Богдан Виллевальде. Казаки в Бауцене. 1813. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Когда я подал документы на вступление в станицу Самарского окружного казачьего общества, я радостно сообщил об этом своей маме. Но, к моему удивлению, мама совсем не обрадовалась. «Будешь пьяным по праздникам около церкви ходить?» – с печалью в голосе спросила она.
Действительно, 1990‑е годы нанесли по лицу российского казачества хлесткий преступный удар. Появилось и прижилось позорное понятие «ряженые». Объявилось несметное количество «родовых», «потомственных» «казачьих генералов».
В безумной погоне за высокими чинами и экзотическими мундирами от кутюр новые станичники забыли о предназначении казачества. В мишуре бесконечных казачьих праздников с шаблонной песней «Ойся! » и фланкировкой бутафорскими шашками затерялись идеалы чести, служения Отечеству и вера наших великих предков. Однако время не стоит на месте. Давайте взглянем на казачество, устремленное в будущее. Кем станут наши потомки – казаки XXI и XXII веков?
Из глубины веков
История казачества в России идет рука об руку со становлением нашего государства из самой глубины веков. Казаки подарили нашей родине Сибирь, освоили ее просторы вплоть до дальневосточных окраин. Герои‑станичники испокон веков защищали отечество во всех войнах, сотрясавших границы земли русской, всегда оставались примером воинской доблести и носителями истинно православного духа.
Все мы прекрасно помним об обороне Севастополя в Крымской войне, о Русско‑японской и Первой мировой войнах. Во время Великой Отечественной войны название «пластунских» по традиции получили некоторые казачьи батальоны, полки и 9‑я пластунская стрелковая дивизия.
Мы помним и чтим имена героев‑защитников Отечества: первооткрывателя Ермака Тимофеевича, Матвея Ивановича Платова – войскового атамана войска Донского, графа, генерала от кавалерии, героя войны 1812 года. Самого известного атамана не только на Дону – во всей России и в мире, потомка запорожского казака адмирала Павла Степановича Нахимова. И многих, многих других.
Были в истории нашего государства и кровавые страницы. В дни трагических испытаний казачество принесло свою безмерную жертву на алтарь безрассудных свершений XX века. Братоубийственная Гражданская война, расказачивание, политические репрессии и десятилетия богоборчества, эмиграция. Разрушались храмы, пропадали с лица нашей земли казачьи станицы, забывали казаки свои корни и традиции.
Прокатилось Красное колесо по казачьей земле.
Жертвы красного террора
«Казаки – единственная часть русской нации, которая способна к самоорганизации. Поэтому они должны быть уничтожены поголовно. Они своего рода зоологическая среда, и не более того… Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море».
Лев Троцкий, народный комиссар по военным делам РСФСР, 1918‑1923 гг.
24 января 1919 года считается днем начала истребления российского казачества. В этот день оргбюро ЦК РКП(б) после обсуждения шестого пункта повестки дня – «Циркулярного письма ЦК об отношении к казакам» – приняло секретную директиву «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» с резолюцией: «Принять текст циркулярного письма. Предложить комиссариату земледелия разработать практические мероприятия по переселению бедноты в широком масштабе на казачьи земли». Этот документ фактически развязал руки красным палачам, и уже 3 февраля 1919 года появился секретный приказ председателя РВС республики Троцкого, 5 февраля – приказ № 171 РВС Южного фронта «О расказачивании». Директива Донбюро РКП (б) прямо предписывала: а) физическое истребление по крайней мере 100 тысяч казаков, способных носить оружие, т.е. от 18 до 50 лет; б) физическое уничтожение так называемых верхов станицы (атаманов, судей, учителей, священников), хотя бы и не принимающих участия в контрреволюционных действиях; в) выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области; г) переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц...
В дореволюционной России было 11 казачьих войск. Большевики практически уничтожили казачество, причем не только Донское. Уральский областной Революционный комитет в феврале 1919 года издает инструкцию, согласно которой следовало «объявить вне закона казаков, и они подлежат истреблению».
Во исполнение инструкции были использованы имеющиеся концентрационные лагеря, и организован ряд новых мест лишения свободы. В докладной записке в ЦК РКП(б) члена Казачьего отдела ВЦИК Ружейникова в конце 1919 года сообщается, что на местах принимались наиболее жесткие и решительные репрессивные меры: к примеру, в ночь на 7 мая 1919 года из заключенных в Уральской тюрьме 350‑400 человек из состава 9‑го и 10‑го Уральских казачьих полков, перешедших на сторону большевиков, в марте 1919 года было расстреляно 100‑120 человек, несколько заключенных казаков были утоплены.
