей маневра силами и средствами. Возможно использование и традиционных вооружений, и асимметричных систем.

Министр обороны США Джеймс Мэттис еще в 2005 году опубликовал статью «Восхождение гибридной войны», в которой предсказал нарастающую угрозу для США конфликтов этого вида и необходимость системной подготовки к их использованию в интересах страны. Сегодня в США под эгидой Пентагона и Госдепа ведутся исследования по тематике гибридных военных конфликтов. В работе задействованы МО, корпорация РЭНД, Германский фонд Маршалла (США) и др.

Политическую установку на применение новых форм и способов борьбы содержит Стратегия национальной безопасности (СНБ) США, принятая в декабре 2017 года. Кроме явно пропагандистской составляющей отдельных пассажей СНБ отражает общую настроенность Вашингтона на укрепление глобального лидерства с опорой на силу. В стратегии признается сомнительная честь «авторства США» во внедрении в международную практику изощренных подрывных способов: «Наши противники изучили американские методы ведения войны и начали создавать такие силы и средства, которые помогают лишить нас преимуществ и воспользоваться нашими слабостями… Наши противники и соперники научились умело действовать на грани норм международного права, не переступая порог открытого военного конфликта... Мы должны наращивать свои возможности сдерживания и устрашения, убеждая противников в том, что они не добьются своих целей силовыми методами и другими формами агрессии».

США в приоритетном порядке намерены наращивать «такие системы вооружений, которые превосходят оружие (противника) по своему смертоносному действию». Ставится задача совершенствовать ядерные стратегические и тактические силы, развертывать стратегическую ПРО, принять на вооружение системы высокоточного оружия. Утверждается, что «Соединенные Штаты должны отменить последние решения о сокращении численности вооруженных сил и увеличить эту численность, одновременно модернизируя армию и повышая ее боеготовность… Нам нужна современная и устойчивая система передового базирования, а также оперативные и мобильные силы, способные действовать в любой точке мира».

Новый размах планируется придать применению ГУ на основе моделей их синхронизированного использования против уязвимостей государств. В практике Вашингтона получают развитие гибридные формы конфликтов, являющиеся постоянным элементом воздействия на государства, выступающие против гегемонистской политики Запада. В СНБ ставится задача разрабатывать шаги по разрешению «новых форм конфликтов», включая экономическую и политическую агрессию в условиях «новой эры конкуренции»: «Министерство обороны должно разрабатывать новые оперативные замыслы и концепции, обеспечивающие победу без гарантированного превосходства в воздухе, на море, на суше, в космосе и в киберпространстве, в том числе в условиях действий против тех угроз, которые не доходят до уровня открытого военного конфликта. Мы должны развивать свои возможности по ведению боевых действий с нерегулярными вооруженными формированиями».

С учетом декларированных в СНБ трех главных угроз нацбезопасности США: амбиции РФ и КНР; опасность, исходящая от «стран-изгоев» – Ирана и КНДР, а также международный терроризм, сохраняется высокая вероятность того, что внешнеполитический курс США на сдерживание и подавление соперников будет продолжен без существенных корректировок.

Сохранятся и будут усиливаться антироссийские санкции, будут подрывные операции в сфере информационной войны при одновременном наращивании военного давления. Объявлено о намерении США выйти из Договора по ракетам средней и меньшей дальности.

Наряду с навязываемой России гонкой вооружений в полной мере будут использоваться несиловые методы, связанные с целенаправленным разрушительным информационно-психологическим воздействием на сознание правящих элит и всего населения страны, подрывом позиций российского ОПК за рубежом, операциями в киберпространстве, поддержкой НВФ, раздуванием этнических конфликтов с целью разрушения страны изнутри и др.

С учетом закрепленного в СНБ вектора на использование против России широкого спектра подрывных гибридных технологий вполне реальной является перспектива превращения территории РФ в плацдарм для особого вида конфликта, который рискует трансформироваться в перманентное, крайне жестокое и нарушающее все нормы международного права противостояние.

СОГЛАСОВАНИЕ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ

Ролевые функции между участниками антироссийской «гибридной тройки» распределяются с учетом ресурсного потенциала и интересов каждого из них и формирования полного комплекса военных и невоенных мер воздействия.

В числе реализуемых США и НАТО военных мер предусмотрены: стратегическое сдерживание, стратегическое развертывание, повышение готовности к ведению военных действий и осуществлению миротворческих операций по самопровозглашенным мандатам.

