Даже спустя десятилетия после окончания войны американские войска из Европы уходить не торопятся. Фото с сайта www.eucom.mil
6 июня 1944 года началась крупнейшая десантная операция союзных войск во Второй мировой войне – высадка в Нормандии (на севере Франции). Второй фронт в Европе, на появление которого СССР рассчитывал еще в 1942 году, наконец-то был открыт. Однако и после этого события главным фронтом войны оставался советско-германский, где действовало в 1,8–2,8 раза больше войск стран фашистского блока, чем на других фронтах, а победное наступление Красной Армии в сердце рейха заметно снижало давление фашистов на войска союзников на Западном фронте.
Появление американских войск в Европе под занавес Второй мировой войны вполне соответствовало одному из постулатов стратегической культуры Соединенных Штатов – вступать в военные действия с ослабленным противником и имело как непосредственные, так и отдаленные последствия для современной системы международной безопасности (см. Александр Бартош. От изоляционизма к глобальному доминированию. «НВО» от 13.06.2019, а также материал в этом номере, в котором анализируются стратегические культуры России, Соединенных Штатов и Китая).
В контексте обеспечения национальной безопасности нашей страны важнейшим итогом события 75-летней давности является сохранение американского военного присутствия на европейской земле под предлогом сдерживания вначале СССР, а теперь Российской Федерации.
НОВЫЙ МИРОПОРЯДОК
В глобальном долгосрочном масштабе одним из важнейших итогов завершившейся войны явилось создание союзниками Организации Объединенных Наций как центрального элемента нового миропорядка, основанного на верховенстве права и справедливости. Время показало, что эффективно задействовать потенциал ООН можно только сообща, без претензий на безоговорочное лидерство в мире со стороны кого бы то ни было и без попыток навязывать свое видение мироустройства. Заметим, что сегодня Соединенные Штаты, будучи одним из основателей ООН, проводят целеустремленную политику по ослаблению авторитета этой универсальной международной организации с целью закрепить за собой возможность бесконтрольно действовать вне международных рамок и правил.
Наряду с этим трансформация современного мира самым непосредственным образом связана с одним из главных геополитических последствий открытия второго фронта – с установившимся масштабным экономическим, политическим и военным присутствием Соединенных Штатов в Европе на постоянной основе.
С точки зрения интересов Вашингтона открытие второго фронта наряду с военно-стратегическими соображениями, продиктованными обстановкой на фронтах Второй мировой войны, преследовало долгосрочные геополитические цели, которые можно соотнести с четырьмя уровнями. Результаты, полученные при достижении каждой из этих целей, до сегодняшнего дня оказывают серьезное влияние на развитие ситуации в сфере безопасности в Евроатлантическом регионе и далеко за его пределами.
ГЛАВНОЕ – РЕСУРСЫ
Первый уровень – ресурсный. В этом контексте следует упомянуть, что еще одним глобальным последствием завершившейся войны стал распад колониальной системы, занявший несколько десятилетий. С 1943 по 1970 год на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств. Приобретение независимости бывшими колониями поставило государства Запада перед необходимостью поиска новых способов удовлетворения собственных ресурсных потребностей, что и лежит в основе многих конфликтов современности.
В краткосрочной перспективе высадка войск союзников в Нормандии и дальнейшее успешное продвижение вглубь Европы позволили западным союзникам, прежде всего Соединенным Штатам, в сжатые сроки (за 11 месяцев) получить доступ к важнейшим научно-техническим разработкам и образцам техники и оружия, а также промышленным мощностям и уникальному кадровому потенциалу научных работников в Германии, Италии и некоторых других странах.
Сегодня достаточно подробно известно все, что было оперативно вывезено из этих государств в Соединенные Штаты и в дальнейшем использовано в интересах ускоренного развития научных разработок, внедрено в промышленное производство. Этому вопросу посвящены многие авторитетные исследования отечественных и зарубежных специалистов. Достаточно упомянуть, например, изъятые в Германии авиационные и ракетные технологии, вывезенных за океан ученых, использование которых позволило США выйти в число лидеров во многих областях науки и техники.
Под жесткий контроль Соединенных Штатов на долгие годы были поставлены многие направления научных исследований, целые отрасли промышленности стран Западной Европы, все лучшее из которых выкачивалось за океан.
Второй уровень – геостратегический. После завершения войны и учреждения в Европе своего военного присутствия США создали предмостье для доступа на пространства Евразии. Используя открывшиеся возможности, Вашингтон приступил к реализации рассчитанной на многие годы стратегии атлантизма, нацеленной на обеспечение контроля над странами Европы, а в более широком географическом и временном контексте – над центральной коммуникационной системой и ресурсами Евразии.
Распад Советского Союза и Организации Варшавского договора, временное ослабление России, безудержное расширение НАТО позволили Соединенным Штатам получить уникальные возможности для влияния в нужном для себя направлении в Восточной Европе, на Западных Балканах и на бывшем постсоветском пространстве, включая Прибалтику, Украину, Кавказ и Среднюю Азию. Цель Вашингтона – ослабить позиции России в зоне ее стратегических интересов и заполнить вакуум влияния. Важной стратегической задачей является формирование плацдармов для продвижения в Южную и Юго-Восточную Азию, получение экономических и военных преимуществ в конкурентной борьбе с Китаем.
ПЕРВЫЕ ЗАЛПЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Уровень третий – культурно-цивилизационный. В послевоенные годы закрепление Соединенных Штатов в Европе в качестве ведущей экономической, политической и военной силы повлекло за собой мощную американскую культурную экспансию в странах Старого Света.