В Астраханской губернии конфискованные у казачества земли не подлежали возврату. Казачество было лишено права использования природных ресурсов, таких как лесные угодья, рыба. В Астраханской губернии в 1920 году в концентрационных лагерях содержалось около 2000 казаков.
Во исполнение секретного приказа № 01726 и.о. командующего Кавказской Трудовой армии А. Медведева была сожжена станица Калиновская, станицы Ермоловская (ныне с. Алханкала), Романовская (Заканюртовская) (с. Заканюрт), Самашкинская (с. Самашки), Михайловская (с. Серноводское) подверглись репрессивным мерам и были разграблены. Станица Кохановская была полностью уничтожена. Мужское население станиц из числа казаков в возрасте от 18 лет до 50 лет в соответствии с приказом было решено «погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север для тяжелых принудительных работ». Из перечисленных станиц было выселено 2917 семей – около 11 тыс. человек.
На Кубани 25 января 1931 года было депортировано 9 тыс. семей, около 45 тыс. казаков из районов Черноморья было выселено на освоение засушливых районов Ставрополья и Сальских степей. В течение 1930‑1931 годов было арестовано и депортировано не менее 300 тыс. казаков из различных регионов, в большей степени из Уральской области и бывших территорий казачества на Северном Кавказе.
Православное духовенство всегда разделяло тяготы и испытания в годы лихолетья вместе со своим народом. Не стал исключением и период расказачивания. Вот только некоторые имена и фрагменты биографии казачьих священников‑новомученников.
За короткое время (весну и лето 1918 года) в Кубанской области большевиками было убито 43 священника. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 году было расстреляно и замучено духовных лиц разного звания:
В Кубанской области – 69;
Черноморской губернии – 37.
Священник Иоанн Пригоровский (ст. Незамаевская) убит в пасхальную ночь 1918 года. Убийцы выкололи священнику глаза, отрезали язык и уши и закопали живьем в навозной яме.
Священник Александр Подольский (ст. Владимирская) весной 1918 года после глумлений и избиений был зарублен на свалке. Прихожанин, попытавшийся его похоронить, был застрелен на месте.
Священник Григорий Никольский (Марие‑Магдалинский женский монастырь под ст. Роговской) убит красноармейцами 27 июня 1918 года после литургии выстрелом в рот с криками: «И мы тебя приобщим».
Священник Иванов, прослуживший 30 лет в ст. Попутной, был заколот красногвардейцами за свои проповеди, где указывал, что большевики ведут Россию к гибели.
Священник Троицкой церкви ст. Вознесенской Алексей Павлов (60 лет) был убит на станичной площади.
Священник Михаил Лисицын убит 22 февраля 1918 года в ст. Усть‑Лабинской после трехдневных мучений и глумлений. На его теле оказалось более десяти ран, голова была разрублена в куски.
Священник Иоанн Краснов (ст. Должанская) сожжен живьем в паровозной топке в апреле 1918 года.
Священник Александр Флегинский (56 лет) после мучений и издевательств убит в ст. Георгие‑Афипской.
Священник Иоанн Малахов хутора Танайки Черноморской губернии был арестован красногвардейцами вместе с женой. Были расстреляны после издевательств в ст. Мингрельской.
В ст. Пластуновской был убит священник Георгий Бойко. На горле у него была ужасная рана.
В Краснодаре в одну ночь по приказу Буденного убито шесть священников.
Читая эти страшные строки, невольно задумываешься, о том, сколько сил и духовного прилежания следует найти в себе нам, казакам современным, чтобы возродить душу казачества. Все мы неоднократно слышали, да и сами постоянно твердим: «Казак без веры – не казак! » Только богатейший тысячелетний духовный опыт православного самосознания сможет воскресить к жизни наши казачьи корни. Поиски фольклорных и иных скреп так и останутся лишь внешней этнографической идентификацией возрождаемого казачьего сословия. Задумайтесь только, сколько самобытных традиций и неповторимых исторических атрибутов сплотило воедино российское казачье братство? Вот перечень казачеств, который сам по себе впечатляет: донское и запорожское, яицкое (уральское) и терское, городовое рязанское, украинское реестровое и кавказское линейное, волжское и астраханское, черноморское и бугское, оренбургское и кубанское, сибирское и якутское, забайкальское и амурское, семиреченское и уссурийское… Объединяло и объединяет их православная вера и служение родине.
