0
17719
Газета Реалии Интернет-версия

17.05.2019 00:01:00

Борьба за Арктику нарастает

Зачем Китаю необходимы новые районы боевого патрулирования подводных ракетоносцев

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: вмф, россия, апл, севморпуть, сша, кнр, ледокол, полюс, месторождения


вмф, россия, апл, севморпуть, сша, кнр, ледокол, полюс, месторождения На Северном флоте ВМФ РФ сосредоточена основная часть отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

6 мая 2019 года на сессии Арктического совета в Финляндии госсекретарь США Майкл Помпео разразился гневной тирадой в адрес Поднебесной. «Арктические страны должны следить за действиями Китая, который хочет превратить Северный Ледовитый океан в новое Южно-Китайское море», – заявил, в частности, американский дипломат.

Но чем же недоволен глава Госдепартамента? Тем, что несколько китайских торговых судов прошли в Европу и обратно по Севморпути? Так и суда других стран ходят по этому маршруту. Нет среди них только судов США. С учетом географии американских торговых путей, судовладельцев из Соединенных Штатов Севморпуть волнует не более чем полеты на Марс. А вот Майкл Помпео почему-то этим очень озабочен.

Впрочем, американские СМИ вскоре раскрыли секрет тревоги Госдепа и Пентагона. Оказалось, что политики и адмиралы в США пришли в ужас от перспективы появления в Арктике… китайских лодок-ракетоносцев. Почему? Тут надо разобраться в вопросе о необходимости наличия районов патрулирования подводных ракетоносцев, который часто обходят наши политики и адмиралы.

БАСТИОНЫ НА МОРЕ

Осенью 1962 года в ходе Карибского кризиса к берегам Кубы были посланы четыре самые лучшие советские дизель-электрические подводные лодки проекта 641. Каждая лодка несла 22 торпеды, включая одну или две (по разным источникам) с ядерной боевой частью. Увы, американские силы противолодочной обороны (ПЛО) в Саргассовом море быстро обнаружили лодки и даже заставили всплыть три из них. В связи с этим был отменен поход к берегам США дивизиона из семи дизель-электрических подлодок проекта 629, каждая из которых несла по три баллистические ракеты надводного старта Р-13 с дальностью 600 км. Решение было абсолютно правильным. Американцы никогда бы не позволили им выйти на огневые (стартовые) позиции. Ну а 12 дизель-электрических подводных лодок проектов 644 и 655, вооруженных крылатыми ракетами П-5 надводного старта, даже и не планировалось отправлять в Атлантику.

Итак, в 1962 году все советские ракетные подводные лодки оказались бессильными перед американской системой ПЛО. Но вот спустя 20–25 лет эти же лодки стали грозным, а главное, малоуязвимым оружием, а их залп мог привести к гибели миллионов людей в странах НАТО. Дело в том, что субмарины просто сменили районы патрулирования. Правда, лодки проекта 629 прошли модернизацию по проекту 629А и получили по три ракеты Р-21 подводного старта с дальностью 1420 км. Но и проект 629А в 1980-х годах не имел ни одного шанса произвести пуск ракет из Атлантического и Тихого океанов у побережья США.

1 июля 1976 года в составе Балтийского флота была сформирована 16-я дивизия подводных лодок, базировавшаяся на Лиепаю. В ее состав вошли 15 дизель-электрических подлодок: шесть субмарин проекта 629А, оснащенных ракетами Р-21, а также шесть подводных лодок проекта 651 и три подлодки проекта 665, вооруженные крылатыми ракетами П-5 (дальность 500 км) и противокорабельными ракетами П-6. Расформирована эта дивизия была лишь 1 октября 1990 года.

Субмарины с баллистическими ракетами Р-21 держали под прицелом Лондон, Париж и Милан, а с крылатыми ракетами П-5 – ФРГ, Данию, Швецию, Норвегию. Ну а четыре подлодки проекта 644 и одна проекта 655, оснащенные ракетами П-5 и П-6, отправили на Черное море, где они могли поразить всю Проливную зону, часть Эгейского моря и ряд американских баз в Турции.

На Балтике и в Черном море лодки-ракетоносцы оказались в так называемых защищенных районах боевых действий (ЗРБД). Там их прикрывали подводные лодки, надводные корабли, а главное, противолодочная и истребительная авиация.

Как видим, в 1962 году абсолютно неспособные к боевым действиям в океане лодки стали грозной силой через 30 лет в ЗРБД.

