0
2182
Газета Реалии Интернет-версия

28.06.2019 00:01:00

Прийти, чтобы остаться

Геополитические последствия Второго фронта в реалиях современности

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Лиги военных дипломатов.

Тэги: второй фронт, день д, нормандия, сша, ссср, овд, нато, одкб, шос


второй фронт, день д, нормандия, сша, ссср, овд, нато, одкб, шос Даже спустя десятилетия после окончания войны американские войска из Европы уходить не торопятся. Фото с сайта www.eucom.mil

6 июня 1944 года началась крупнейшая десантная операция союзных войск во Второй мировой войне – высадка в Нормандии (на севере Франции). Второй фронт в Европе, на появление которого СССР рассчитывал еще в 1942 году, наконец-то был открыт. Однако и после этого события главным фронтом войны оставался советско-германский, где действовало в 1,8–2,8 раза больше войск стран фашистского блока, чем на других фронтах, а победное наступление Красной Армии в сердце рейха заметно снижало давление фашистов на войска союзников на Западном фронте.

Появление американских войск в Европе под занавес Второй мировой войны вполне соответствовало одному из постулатов стратегической культуры Соединенных Штатов – вступать в военные действия с ослабленным противником и имело как непосредственные, так и отдаленные последствия для современной системы международной безопасности (см. Александр Бартош. От изоляционизма к глобальному доминированию. «НВО» от 13.06.2019, а также материал в этом номере, в котором анализируются стратегические культуры России, Соединенных Штатов и Китая).

В контексте обеспечения национальной безопасности нашей страны важнейшим итогом события 75-летней давности является сохранение американского военного присутствия на европейской земле под предлогом сдерживания вначале СССР, а теперь Российской Федерации.

НОВЫЙ МИРОПОРЯДОК

В глобальном долгосрочном масштабе одним из важнейших итогов завершившейся войны явилось создание союзниками Организации Объединенных Наций как центрального элемента нового миропорядка, основанного на верховенстве права и справедливости. Время показало, что эффективно задействовать потенциал ООН можно только сообща, без претензий на безоговорочное лидерство в мире со стороны кого бы то ни было и без попыток навязывать свое видение мироустройства. Заметим, что сегодня Соединенные Штаты, будучи одним из основателей ООН, проводят целеустремленную политику по ослаблению авторитета этой универсальной международной организации с целью закрепить за собой возможность бесконтрольно действовать вне международных рамок и правил.

Наряду с этим трансформация современного мира самым непосредственным образом связана с одним из главных геополитических последствий открытия второго фронта – с установившимся масштабным экономическим, политическим и военным присутствием Соединенных Штатов в Европе на постоянной основе.

С точки зрения интересов Вашингтона открытие второго фронта наряду с военно-стратегическими соображениями, продиктованными обстановкой на фронтах Второй мировой войны, преследовало долгосрочные геополитические цели, которые можно соотнести с четырьмя уровнями. Результаты, полученные при достижении каждой из этих целей, до сегодняшнего дня оказывают серьезное влияние на развитие ситуации в сфере безопасности в Евроатлантическом регионе и далеко за его пределами.

ГЛАВНОЕ – РЕСУРСЫ

Первый уровень – ресурсный. В этом контексте следует упомянуть, что еще одним глобальным последствием завершившейся войны стал распад колониальной системы, занявший несколько десятилетий. С 1943 по 1970 год на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств. Приобретение независимости бывшими колониями поставило государства Запада перед необходимостью поиска новых способов удовлетворения собственных ресурсных потребностей, что и лежит в основе многих конфликтов современности.

В краткосрочной перспективе высадка войск союзников в Нормандии и дальнейшее успешное продвижение вглубь Европы позволили западным союзникам, прежде всего Соединенным Штатам, в сжатые сроки (за 11 месяцев) получить доступ к важнейшим научно-техническим разработкам и образцам техники и оружия, а также промышленным мощностям и уникальному кадровому потенциалу научных работников в Германии, Италии и некоторых других странах.

