Учения «Славянский щит». Фото с сайта www.mod.gov.rs
В центре Балкан, в районе сербской столицы Белграда, а также местной авиабазы Батайница и полигона «Посулянский луг» с 23 по 29 октября прошли совместные российско‑сербские учения ПВО «Славянский щит – 2019». В ходе учений была развернута совместная сербско‑российская группировка сил и средств систем противовоздушной обороны, с которую вошли переброшенные из России по воздуху дивизионы зенитно‑ракетного комплекса С‑400 «Триумф» и зенитного ракетно‑пушечного «Панцирь‑С1», а также сербские зенитно‑ракетные комплексы «Нева‑М1Т» и «Куб‑М».
Руководил учениями командир 250‑й ракетной бригады ПВО Сербии бригадный генерал Тиосав Янкович. В задачу учений входили совместные тренировки расчетов ПВО и командных пунктов управления, боевое дежурство на выделенной боевой технике, прикрытие воздушного пространства над республикой и ее центральным районом от массированных ударов условного противника, провести стрельбы по обнаруженным целям, которыми могут быть как самолеты, так и баллистические и крылатые ракеты. Причем комплексы С‑400, «Нева‑М1Т» и «Куб‑М» провели электронные пуски ракет, а «Панцирь‑С1» отстрелялся боевыми.
ЗАЧЕМ НАМ БАЛКАНЫ, ЗАЧЕМ БАЛКАНАМ МЫ
Совместные российско‑сербские учения проходят не первый раз. Они проводятся ежегодно как на территории России, так и Сербии с 2014‑го. Участие в них принимают мотострелки, десантники, летчики, сейчас воины ПВО. Причем нынешний «Славянский щит» состоял из двух этапов. Первый проведен в сентябре на полигоне Ашулук, под Астраханью, где состоялись стрельбы из ЗРК С‑400 и ЗРПК «Панцирь‑С1» с участием сербских специалистов, в распоряжение которых была представлена российская боевая техника. При этом, как сообщили в российском Министерстве обороны, сербские офицеры ПВО прошли интенсивную подготовку на тренажерах под Гатчиной и смогли сдать зачеты на допуск к самостоятельной эксплуатации зенитно‑ракетных систем. Так что на втором этапе учений – в родной стране они смогли продемонстрировать все, чему научились в России. Тем более что их умение, как и саму переброшенную в Сербию российскую боевую технику, проинспектировал президент страны Александр Вучич. А перед ним нельзя было сплоховать.
В самом факте очередных российско‑сербских учений заключено достаточно много смыслов. Одна только переброска по воздуху за многие сотни километров двух дивизионов зенитно‑ракетных систем С‑400 и «Панцирь‑С1», а это почти полсотни тяжелых машин, включающих радиолокационные станции, пусковые установки, транспортно‑заряжающие и ремонтные машины, запас ракет и снарядов и многое другое, свидетельствует о высочайшей маневренности российских вооруженных сил, которую они не раз и не два демонстрируют на различных оперативно‑стратегических учениях на территории собственной страны. И первая в истории переброска‑маневр двух зенитно‑ракетных дивизионов за рубеж тоже многое говорит специалистам о возможностях нашей армии. Но, наверное, это не главное, о чем можно и нужно говорить в связи с этими учениями.
Нельзя не заместить то обстоятельство, что на сербскую землю был доставлен зенитно‑ракетный комплекс С‑400, младший брат ЗРК С‑300ПМУ, которого так ждала Сербия в 1999 году накануне агрессии НАТО на эту страну. Сейчас можно только гадать, предотвратила бы или нет поставка «Фаворита» бомбардировки американскими «Томагавками» Белграда, Нови‑Сада и других городов бывшей Югославии, но факт остается фактом. В Сербии до сих пор помнят, что тогдашнее российское руководство не решилось на такой открытый и демонстративный антиамериканский и антинатовский шаг в поддержке Белграда. Прибытие в республику хотя бы на время учений комплекса С‑400, более мощного и более эффективного, чем С‑300, безусловно греет сердце многих сербских граждан. Говорит о том, что Россия хотя и не является союзником Сербии, но всегда была и будет ее самым надежным другом.
НЕРАЗЛУЧНИКИ – «ТРИУМФ» И «ПАНЦИРЬ»
Пока нет официальной информации, станет ли Сербия в ближайшее время очередным покупателем российского зенитно‑ракетного комплекса средней и большой дальности С‑400 «Триумф» или нет. Говорят, есть очередь. Поставили Китаю, Турции, на очереди Индия, сейчас вроде бы договариваются с Саудовской Аравией, потом, возможно, с Египтом… Сербия, судя по тому, что ее офицеры прошли тренировки на тренажерах и сдали зачеты на самостоятельную эксплуатацию ЗРК, наверняка тоже в приоритете. Но гадать не станем. По крайней мере тот факт, что Москва в любой момент может перебросить Белграду дивизион или два зенитно‑ракетных комплексов «Триумф», со счетов сбрасывать не стоит.