АМЕРИКА НАРАЩИВАЕТ МУСКУЛЫ

В 1959–1961 годах США произвели революцию в военно-морском деле, введя в строй пять атомных подводных лодок типа «Джордж Вашингтон», каждая из которых была вооружена 16 ракетами подводного старта «Поларис» А-1 с дальностью 2200 км. Эти подлодки базировались в Англии на базе Холли-Лох. 15 ноября 1960 года ракетоносец «Джордж Вашингтон» покинул базу и впервые вышел на 66-дневное боевое патрулирование в Норвежское море.

26 июня 1962 года ВМС США приняли на вооружение ракету «Поларис» А-2 с дальностью 2800 км, а 28 сентября 1964 года – А-3 с дальностью 4600 км. В конечном итоге в период 1959–1967 годов были созданы морские стратегические ядерные силы США, в боевой состав которых вскоре вошла 41 атомная подводная лодка стратегического назначения с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), а также созданы системы боевого патрулирования, управления, обеспечения и обслуживания.

С 1971 по 1975 год американские ПЛАРБ были перевооружены на ракеты «Посейдон», дальность которых колебалась от 3330 км (с 14 разделяющимися боевыми блоками) до 5600 км (с 6 разделяющимися боевыми блоками).

ПЛАРБ с ракетами «Поларис» и «Посейдон» базировались: 14-я эскадра – Холи-Лох (залив Клайд, Великобритания, 1960 год) с опорой на тыловую ВМБ Нью-Лондон и с патрулированием ПЛАРБ в Норвежском и Баренцевом морях; 15-я эскадра – Апра (о. Гуам, США, 1966 год) и тыловая база Перл-Харбор (США) с патрулированием ПЛАРБ в Филиппинском море; 16-я эскадра – Рота (залив Кадис, Испания, 1964 год) и тыловая база Чарлстон (США) с патрулированием ПЛАРБ в Средиземном море; 18-я эскадра – Чарлстон (штат Южная Каролина, США).

Районами их боевого патрулирования были Северная Атлантика, Баренцево, Средиземное и Японское моря, а также северная часть Тихого океана.

В отличие от США советские ракетные лодки были вынуждены оперировать в неблагоприятных военно-географических условиях как на Атлантическом, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Так, для применения оружия по территории США советским подводным ракетоносцам приходилось совершать 7–8-тысячекилометровые переходы до районов боевого патрулирования и обратно, оперируя в зоне господства ВМС США и НАТО.

ОТВЕТ «ВАШИНГТОНУ»

Советским ответом на лодки типа «Вашингтон» стали атомные подводные лодки проекта 667А, которые наши моряки окрестили «Ваня Вашингтон». Каждая из них была оснащена 16 ракетами Р-27 с дальностью 2400 км. Это позволило удалить зону патрулирования лодок на расстояние до 2000 км от побережья США.

Первая боевая служба ракетоносца проекта 667А в Атлантике началась в июне 1969 года. Через 16 месяцев, с октября 1970 года, стратегические подводные лодки этого типа стали нести службу и на Тихом океане. К 1971 году в районах боевой службы регулярно находилось четыре ракетоносца проекта 667А, из которых три – в Атлантическом океане и один – в Тихом. С августа 1973 года постоянную боевую службу стали нести по два ракетоносца Северного и Тихоокеанского флотов. Такой порядок развертывания стратегических подводных лодок сохранялся до 1976 года.

Второй революцией в отечественном ВМФ стало принятие на вооружение первой в мире лодочной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29. Теперь подводные ракетоносцы могли вести стрельбу по стране противника фактически от пирсов.

Постановлением Совета министров СССР № 177-67 от 12 марта 1974 года на вооружение ВМФ СССР был принят комплекс Д-9 с ракетой Р-29, который получили 18 атомных подводных лодок проекта 667Б «Мурена». Первая подлодка этого проекта, К-279, вошла в строй 27 декабря 1972 года, а последняя – К-520 – 28 декабря 1977 года.

Американским ответом стали межконтинентальные баллистические ракеты «Трайдент-1» и «Трайдент-2» с дальностью стрельбы 7400—11 000 км, принятые на вооружение соответственно в 1979 и 1990 годах.

По данным СМИ, ПЛАРБ проекта 667Б могли совершать боевое патрулирование в окраинных морях СССР: с 1974 года – в Баренцевом, Белом, Карском, Норвежском, с 1976 года – в Охотском и Японском морях, а также в покрытых льдом районах Арктики. В указанных акваториях стали создаваться ЗРБД. В этих районах несли боевую службу многоцелевые атомные подлодки, а там, где это было возможно, – надводные корабли и авиация.

По найденным мною в открытых источниках данным, впервые в 1976 году в Арктику отправились четыре наши подводные лодки: три с баллистическими ракетами и одна многоцелевая. Так, подводная лодка К-472 проекта 667Б из состава 41-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок Северного флота, выполняя в Карском море задачи боевого патрулирования с 18 июня по 6 сентября, провела подо льдом 10 суток.

