Бойцы «пешмерги» на учениях. Фото с сайта www.dvidshub.net
В течение нескольких веков на Среднем Востоке продолжается трагедия курдов – коренного народа этого региона. Около 40 млн представителей некогда единого этноса сегодня проживают в разных государствах. Именно к курдам относится определение «нация без государства». В настоящее время не менее 80% этого народа проживает в Турции, Ираке, Иране и Сирии. Издревле курдские общины сформировались в Армении, Азербайджане и Грузии. Несколько тысяч курдов живет в России.
ТЯЖЕЛАЯ СУДЬБА
Курды всегда стремились к самоопределению на территориях исторического проживания. Еще в VII веке до н.э. курды создали свое первое государство Мидийскую империю, но уже в VI веке до н.э. она пала под ударами разномастных завоевателей...
10 августа 1920 года во французском городе Севр был подписан международный мирный договор, получивший по месту подписания название Севрского. В этом документе, оформившем завершение Первой мировой войны, намерение создать курдское государство не очень внятно декларировалось как «неблагоприятное политическому моменту» и тогдашнему плану не суждено было сбыться.
Впервые курдская автономия на территории Ирака (часто именуемого Иракским Курдистаном, но географически относящегося к Северному Ираку) была провозглашена 11 марта 1970 года после многолетнего противостояния с Багдадом. Однако в 1974-м начался новый конфликт между курдами и арабами, а в 1980 году добавилась и ирано-иракская война.
Следует упомянуть и о программе под кодовым названием «Анфаль» (в пер. с арабского – «трофеи»), которая реализовывалась правительственными войсками в Северном Ираке в 1987–1989 годы. В ходе «Анфаля» иракская арабская армия уничтожила не менее 182 тыс. курдов. Было разрушено 80% курдских деревень. В концлагерях оказалось 700 тыс. курдов. Миллион человек стали беженцами. При этом продолжалась насильственная арабизация курдского населения.
В марте 1975 года Саддам Хусейн в Алжире обсудил с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви курдский вопрос. Шах согласился не оказывать поддержку курдам в обмен на отказ Саддама от иракской воды и перенос ирано-иракской границы к реке Шатт-эль-Араб (в пер. с арабского – «арабский берег»), образующейся в Ираке и Иране при слиянии Тигра и Евфрата, в пользу Ирана.
Можно только сожалеть, что все эти действия были проигнорированы как странами Запада во главе с США, так и СССР и странами советского блока.
После свержения американцами и их союзниками режима Саддама Хусейна в 2003 году курдские военные формирования в Ираке, именуемые «пешмерга» (буквально с курдского – «те, кто смотрит смерти в лицо»; название возникло в середине ХХ века, как курдский эквивалент ирано-арабскому «фидая» – «человек, жертвующий собой во имя веры»), восстановили формальную автономию Иракского Курдистана. По сегодняшний день это самая стабильная часть «Большого Ирака»...
О проблеме езидов, примерно полумиллионном религиозно-этническом курдском меньшинстве, большинство которых говорит по-курдски, мир заговорил только после освобождения «пешмергой» при авиационной поддержке американцев летом 2014 года горного хребта Синджар, который езиды считают священным. Террористы казнили здесь 1800 курдов-езидов, без вести пропавшими числится еще 3400 человек. Много езидов захоронены в братских могилах. Сотни езидских женщин попали в сексуальное рабство.
Согласно Конституции страны, Иракскому Курдистану разрешено иметь собственные ВС. Военным, подчиняющимся Багдаду, запрещено входить на территорию автономии.
В Иракском Курдистане действует немало местных законов. Обращает внимание один из них. Багдад запретил въезд в страну гражданам Израиля и иностранцам, имеющим в паспортах отметки о пребывании в Израиле. Если израильтяне или граждане с вышеуказанными отметками по незнанию прибывают на границу арабской части Ирака, их могут задержать или даже арестовать. В лучшем случае они будут отправлены обратно. Но они же без всяких сложностей имеют право въехать через пограничные переходы Иракского Курдистана. На въезде курдские пограничники проставят в паспортах штамп о 15-дневном безвизовом пребывании именно на территории автономии.
ИЗРАИЛЬ – СОЮЗНИК НАВСЕГДА
Между еврейским и курдским народами исторически сложились дружественные отношения. Со времен Вавилонского пленения еврейского народа (с 597 по 539 год до н.э.) и до массовой репатриации в Израиль после 1948 года десятки тысяч курдистанских евреев, именуемых лахлухами или ассирийскими евреями, проживали в различных районах Иракского Курдистана. Курды, будучи меньшинством в арабских странах, Турции и Иране, стремились к самоопределению. Поэтому они близко к сердцу приняли стремление евреев воссоздать свое государство.