Во Франции, Германии, Италии и многих других европейских государствах, которые на протяжении многих веков определяли уровень и магистральные направления развития не только европейской, но и всей мировой культуры, под напором американской массовой культуры были существенно ослаблены государственно-центристские модели культуры, во многом потеряли свое значение традиционные формы культурной организации и культурной жизни. В результате формируется новый специфический тип культуры – в существенной степени американизированная глобальная культура, не имеющая каких-либо жестких центров локализации, без своеобразной территориальной привязки.
Применительно к ситуации на культурном поле России президент РФ Владимир Путин отметил, что потеря собственного культурного лица, национального культурного кода ослабляет общество, а обществом, в котором растворена культурная традиция, легко манипулировать, теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным, агрессивным идеям.
На настоящем этапе взаимодействие культур осуществляется не столько в традиционной – форме взаимообогащения, сколько в форме острой конкуренции и конфликтов.
Острая конкуренция и конфликты представляют собой своеобразную визитную карточку четвертого – военно-стратегического уровня геополитической проекции второго фронта в Евроатлантической зоне.
После завершения войны наши западные союзники очень быстро забыли о добрых словах и благодарностях в адрес СССР и героической Красной Армии, на которые они были столь щедры в военные годы. 5 марта 1946 года в Фултоне (США) Уинстон Черчилль заявил: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике над Европой опустился железный занавес».
Это были первые залпы разворачивающейся холодной войны – глобальной геополитической, военной, экономической и идеологической конфронтации между СССР и его союзниками – с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившейся с 1946 по 1991 год (45 лет). Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников перед лицом внешнего врага.
На фоне развертывающегося противостояния одним из первых шагов Вашингтона стало создание в 1949 году Организации Североатлантического договора в качестве мощной структуры военно-силового давления на своего недавнего союзника, который быстро превратился в главного стратегического противника.
После исчезновения СССР и Организации Варшавского договора США решили не только сохранить НАТО, но и выдвинули инициативу расширения альянса, в том числе и за счет бывших советских республик. Таким образом, развернулась военная и геополитическая оккупация пространства, которое Россия оставляла по причине своей слабости – начиная с Балкан, Балтики и Черного моря, включая Закавказье и Среднюю Азию. Альянс приступил к планомерной подготовке к выполнению своей новой глобальной роли – обеспечивать интересы Запада и прежде всего США по всему земному шару, утвердить приоритет евроатлантической цивилизации в мировом сообществе.
ПРЕТЕНЗИИ НА ГОСПОДСТВО
Такие действия военно-силового тандема США и НАТО свидетельствуют о претензиях Запада на ключевую роль в процессах, связанных с динамичной трансформацией всей системы международных отношений, для которой, как представляется, характерно действие двух взаимоисключающих тенденций.
Первая связана с укреплением экономических и политических позиций России, Китая, Индии и ряда других государств, их интеграционных объединений, с совершенствованием механизмов многостороннего управления международными процессами.
Вторая тенденция проявляется через попытки США и НАТО создать структуру международных отношений, основанную на доминировании на мировой арене развитых западных стран при лидерстве Америки и рассчитанную на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем на планете в обход ООН и основополагающих норм международного права.
Стратегия атлантизма нацелена на глобальное доминирование Вашингтона в радикально переформатированном мире. Сегодня процесс переформатирования в пределах Евроатлантического пространства безопасности определяют несколько мощных факторов – война на Украине, неудачи США и их союзников в Афганистане, Ираке, Сирии, нарастание конфронтации с Ираном, планы США по переносу стратегического центра усилий из Евроатлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на Ближний и Средний Восток, Северную Африку.
Равнодействующая этих векторов определяет действия Соединенных Штатов и их союзников, в основе которых лежит понимание того, что без господства над Евразией нельзя осуществить глобальное перераспределение ресурсов в свою пользу.
Попыткам установить такое господство должна быть противопоставлена национальная стратегия Российской Федерации, основанная на прогнозировании и стратегическом планировании устойчивого развития страны.
В этом контексте своевременными и адекватными представляются шаги России по совершенствованию оборонного потенциала, присоединению Крыма, созданию и развитию Евразийского экономического союза, укреплению Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), развитию стратегического партнерства с Китаем и связей в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и в рамках БРИКС (неформальное межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики. – «НВО»).
Нынешнее конфронтационное состояние отношений между Россией и Западом создает ощутимую угрозу международной безопасности, отодвигает на неопределенную перспективу развитие взаимовыгодных проектов и программ между нашим государством, Соединенными Штатами, НАТО и Евросоюзом.
При этом Североатлантический союз со ссылкой на надуманные предлоги о российской «ядерной угрозе» и при постоянном понукании со стороны Вашингтона наращивает военные приготовления, готовится принять новую военную стратегию, ориентированную на создание дополнительных военных сил и средств для сдерживания России.
Не ослабевает давление Соединенных Штатов на Евросоюз с целью сорвать взаимовыгодные проекты сотрудничества с Москвой в энергетической сфере.
Все эти процессы – болезненные и экономически ущербные для европейских государств, создающие в них атмосферу неопределенности и рисков и рассчитанные на длительную перспективу. В этих условиях под давлением Вашингтона и при поддержке некоторых его партнеров, готовых безоговорочно следовать в фарватере американской политики, существенно ослабевает способность НАТО и ЕС развивать содержательный диалог с Россией как влиятельным внешним партнером. Такое состояние отношений явно не соответствует ничьим интересам, однако в нынешней и прогнозируемой обстановке перспектив для улучшения не просматривается.
комментарии(0)