Свой первый поход под лед совершила и подлодка проекта 667БД К-93 из состава 13-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота, проведя 6 суток подо льдом.

В ходе боевого патрулирования в 1977 году наши ракетоносцы, которые теперь стали называть ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН), в Баренцевом и Карском морях совершили заходы под лед на 8 суток (К-182) и на 6 суток (К-421).

16-3-3.jpg
Руководство Пентагона опасается, что
ракетоносцы под китайским флагом вскоре
появятся и в Северном Ледовитом океане.
Фото Reuters
В течение 1979 года плавание подо льдом выполнили 11 советских атомных подводных лодок за 12 походов. Причем 7 походов приходились на 6 ракетных подводных крейсеров.

В июле 1980 года на заводе «Звездочка» подводная лодка К-457 была снабжена НОК-1 (навигационный обнаружитель круговой). В результате проведенных испытаний были сделаны выводы, что в летне-осенний период всплытие РПКСН данного проекта в надводное положение для выполнения ракетной стрельбы возможно в сплошном ледовом поле толщиной до 1,2 м. В исключительных случаях РПКСН может ограждением рубки проламывать лед до толщиной до 2 м. Замечу, что американские лодки с 1967 года были рассчитаны на то, чтобы проламывать лед толщиной до 2 м, но делали это только рубкой, а не корпусом. Корпус приходилось очищать ото льда специальным приспособлением.

В 1981 году семь наших РПКСН с межконтинентальными баллистическими ракетами патрулировали подо льдами. Из них субмарина К-182 провела подо льдом 29 суток, К-447 – 10 суток, К-506 – 15, К-496 – 28, К-180 – 26, К-433 – 33, К-221  – 34, К-517 – 43, К-467 – 12, К-387 – 3, а К-255 – 14 суток. Всего в 1982 году наши подводные ракетоносцы совершили в Арктику 11 походов.

ЗАЛП С ВЕРШИНЫ МИРА

Следует особо отметить, что если ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27 имел ограничения по старту 85 градусов северной широты, то следующий комплекс Д-9 с ракетой Р-29 стал первым в мире всеширотным комплексом, то есть ракетный старт мог производиться даже с Северного полюса.

Первый в мире высокоширотный старт был произведен 3 июля 1981 года советской атомной подлодкой К-447 проекта 667Б. Подлодка проломила лед в точке с координатами 79 градусов 41 минута северной широты и 65 градусов 47 минут восточной долготы, между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа, и выпустила две ракеты Р-29 с инертной боевой частью. Наш ракетоносец, как и в большинстве других случаев, конвоировала торпедная лодка К-467 проекта 671РТ.

С 16 августа по 20 октября 1982 года атомоход К-255 проекта 671РТМ прошел под водой 44 суток. Лодка впервые вошла в пролив Мак-Клур Канадского архипелага. С 18 августа по 7 сентября 1985 года РПКСН К-129, конвоируемый многоцелевой атомной подлодкой К-218 проекта 671РТМ, совершил поход в центральную часть Арктики на Северный полюс, проведя 14 суток подо льдом. Причем К-218 пробила полынью у полюса боевыми торпедами и произвела пуск двух ракет Р-39 по полигону Куру на Камчатке.

Подводная лодка под арктическим льдом практически неуязвима для авиации и надводных кораблей противника. Обнаружение ее космическим аппаратом полностью исключено. «Шумность» наших подводных лодок регулярно уменьшалась, а при подвижках льда акустическое обнаружение лодок было крайне затруднено.

На взгляд автора, слежение американскими и натовскими «лодками-убийцами» за нашими подводными лодками в мелководных районах и вблизи российских островов весьма сложно. Во-первых, на мелководье радиус действия гидроакустической станции падает в 3—5 раз. А во-вторых, в мирное время наша лодка может войти в пролив, перекрываемый своими территориальными водами, и оторваться от преследования.

Другой вопрос, что в мирное время наши территориальные воды в Арктике должны быть надежно защищены от проникновения американских и британских подводных лодок.

Как закрыть дырки между нашими островами в Арктике и Курильской гряде? Да так же, как и 100 лет назад закрывали узкости для вражеских подводных лодок – мины и сети. А можно ли мины в мирное время ставить в своих терводах? Да, запросто! Я могу привести десятки примеров подобных постановок за последние сто лет. Вон, те же шведы на Балтийском море в своих терводах и вблизи их периодически сбрасывают вполне себе боевые глубинные бомбы на мифические российские субмарины.