Лахлухи внесли значительный вклад в обороноспособность Израиля. Уроженец Иракского Курдистана «рав – алуф» (генерал-лейтенант, высшее воинское звание в ЦАХАЛ – Армии обороны Израиля) Ицхак Мордехай, награжденный медалью «Итур ха-Оз» («За отвагу»), проявленную в Войне Судного дня, занимал пост министра обороны в 1996–1999 годах.
В 1961 году по просьбе муллы Мустафы Барзани (1903–1979), основавшего в 1946 году Демократическую партию Курдистана, Израиль предпринял «огромные усилия с целью военной поддержки курдов». Именно такими словами определил помощь евреев курдам Шмуэль (Муки) Кац, видный израильский политик и публицист, в книге «Солдаты-шпионы», впервые вышедшей на английском языке в 1992 году.
Примечательно, что Кац сражался против британских властей в Палестине в рядах боевой организации ЭЦЕЛ (сокр. от иврит. «Иргун Цваи Леуми», в переводе на русский – «Национальная военная организация»). По данным Каца, «Моссад» (Израильская политическая разведка) и АМАН (Управление военной разведки Израиля) передавали «пешмерге» разведданные об иракской армии. Этот факт подтверждал и знаменитый израильский разведчик Элиэзер (Гейзи) Цафрир, находившийся в 1974–1975 годах на нелегальном положении в Ираке. По его данным, израильские военные смогли наладить снабжение курдов оружием, захваченным в качестве трофеев у египтян во время Шестидневной войны в июне 1967 года.
Известно, что еще в 2004 году израильские официальные лица встречались не только с Масудом Барзани, сыном Мустафы Барзани и президентом Иракского Курдистана в 2005–2017 годы, но и с его политическим соперником Джалалем Талабани (1933–2017), лидером «Патриотического союза Курдистана», партии, объединившей несколько левых организаций. Джалал Талабани – первый избранный неарабский президент Ирака (с 6 апреля 2005 года по 24 июля 2014 года).
Небезынтересно, что именно через курдов израильтяне помогли иракскому военному летчику Муниру Редфе, ассирийцу по происхождению и христианину по вероисповеданию, угнать в Израиль самолет МиГ-21. 15 августа 1966 года он перелетел из Ирака в Израиль, перелет занял всего 25 минут. Эта операция по угону самолета, разработанная «Моссадом», получила кодовое название «Бриллиант». После перелета на пресс-конференции для израильских и иностранных журналистов Редфа заявил, что христиане-ассирийцы подвергаются в Ираке национальной и религиозной дискриминации.
Курды в меру своих сил тоже помогали израильтянам. Так, в мае 2007 года «пешмерга» в юго-восточной турецкой провинции Бингёль (по-курдски Чевлик) подорвала грузовой состав с оружием и боеприпасами для ливанской шиитской организации «Хезболла», признанной террористической в ряде стран. Состав следовал из Ирана через Турцию в Сирию с дальнейшей переправой на юг Ливана.
В своей политической речи, произнесенной еще в 2014 году, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поддержал установление независимого курдского государства. Он заявил: «Курды – борцы, которые доказали политическую зрелость своих организаций и приверженность к решению своих проблем за столом переговоров. И если к ним применяют насилие, они готовы сражаться. Курды давно и, безусловно, достойны своей политической независимости».
СЛАБОСТЬ И СИЛА КУРДСКОЙ АВТОНОМИИ В СИРИИ
Если Иракский Курдистан можно характеризовать как стабильную и благополучную зону в Ираке, то о Сирийском Курдистане подобного сказать нельзя. 17 марта 2016 года де-факто была провозглашена Демократическая Федерация Северной Сирии, неофициально именуемая Сирийским Курдистаном или Рожавой, или Западным Курдистаном (по-курдски Rojava – «запад»). Фактически самоуправляемый регион Рожава, составляющий примерно четверть территории Сирии, приобрел автономию еще в 2012 году.
Точности ради следует заметить, что Северная Сирия – многонациональный регион, в котором наряду с курдами проживают арабы, ассирийцы, туркмены (туркоманы), а также общины черкесов, чеченцев и армян. Большинство сирийских курдов проживают в пределах двух из четырнадцати сирийских провинций – Эль-Хасаке и Алеппо. Там они составляют значительную, но не преобладающую часть населения. Таким образом, курды в Сирии не большинство сирийского народа. Поэтому весьма показательно, что Рожава не провозглашает свою полную независимость. Речь идет о широкой автономии.
В 2004 году в качестве боевого крыла сирийских курдов были созданы Отряды народной самообороны (ОНС). С началом в Сирии гражданской войны их численность росла и вскоре они стали основной вооруженной группировкой сирийских курдов. На сегодняшний день численность ОНС оценивается в 20 тыс. бойцов. Как и в иракской «пешмерге», в ОНС много женщин. Обращает на себя внимание тот факт, что курды в отличие от своих соседей никогда не ограничивали права женщин. В 2013 году в городе Африн (входящем в состав Рожавы) был сформирован полностью женский батальон в составе ОНС.