Сегодня достаточно подробно известно все, что было оперативно вывезено из этих государств в Соединенные Штаты и в дальнейшем использовано в интересах ускоренного развития научных разработок, внедрено в промышленное производство. Этому вопросу посвящены многие авторитетные исследования отечественных и зарубежных специалистов. Достаточно упомянуть, например, изъятые в Германии авиационные и ракетные технологии, вывезенных за океан ученых, использование которых позволило США выйти в число лидеров во многих областях науки и техники.

Под жесткий контроль Соединенных Штатов на долгие годы были поставлены многие направления научных исследований, целые отрасли промышленности стран Западной Европы, все лучшее из которых выкачивалось за океан.

Второй уровень – геостратегический. После завершения войны и учреждения в Европе своего военного присутствия США создали предмостье для доступа на пространства Евразии. Используя открывшиеся возможности, Вашингтон приступил к реализации рассчитанной на многие годы стратегии атлантизма, нацеленной на обеспечение контроля над странами Европы, а в более широком географическом и временном контексте – над центральной коммуникационной системой и ресурсами Евразии.

Распад Советского Союза и Организации Варшавского договора, временное ослабление России, безудержное расширение НАТО позволили Соединенным Штатам получить уникальные возможности для влияния в нужном для себя направлении в Восточной Европе, на Западных Балканах и на бывшем постсоветском пространстве, включая Прибалтику, Украину, Кавказ и Среднюю Азию. Цель Вашингтона – ослабить позиции России в зоне ее стратегических интересов и заполнить вакуум влияния. Важной стратегической задачей является формирование плацдармов для продвижения в Южную и Юго-Восточную Азию, получение экономических и военных преимуществ в конкурентной борьбе с Китаем.

ПЕРВЫЕ ЗАЛПЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Уровень третий – культурно-цивилизационный. В послевоенные годы закрепление Соединенных Штатов в Европе в качестве ведущей экономической, политической и военной силы повлекло за собой мощную американскую культурную экспансию в странах Старого Света.

Во Франции, Германии, Италии и многих других европейских государствах, которые на протяжении многих веков определяли уровень и магистральные направления развития не только европейской, но и всей мировой культуры, под напором американской массовой культуры были существенно ослаблены государственно-центристские модели культуры, во многом потеряли свое значение традиционные формы культурной организации и культурной жизни. В результате формируется новый специфический тип культуры – в существенной степени американизированная глобальная культура, не имеющая каких-либо жестких центров локализации, без своеобразной территориальной привязки.

Применительно к ситуации на культурном поле России президент РФ Владимир Путин отметил, что потеря собственного культурного лица, национального культурного кода ослабляет общество, а обществом, в котором растворена культурная традиция, легко манипулировать, теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным, агрессивным идеям.

На настоящем этапе взаимодействие культур осуществляется не столько в традиционной – форме взаимообогащения, сколько в форме острой конкуренции и конфликтов.

Острая конкуренция и конфликты представляют собой своеобразную визитную карточку четвертого – военно-стратегического уровня геополитической проекции второго фронта в Евроатлантической зоне.

После завершения войны наши западные союзники очень быстро забыли о добрых словах и благодарностях в адрес СССР и героической Красной Армии, на которые они были столь щедры в военные годы. 5 марта 1946 года в Фултоне (США) Уинстон Черчилль заявил: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике над Европой опустился железный занавес».

Это были первые залпы разворачивающейся холодной войны – глобальной геополитической, военной, экономической и идеологической конфронтации между СССР и его союзниками – с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившейся с 1946 по 1991 год (45 лет). Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников перед лицом внешнего врага.

На фоне развертывающегося противостояния одним из первых шагов Вашингтона стало создание в 1949 году Организации Североатлантического договора в качестве мощной структуры военно-силового давления на своего недавнего союзника, который быстро превратился в главного стратегического противника.