Казак – не только воин
Рассуждая об истории и становлении казачьей России, следует помнить, что казак – не только воин. История великой страны писалась не только на картах великих сражений. Наши потомки должны гордиться не только ратными подвигами своих пращуров, но и знать казаков‑писателей, ученых, изобретателей и политиков.
Немногие знают, но истоки российского кинематографа тесно связаны с казачеством, что в очередной раз доказывает новаторский и пассионарный характер казаков.
Родоначальником российского кино стал Александр Ханжонков – потомственный казак, подхорунжий 1‑го Донского казачьего полка. Первую российскую кинокомпанию он создал еще в 1906‑м! Одним из первых российских фильмов считается «Джигитовка казаков 1‑го Оренбургского казачьего полка». Эта лента Александра Федорецкого, пионера русского кинематографа, была показана осенью 1896 года, через год после парижской премьеры «Прибывающего поезда» братьев Люмьер. К слову, это был еще и первый в мире трюковый фильм.
Возможно, вы улыбнетесь, но великий французский писатель Александр Дюма считал себя потомком запорожского казака, который прибыл во Францию вместе с Генрихом III в составе казачьего отряда, сопровождавшего этого монарха из Польского королевства, где его выбрали королем. Вероятно, есть основания считать, что на основе этого отряда запорожских казаков был создан тот самый одиозный полк королевских мушкетеров, так красочно описанный Дюма в его романах.
Казаком был также Семен Иванович Дежнев – один из виднейших русских мореплавателей‑землепроходцев, открывший пролив между Америкой и Азией, впоследствии названный Беринговым.
Нельзя, конечно же, обойти вниманием гениального писателя, казака Михаила Александровича Шолохова – киносценариста, лауреата Нобелевской премии по литературе. Его произведение «Тихий Дон» стало в нашей стране своеобразной энциклопедией казачества.
Дорогу в российское небо тоже первыми прокладывали казаки‑офицеры. Первым генералом‑летчиком в ХХ веке стал Вячеслав Григорьевич Баранов, уроженец станицы Луганской. Накануне Первой мировой войны – в мае‑июне 1914‑го – возглавляемая им группа летчиков Гвардейского корпуса совершила перелет по маршруту Петербург‑Псков‑Ямбург‑Гатчина‑Петербург. Последовавшие события затмили этот подвиг. На фронте Баранов – признанный мастер разведывательной авиации, награжден почетным Георгиевским оружием.
Штурмуют небо казаки и в наши дни. Геннадий Иванович Падалка – Герой Российской Федерации, летчик‑космонавт. Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Геннадий Иванович совершал космические полеты в качестве командира основной экспедиции на орбитальном комплексе «Мир», многократно выходил в открытый космос.
Перечислять имена казаков‑героев можно бесконечно. Богата ими земля русская!
О будущем
А что же сегодня? Как мы готовимся к новой эре? Каким будет казак завтрашнего дня? Судите сами. Казаки кадетских классов Самары посещают уроки робототехники в Объединенном исследовательском университете, создают программы и презентации по истории России на персональных компьютерах, изучают современную авиационную технику в классах и ангарах военной кафедры. Занятия для будущих героев проводят офицеры‑казаки, офицеры‑преподаватели военной кафедры, офицеры‑инструкторы международной контртеррористической тренинговой ассоциации.
Студенческая молодежь прошлым летом смогла познакомиться с работой наших казаков на Международном молодежном форуме «Волга». Мастер‑классы по боевым искусствам, военно‑историческая реконструкция, соревнования по метанию холодного оружия и многое другое приготовили и провели для молодежи казаки Самарского окружного казачьего общества.
Но, что самое ценное, в этом году стартовали курсы повышения квалификации при Самарской духовной семинарии для офицеров‑наставников и преподавателей, занятых в казачьем образовании. Открытие курсов благословил митрополит Самарский и Сызранский Сергий.
Занятия для казачьей интеллигенции проводят видные специалисты по истории, теологии, психологии и православной культуре. Прошла первая сессия, подводятся итоги, преподаватели казачьих классов начинают делиться полученными знаниями с кадетами‑учениками.
А это значит, что духовное возрождение казачества не за горами, что продолжим мы дело славных предков и не только сохраним завещанное, но и сторицей приумножим.
комментарии(0)