При этом надо иметь в виду, что поставка ЗРК С‑400 по уму должна осуществляться в комплексе с зенитными ракетно‑пушечными системами «Панцирь‑С1». По крайней мере на боевом дежурстве вокруг столицы нашей родины – Москвы они стоят вместе – «Триумф» и «Панцирь». Почему? Вспомним недавний оглушительный провал американской системы Patriot PAC‑3, которая защищала воздушное пространство и нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы Саудовской Аравии. Распиаренная заокеанскими СМИ система ПВО/ПРО не сумела справиться с легкими беспилотниками йеменских хуситов, которые с их помощью донесли ракеты до саудовских крекингов и вывели из строя всю нефтепереработку на предприятиях фирмы Saudi Aramco.
По большому счету претензии за этот провал к «Пэтриоту» предъявлять не совсем справедливо. Его ракеты не предназначены для перехвата легких БПЛА – слишком дорого и неэффективно. Все равно как стрелять из пушки по воробьям. Рядом с таким комплексом, как «Пэтриот», должны быть такие небольшие, но универсальные системы, как наш «Панцирь‑С1». Они способны пресечь полет любых дронов, что совсем маленьких, что побольше. Так, кстати, действуют наши системы на военной базе в сирийской Хмеймим. Ни один беспилотник террористов не смог преодолеть преграду «Панциря». Там, правда, есть и другие системы, но сейчас речь не об этом.
Вернемся в Сербию, на совместные российско‑сербские учения ПВО «Славянский щит – 2019». Отправка на Балканы дивизиона ЗРК С‑400 вместе с дивизионом «Панцирь‑С1» может свидетельствовать о том, что решение о покупке Белградом «Триумфа» уже принято. Есть информация, что сербами куплен комплекс «Панцирь», значит, исходя из того, что было сказано раньше, за ним наступит очередь и «Триумфа». Вопрос только в том, хватит ли у сербов на него денег. Дивизион этой системы, если судить по тем деньгам, что заплатила Турция и платит Индия, стоит как минимум 500 млн долл. А весь бюджет военного ведомства Белграда – 910 млн долл.
В недавнем интервью автору этих строк министр обороны Сербии Александр Вулин говорил: мы – небольшая и небогатая страна, и у Сербии нет достаточных средств, чтобы купить все, что необходимо для укрепления ее безопасности и обновления парка боевой техники. Он благодарил Россию и Белоруссию, что они поставили им десять истребителей МиГ‑29, которые страна никогда не могла бы купить. Кроме того, вертолеты Ми‑24 и Ми‑17, большое количество танков (30 Т‑72 – В.Л.), бронетранспортеров для сухопутных войск. По личной инициативе министра обороны России Сергея Шойгу Сербии предоставлена возможность бесплатной переподготовки летчиков…
На учениях. В центре – министр обороны Сербии Александр Вулин и президент Республики Сербия Александр Вучич. Фото с сайта www.mod.gov.rs |
Надо думать, что и для поставки Сербии зенитно‑ракетного комплекса С‑400 «Триумф» страны найдут какой‑либо вариант, который устроит всех. Не только Белград и Москву, но и производителя комплекса НПО «Алмаз‑Антей», которому тоже нужно развиваться, платить зарплату своим конструкторам, инженерам и техникам, рабочим. А пока Белград озвучил заявку на поставку дивизиона зенитных ракетно‑пушечных комплексов «Панцирь‑С1». Он совместно с системами С‑125 «Нева», Куб‑М, «Стрела‑10», ПЗРК «Стрела‑2» и «Игла», а также с истребителями‑перехватчиками МиГ‑29 надежно прикроет воздушное пространство над республикой. Тем более что мастерства сербским воинам ПВО не занимать. Специалисты до сих пор помнят, как в 1999 году сербский офицер сбил ракетой ЗРК С‑125 хваленый американский самолет‑невидимку F‑117, доказав всему миру, что неуязвимых летательных аппаратов не существует.
Остается добавить, что, хотя Сербия, как и Белоруссия, Армения, государства Центральной Азии, участвует в натовской программе «Партнерство во имя мира», вступать в Североатлантический альянс она категорически не хочет. Об этом открыто заявил в Брюсселе президент страны Александр Вучич. Конечно, это препятствует ее стремлению вступить в Евросоюз, но она не меняет своего принципиального международного курса, поддерживает дружеские, даже братские отношения с Россией и не участвует в санкционной политике против Москвы.
Министр обороны Сербии Александр Вулин в уже упоминавшемся интервью говорил мне: «Отношения между Сербией и Россией никогда не находились на таком высоком уровне, как сейчас. Они основываются на взаимном понимании, уважении и искренности. Россия по отношению к нам никогда не ведет себя как суперсила. Не диктует нам условия. Просто уважает нас, как равного».
И добавил: «Говорят, что в политике нет постоянной любви, а есть интересы. Но когда мы говорим о сербах и русских, здесь есть еще что‑то. Что не только интерес. Мы никогда не находились на разных сторонах баррикад. Мы с Россией всегда находились на правильной и правой светлой стороне».
Думается, что системы противовоздушной обороны – «Триумфы», «Панцири», «Нева» и «Куб», которые сербские и российские военные развернули в центре Балкан, в воздушном пространстве страны, со всех сторон окруженной натовскими государствами, свидетельствуют именно об этом.
Мнение авторов может не совпадать с официальной позицией редакции «Независимого военного обозрения».
комментарии(0)