Как видим, оснований для паники в Белом доме по поводу проникновения китайских подводных ракетоносцев в Арктику более чем достаточно, но есть ли для нее основания?

СЕКРЕТНЫЙ ФЛОТ

Подробная информация о подводных ракетоносцах Поднебесной строго засекречена. Однако, исходя из данных зарубежных СМИ, можно сделать вывод о том, что у китайцев в строю имеется шесть ракетных подводных лодок проекта 094 (Type 094), каждая из которых несет по 12 баллистических ракет типа JL-2. Первый пуск ракеты JL-2 состоялся в 2009 году. Дальность стрельбы оценивается в 8–9 тыс. км. А недавно в СМИ появились сообщения о строительстве новой китайской атомной подводной лодки проекта 096, оснащенной 24 новыми баллистическими ракетами типа JL-3. Ввод в строй первой такой лодки предполагается в 2022–2023 годах.

Китайские лодки-ракетоносцы базируются в порту Далян, бывшем Порт-Артуре (самая северная база), в Циндао, а самая южная база – Ялун – расположена на острове Хайнянь.

С 1950 года до начала ХХ века китайский флот оперировал исключительно в прибрежных районах. Но в последние 20 лет боевые корабли Поднебесной вышли в Мировой океан. Напомню, что сейчас КНР по тоннажу боевых кораблей находится на втором месте в мире: тоннаж ВМС США – 3,3 млн тонн; ВМС Китая – 1,6 млн тонн; ВМФ России – 1,1 млн тонн.

В ходе российско-китайских учений «Морское взаимодействие-2017» китайские корабли побывали в Балтийском и Японском морях, а также в южной части Охотского моря. В 2015 году четыре китайских корабля в Беринговом море прошли вдоль побережья Аляски, а в 2017 году китайские разведывательные корабли были замечены у берегов Аляски и Австралии. Заметим, что сегодня КНР располагает 11 разведывательными кораблями.

Корабли Поднебесной регулярно ходят в Средиземное море, а в 2012 году впервые побывали в Черном море. В апреле–июне 2016 года атомная торпедная лодка проекта 093 обошла вокруг Азии до Омана, а затем отправилась к берегам Сомали.

По данным СМИ, пока китайские подводные ракетоносцы патрулируют лишь в прибрежных морях. На взгляд автора, именно это сдерживает строительство атомных ракетоносцев. Во-первых, от берегов Китая до США огромное расстояние, а главное, в открытых прибрежных морях боевая устойчивость китайских ракетоносцев явно не на высоте. Выйдя в Арктику, китайцы «убивают сразу двух зайцев»: резко уменьшается уязвимость их лодок и в разы сокращается дистанция до потенциальных целей. Так, расстояние от китайского побережья в районе Шанхая до Нью-Йорка 11,8 тыс. км, а от Северного полюса до Нью-Йорка – 3,4 тыс. км, то есть в 3,5 (!) раза меньше.

Экономическая мощь Поднебесной позволяет до 2030 года довести число атомных подводных ракетоносцев до 20–30 единиц. При согласии России под соусом научно-исследовательских станций на наших арктических островах китайцы могут развернуть систему снабжения и связи своих подводных ракетоносцев. В перспективе РФ и КНР могут приступить и к созданию в Арктике совместной системы противовоздушной (ПВО) и противоракетной (ПРО) обороны, что немаловажно, учитывая тот факт, что американцы с начала 1950-х годов планировали наносить удары по СССР и КНР именно через Арктику.

Возникает естественный вопрос: а могут ли китайские ракетоносцы в Арктике или системы ПВО и ПРО создать угрозу для России? Однозначно нет. Россия и Китай имеют многотысячекилометровую общую границу, и переносить ядерные ракеты из пограничной полосы в далекую Арктику – полный маразм. А совместная система ПВО и ПРО в Арктике физически не может нанести какой-либо ущерб ни России, ни Китаю. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Владимир Мухин

До начала мирных переговоров партнеры Украины желают выполнить несколько специфических задач

0
621
Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Наталья Приходко

В Киеве считают, что новый лидер США сначала должен встретиться с украинским президентом

0
709
В Киеве от прихода Трампа ожидают "шока и трепета"

В Киеве от прихода Трампа ожидают "шока и трепета"

Наталья Приходко

Украинские политики, возможно, готовятся к большим переговорам по вероятной заморозке конфликта

0
1997
Вашингтон нацелился на Индо-Тихоокеанский регион

Вашингтон нацелился на Индо-Тихоокеанский регион

Юрий Паниев

Развитие QUAD зависит от динамики американо-китайского противостояния

0
1649

Другие новости