После исчезновения СССР и Организации Варшавского договора США решили не только сохранить НАТО, но и выдвинули инициативу расширения альянса, в том числе и за счет бывших советских республик. Таким образом, развернулась военная и геополитическая оккупация пространства, которое Россия оставляла по причине своей слабости – начиная с Балкан, Балтики и Черного моря, включая Закавказье и Среднюю Азию. Альянс приступил к планомерной подготовке к выполнению своей новой глобальной роли – обеспечивать интересы Запада и прежде всего США по всему земному шару, утвердить приоритет евроатлантической цивилизации в мировом сообществе.

ПРЕТЕНЗИИ НА ГОСПОДСТВО

Такие действия военно-силового тандема США и НАТО свидетельствуют о претензиях Запада на ключевую роль в процессах, связанных с динамичной трансформацией всей системы международных отношений, для которой, как представляется, характерно действие двух взаимоисключающих тенденций.

Первая связана с укреплением экономических и политических позиций России, Китая, Индии и ряда других государств, их интеграционных объединений, с совершенствованием механизмов многостороннего управления международными процессами.

Вторая тенденция проявляется через попытки США и НАТО создать структуру международных отношений, основанную на доминировании на мировой арене развитых западных стран при лидерстве Америки и рассчитанную на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем на планете в обход ООН и основополагающих норм международного права.

Стратегия атлантизма нацелена на глобальное доминирование Вашингтона в радикально переформатированном мире. Сегодня процесс переформатирования в пределах Евроатлантического пространства безопасности определяют несколько мощных факторов – война на Украине, неудачи США и их союзников в Афганистане, Ираке, Сирии, нарастание конфронтации с Ираном, планы США по переносу стратегического центра усилий из Евроатлантики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на Ближний и Средний Восток, Северную Африку.

Равнодействующая этих векторов определяет действия Соединенных Штатов и их союзников, в основе которых лежит понимание того, что без господства над Евразией нельзя осуществить глобальное перераспределение ресурсов в свою пользу.

Попыткам установить такое господство должна быть противопоставлена национальная стратегия Российской Федерации, основанная на прогнозировании и стратегическом планировании устойчивого развития страны.

В этом контексте своевременными и адекватными представляются шаги России по совершенствованию оборонного потенциала, присоединению Крыма, созданию и развитию Евразийского экономического союза, укреплению Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), развитию стратегического партнерства с Китаем и связей в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и в рамках БРИКС (неформальное межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики. – «НВО»).

Нынешнее конфронтационное состояние отношений между Россией и Западом создает ощутимую угрозу международной безопасности, отодвигает на неопределенную перспективу развитие взаимовыгодных проектов и программ между нашим государством, Соединенными Штатами, НАТО и Евросоюзом.

При этом Североатлантический союз со ссылкой на надуманные предлоги о российской «ядерной угрозе» и при постоянном понукании со стороны Вашингтона наращивает военные приготовления, готовится принять новую военную стратегию, ориентированную на создание дополнительных военных сил и средств для сдерживания России.

Не ослабевает давление Соединенных Штатов на Евросоюз с целью сорвать взаимовыгодные проекты сотрудничества с Москвой в энергетической сфере.

Все эти процессы – болезненные и экономически ущербные для европейских государств, создающие в них атмосферу неопределенности и рисков и рассчитанные на длительную перспективу. В этих условиях под давлением Вашингтона и при поддержке некоторых его партнеров, готовых безоговорочно следовать в фарватере американской политики, существенно ослабевает способность НАТО и ЕС развивать содержательный диалог с Россией как влиятельным внешним партнером. Такое состояние отношений явно не соответствует ничьим интересам, однако в нынешней и прогнозируемой обстановке перспектив для улучшения не просматривается. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Байден готовит «прощальный удар» по России

Байден готовит «прощальный удар» по России

Юрий Паниев

Белый дом намерен ввести новые санкции против нефтяного экспорта РФ

0
1068
Офис губернатора Калифорнии разрабатывает программу помощи нелегальным мигрантам

Офис губернатора Калифорнии разрабатывает программу помощи нелегальным мигрантам

0
429
Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Пекин подготовился к трампотрясению мировой торговли

Ольга Соловьева

Китай взял противоположный России экономический курс

0
944
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
456

Другие новости