Чайник в конце 80-х годов прошлого века стал одним из символов конверсии в СССР. Фото pixabay.com
Современный дизайн бензиновой канистры придумали немецкие инженеры в годы Второй мировой войны, тогда же для нужд американской армии были разработаны стандартные грузовые контейнеры. Армированная клейкая лента и «Суперклей» рождены в военных лабораториях. В СССР суперклей назывался «Циакрин».
Появление реактивных самолетов потребовало для их обнаружения радиолокационных станций на основе генераторов электромагнитных волн СВЧ-магнетронов. Впоследствии магнетроны поставили в микроволновки. Интернет, системы спутникового позиционирования GPS и ГЛОНАСС, внедорожники, большая часть электроники, синтетическое моторное масло – все из оборонки.
Работы по созданию синтетических материалов для средств индивидуальной защиты и амуниции привели к созданию тканей кевлар, нейлон, лайкра, покрытия тефлон. Перевязочные материалы из целлюкоттона для военных после окончания войн пошли на выпуск первых прокладок Kotex. Сплав титана и никеля, способный «запоминать» форму, нитинол, используют при изготовлении бюстгальтеров.
Военное прошлое разработок помогало продвижению продукта.
Любопытно, что на военно-техническом форуме «Армия-2018» было представлено больше разработок именно для гражданского рынка.
Конверсия – это не только перестройка производства с военной продукции на гражданскую. Речь о глубинном переходе на новый технологический уклад. Конверсионные всплески прежних лет имели свои особенности. Наиболее масштабной была конверсия в Советском Союзе после Великой Отечественной войны. Тогда была цель восстановить массовое производство товаров народного потребления. Эта глубокая конверсия постепенно перешла в довольно долгую военно-гражданскую интеграцию. До середины 1980-х почти вся высокотехнологичная продукция – фотоаппараты, холодильники, телевизоры, стиральные машины, магнитофоны – выпускалась на оборонных предприятиях. На протяжении всего советского периода доля гражданской продукции ОПК составляла около половины.
Вторая конверсия началась в России с конца 80-х. В конце 90-х с большинства заводов был полностью снят гособоронзаказ, а предприятия – приватизированы. В начале 2000-х оформилось ядро оборонно-промышленного потенциала – Сводный реестр ОПК. Требование увеличить долю гражданского производства продиктовано не кризисными явлениями, как в 90-е годы, когда резко были сокращены военные бюджеты, – нынешние меры носят упреждающий и плановый характер.
В итоге на оборонных предприятиях может появиться новая должность: ответственный за диверсификацию. В ходу будет не только лозунг «Делай в России!», но и «Делай в России и покупай в России!». За счет диверсификации помимо прочего должны создаваться новые высокотехнологичные рабочие места.
При этом, по оценке экспертов, предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые в ближайшие годы проведут конверсию, могут занять лидирующие позиции во многих отраслях производства и даже смогут частично вытеснить с рынка предприятия гражданские. Для них конверсии представляют серьезную угрозу. Ведь мощности у оборонных предприятий весьма серьезные. В последние годы они прошли модернизацию, у них есть все необходимое для того, чтобы выпускать качественную продукцию невоенного назначения. Кроме того, в последние годы из-за увеличения объема гособоронзаказа у предприятий ОПК накопился серьезный запас прочности.
Впрочем, пока все эти риски условны: переориентация предприятий ОПК на выпуск гражданской продукции еще не набрала силы. Это во многом связано с технологической перестройкой предприятий, поиском новых товаров, рынков. К тому же не следует забывать и о прошлых ошибках, допущенных в процессе конверсии оборонных предприятий, не допустить их вновь.
Ветераны ОПК помнят тазики, чайники, сковородки и зонтики, сделанные на предприятиях оборонки. Далеко не всем им удалось выжить в рыночной стихии, сохранить производственные мощности, специалистов и объемы выпускаемой продукции. Чего ждать от попытки номер два?
Необходимо введение в законодательные акты в сфере закупок нормы об обязательном участии оборонных предприятий в поставках гражданской продукции. Сегодня этого нет. Чтобы оборонщики ориентировались на выпуск нужной в регионе продукции, предложено создать реестр товаров гражданского потребления, необходимых местному населению. Однако рынок и без того не в состоянии принять столько продукции, сколько выпускают наши крупные предприятия. Значит, вновь встает вопрос выхода на другие рынки, в том числе зарубежные, вопрос модернизации производства и поиск того продукта, который будут покупать. Некоторые предприятия, открывшие гражданское производство, уже обожглись, не получив просчитанных, казалось бы, объемов сбыта.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса ориентированы в основном на высокотехнологичную продукцию. Есть технологии, есть интеллектуальный запас, человеческие ресурсы, есть научно-образовательные учреждения и учреждения по подготовке персонала. Оборонка способна выпускать беспилотники, робототехнику и другую наукоемкую продукцию.
В то же время нынешняя конверсия будет иметь существенные особенности. Замещать будут производства военной продукции, обновленные при техперевооружении в 2013–2017 годах – под передовые образцы вооружений. На создание новейшего оборудования и высоких технологий было выделено 3 трлн руб. Вряд ли большинство этих обновленных мощностей может быть легко адаптировано под выпуск гражданской продукции. Новые производства потребуют и новых управленческих решений, и соответствующих кадров.
Конверсия будет также отягощена санкциями. Они затруднят получение технологий, оборудования, комплектующих, прямых инвестиций и заемных средств за рубежом. Невозможно будет ограничиться только той моделью конверсии, в которой большинство гражданской продукции можно непосредственно выпускать лишь в ОПК.
В конечном счете, говорят специалисты, речь в первую очередь должна идти не столько о конверсии, сколько о продуманной стратегии диверсификации, основанной на гибких и бережливых производствах, внедряемых на оборонных предприятиях, на современных маркетинговых приемах и организационных принципах: технопарки, интегрированные с вузами, кластеры.
Такая стратегия требует долгосрочного планирования на 15–20 лет, развития 6-го и 7-го технологических укладов. Но отдачу можно ожидать, только если освоенные новые технологии составляют больше половины.
комментарии(0)