При этом США рассматривают ядерную войну как реальную опцию и делают ставку на наращивание военной мощи, прежде всего СНС: в 2025 году на вооружение планируется принять ядерную боевую часть для КРМБ, в 2026-м – приступить к серийному производству бомбардировщика В-21, а в 2028 году – новой МБР шахтного базирования. Разрабатываются ядерные авиабомбы повышенной точности В61-12 с переключаемым тротиловым эквивалентом 0,3/1,5/10/45 кт (для F-15, F-16, F-35) при сохранении на вооружении стратегических авиабомб В-63. На 2031 год намечен ввод в строй ПЛАРБ нового поколения «Колумбия» с модернизированной ракетой «Трайдент Д-5». Создается гиперзвуковое оружие.

Ряд военных программ стран НАТО призваны дополнить усилия США по наращиванию ядерной и обычной ударной мощи, обеспечению стратегической мобильности и боеготовности войск, совершенствованию возможностей стратегических перебросок через Атлантику и на европейском ТВД. Продолжается системное окружение нашей страны сетью американских баз. Одновременно США осуществляют целенаправленную информационную компанию с целью снизить опасения европейцев в связи с превращением Европы в арену возможной ядерной войны.

Невоенные действия предполагают ведение информационного противоборства, а также включают: формирование коалиций и союзов, политическое и дипломатическое давление и принуждение, экономические санкции и блокаду, навязывание гонки вооружений, введение военного положения в сопредельных государствах, демонстративный разрыв дипотношений, поддержку оппозиции, оказание содействия в подготовке НВФ, демонстративный перевод экономики на военные рельсы и смену руководства в ходе цветной революции.

Совместная стратегия гибридной тройки отводит ЕС роль арсенала мягкой силы и экономического сдерживания России. В этом контексте Европарламент в декабре 2018 года предложил приостановить действие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с РФ и перейти к точечному сотрудничеству по темам, представляющим взаимный интерес. Одновременно признается, что РФ останется одним из ключевых партнеров ЕС в обозримом будущем.

Важным невоенным инструментом воздействия на союзников и партнеров РФ является проект ЕС «Восточное партнерство», нацеленный на политическое и экономическое сближение участников при изоляции России. Одновременно ЕС активно продвигает свои интересы в Арктике, которую рассматривает как территорию, изменяющую геостратегическую динамику и влияющую на международную стабильность и безопасность государств ЕС.

Важным невоенным инструментом в противостоянии с Россией является переформатирование задач ЕС в стратегически значимом Каспийском регионе за счет формирования единого подхода к политике в акватории Каспийского моря. Комплекс мер предусматривает уточнение круга интересов ЕС в регионе за счет разграничения европейского и американского векторов; расширение сотрудничества ЕС со странами региона в транзитно-транспортной сфере по линии Восток–Запад, а также в области энергетики; участие в реализации проектов по строительству трубопроводов из Каспийского региона в страны Европы. Высокой остается активность ЕС в Центральной Азии и на Кавказе.

Кумулятивный эффект приготовлений США, НАТО и ЕС, проводимых с использованием военных и невоенных средств, подрывных технологий ГВ и цветных революций, формирует реальную угрозу нацбезопасности РФ и представляет собой важнейший фактор угрозы, требующий безотлагательных мер по реализации противодействия, в том числе и за счет совершенствования научного фундамента гибридных вызовов и угроз, что должно быть учтено в соответствующих документах РФ.       


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Комитет, созданный Маском потратил уже около 33 млн долл. на кампанию по поддержке Трампа

Комитет, созданный Маском потратил уже около 33 млн долл. на кампанию по поддержке Трампа

0
186
Вероятность ударов по РФ западным дальнобойным оружием возросла

Вероятность ударов по РФ западным дальнобойным оружием возросла

Геннадий Петров

Атаки России американскими и британскими ракетами – больше не запретная тема для Вашингтона и Лондона

0
571
США отвергают предположения о том, что ЦРУ причастно к попытке дестабилизации обстановки в Венесуэле

США отвергают предположения о том, что ЦРУ причастно к попытке дестабилизации обстановки в Венесуэле

0
190
Киев примеряет ракеты Storm Shadow к Москве

Киев примеряет ракеты Storm Shadow к Москве

Владимир Мухин

Без отмашки из Вашингтона ВСУ не смогут применять это высокоточное оружие

0
522

Другие новости