Слабость курдской автономии в Сирии определяется географическим фактором: Рожава не имеет такой защищенности горными хребтами, какой природа наделила районы проживания курдов в Ираке, Турции и Иране. Тактически Рожава весьма уязвима при нападении, ибо сразу образуются осажденные районы. Именно так случилось с осадой города Кобани (по-арабски – Айн-Эль-Араб). 26 января 2015 года курды овладели одним из оплотов террористов на востоке Кобани. Последовавшая осада Кобани террористами продолжалась 133 дня. За город сражались более 3 тыс. курдов, включая женские батальоны. 5 октября 2015 года в боях за Кобани боец женского батальона ОНС 19-летняя Арин Миркан подорвала себя вблизи позиций террористов, уничтожив несколько из них.
В Сирии курдские ОНС входят в коалицию с небольшими левыми боевыми группировками и многочисленными ассирийскими и туркменскими военизированными формированиями. К началу 2016 года ОНС, одержав ряд побед над террористами, распространили влияние на всю северную часть Сирии.
Сирийский писатель курдского происхождения Алан Хассан в одном из интервью с некоторой долей горькой иронии сказал: «Курдский вопрос и то, как с ним бороться, – это проблема, которую для себя вычленили четыре страны: Сирия, Ирак, Турция и Иран.
Причем, несмотря на политические, этнические и идеологические различия этих стран, отношение к стремлению курдов обрести свою государственность понимания не встречает».
Особо жестко к этому естественному стремлению курдского народа относится Турция.
20 января 2018 года турецкая армия и протурецкие военизированные формирования сирийской оппозиции начали операцию «Оливковая ветвь» с целью вытеснить курдов из района Африн и создать на границе Турции и Сирии буферную зону. Причем турки откровенно именуют ОНС (как впрочем, и «пешмергу») террористическими группировками.
По словам турецких официальных лиц, операция «Оливковая ветвь» проводится «в рамках международного права» с соблюдением территориальной целостности Сирии. Однако Дамаск квалифицирует эти действия как агрессию и нарушение суверенитета Сирии.
Анкара объявила врагом даже сирийского политика курдского происхождения Салиха Муслима Мухаммада, лидера партии «Демократический союз» (ДС), депутата Национального координационного комитета за демократические перемены, образованного в июне 2011 года. Этого человека турки включили в список особо опасных преступников и за его поимку назначили награду в 4 млн турецких лир. 25 февраля 2018 года по запросу Турции его задержали в Праге, но через два дня освободили по решению суда. И этот факт вызвал резкую критику со стороны Анкары.
В декабре 2018 года президент Дональд Трамп объявил о выводе американских войск из Сирии. При этом он обещал, что территории, на которых дислоцируются американские подразделения в Северной Сирии, будут переданы «партнеру США», а именно ОНС. Шеркох (Шерко) Аббас, президент Национальной Ассамблеи Курдистана в Сирии, и Роберт Скарлофф, активист курдского национально-освободительного движения, врач по профессии, в совместно написанной статье «Выбор президента», опубликованной в газете Jerusalem Post в январе 2019 года, вынуждены признать, что такой передачи территории не произошло.
«Отчаянная ситуация побудила курдов, – отмечают Аббас и Скарлофф, – обратиться за поддержкой к Ирану, России и даже Башару Асаду».
В ходе гражданской войны в Сирии потери курдов, согласно официальной статистике, составляют около 250 тыс. погибших и свыше 800 тыс. пропавших без вести. По данным, которые не считаются официальными, но определяются как вполне реальные цифры, – погибших и пропавших без вести курдов минимум в два раза больше. Половина сирийцев бежала, более 12 млн стали переселенцами. И конечно, среди них немало курдов.
Ш. Аббас и Р. Скарлофф считают несомненным упущением президента Трампа факт «не создания дружественной коалиции, включающей суннитские государства региона во главе с Саудовской Аравией, с привлечением курдов, христиан и других меньшинств». «Курдистан мог бы стать опорным пунктом ближневосточной политики США, – пишут авторы публикации, – но Трамп принял другое решение».
Что касается региональных держав, то, по мнению Аббаса и Скарлоффа, «они делают все, чтобы стереть с лица земли само упоминание о курдах». И действительно, Турция уже потребовала от компании Google убрать в поисковой системе само слово «Курдистан». Подобный вербальный посыл весьма опасен, потому что за ним вполне могут последовать крупные военные операции.
Курдские лидеры убеждены, что Соединенные Штаты могут сделать решительный шаг в защиту курдов, если президент Трамп подпишет Акт по предотвращению геноцида и этнических чисток. «Вопрос в том, входит ли это в его планы», – пишут Аббас и Скарлофф. И с пессимизмом заключают: «Пока что курды оказались первой главной мишенью тех, кто жаждет их уничтожения».
Иерусалим
комментарии(0)