Перевооружение Курил стало одной из приоритетных задач Минобороны. Фото РИА Новости
12 мая ведущее японское издание – газета Asahi Sinburn опубликовала ранее секретный протокол беседы генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с премьер-министром Японии Какуэем Танакой в октябре 1973 года. В публикации говорится о наличии «нерешенных проблем» между государствами. В том числе среди «нерешенных проблем» есть и вопрос о южной части Курил.
Российское Министерство иностранных дел достаточно жестко отреагировало на публикацию. В МИДе ее назвали «вбросом псевдосенсационного материала по проблематике мирного договора». Цель таких действий – воспользоваться «очередными домыслами», чтобы «подкрепить японскую позицию на переговорах».
Не обошли своим вниманием эту публикацию и в Китае. Хотя отношения между Москвой и Пекином находятся на очень высоком уровне, одной из самых популярных тем в средствах массовой информации и экспертном сообществе остается вопрос о возможном силовом решении спора за острова. 12 мая некоторые российские средства массовой информации уже опубликовали статьи со ссылкой на китайский интернет-ресурс Sohu. Там китайские эксперты предрекали быстрое поражение Токио в случае попытки силового возврата спорных территорий.
Между тем в начале и середине 2010-х годов считалось, что в военном плане Россия вряд ли сможет отстоять Курилы и Сахалин. Особенно если в конфликт на стороне Японии вмешаются Соединенные Штаты. Москве, по мнению некоторых аналитиков, останется надеяться лишь на применение ядерного оружия. Частенько в таких публикациях и заявлениях экспертов главным был именно вопрос готовности России пойти на такой шаг. Поэтому сейчас особенно интересно разобраться, какими же военными средствами Россия располагает на Дальнем Востоке и смогут ли сейчас наши Вооруженные силы отстоять Курилы и Сахалин.
Непростой театр
Во многих публикациях о возможном российско-японском конфликте утверждается, что с военной точки зрения оборонять Курилы для России проблематично. При этом обычно ссылаются на то, что острова расположены вблизи японской территории, поэтому для высадки на них японцам не потребуется большого флота. Достаточно иметь современные десантные катера и авиационную поддержку. На самом деле все не так просто. При захвате островов недостаточно просто высадиться на них. Силам вторжения предстоит очистить территорию от противника. Нужно установить физический контроль, выбив противостоящие силы из всех укреплений. А при этом для штурма северных островов Курильской гряды все же придется задействовать полноценные амфибийные силы с большими десантными кораблями, вертолетоносцами и частями морской пехоты. Ведь от японского порта Саппоро до острова Парамушир более тысячи километров – и это по прямой.
Курилы отличаются достаточно сложным рельефом, также для них характерна неустойчивая и непредсказуемая погода. Фактически силам вторжения придется штурмовать не только оборонительные сооружения, но и естественные природные крепости и укрепления. При этом поддержка авиации не сможет быть постоянной. В качестве примера аналогичного десантирования можно привести американскую операцию на Окинаве в апреле 1945 года. Бои тогда длились два месяца. За это время 10-я армия США потеряла от 14 тыс. до 20 тыс. военнослужащих.
Чтобы не допустить подобного сценария, войска вторжения в первом броске должны будут задействовать основные силы и проводить операцию в очень высоком темпе. При этом для прорыва обороны противника придется максимально активно использовать артиллерию и наземные высокоточные средства поражения. А на авиацию, повторю, постоянно рассчитывать не придется. Против самолетов будет действовать непредсказуемое «естественное ПВО» – погода.
Поэтому чем больше сил участвует в десанте и чем активнее они воюют, тем больше им необходимо поставлять материальных средств. И именно логистика становится ахиллесовой пятой гипотетического вторжения на Курилы и Сахалин. Фактически Японии придется создать большой транспортный флот, а также превратить основные и даже небольшие порты в крупные логистические хабы с оборотом в сотни тысяч тонн грузов.
При этом у обороняющихся есть достаточно серьезные возможности оказать помощь своей группировки на островах. С востока и запада острова «запирают» Сахалин и Камчатка. С военной точки зрения это весьма развитые территории. В этой ситуации для сил вторжения можно рассмотреть два варианта: минимальный и максимальный.
Минимальный – попытаться предельно быстро захватить наиболее близкие территории – острова Кунашир, Итуруп и Уруп; максимальный – провести полноценную сложную десантную операцию и взять под контроль всю группу Курильских островов. Последний вариант потребует нейтрализации не только обороны островов, но и военных объектов на Сахалине, Камчатке, а также на территории Приморья, Владивостока и Хабаровского края.
Следует отметить, что в случае реализации максимального варианта Японии однозначно не обойтись без поддержки Соединенных Штатов. При этом США придется выделить Токио десантные корабли, авианосцы, а также авиационную поддержку.
Силы сдерживания
В настоящее время Россия располагает на территории Курильских островов достаточно сбалансированными силами сдерживания. Их основа – 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия. Штаб дивизии, а также 49-й пулеметно-артиллерийский полк (пулап) находится на острове Итуруп. А вот 46-й полк дивизии расположен на Кунашире. Каждый пулап может вести бой автономно при минимальной поддержке. В составе каждого полка два батальона, обслуживающие долговременные полевые укрепления, один мотострелковый, а также танковый батальоны. Каждый пулап располагает уникальной огневой мощью. В их составе дивизионы 152-мм гаубиц «Гиацинт», реактивных систем залпового огня «Град». С воздуха полки прикрывают дивизионы зенитных комплексов «Тор-М2» и ЗСУ-23-4 «Шилка».
За последние годы Вооруженные силы активно развивают разведывательные возможности в районе Курильских островов. Так, в составе 18-й пулад уже сформирована и действует рота беспилотных летательных аппаратов. Как сообщила пресс-служба Восточного военного округа, еще в октябре 2017 года на Курилах «началась контрольная проверка подразделений БПЛА». Согласно сообщению, «в ходе проверки расчеты БПЛА «Орлан-10», «Гранат» выполнят мероприятия по сборке и подготовке к старту беспилотных аппаратов, загрузке электронных карт местности в аппаратуру управления летательным аппаратом, привязке к системе спутниковой навигации».
«Орланы» позволяют вести наблюдение в радиусе более сотни километров вокруг островов. Также опыт российских Вооруженных сил в Сирии показывает, что БПЛА – это главный элемент современных разведывательно-ударных контуров. Благодаря дронам артиллерия с высокой точностью может поражать цели управляемыми боеприпасами.
С 2017 года на Итурупе базируется дивизион современных береговых ракетных комплексов «Бастион». Их «главный калибр» – сверхзвуковые ракеты «Яхонт». Они способны поражать цели на расстоянии 600 км. О появлении дивизиона в ноябре 2016 года сообщила газета Тихоокеанского флота «Боевая вахта». Уже в следующем, 2018 году стало известно, что «Бастионы» также появятся на Парамушире и Матуа. Теперь береговые ракетные дивизионы надежно прикрывают большую часть Курильской гряды.
С прошлого года на Итурупе в аэропорту Ясный боевое дежурство несут истребители Су-35С. Точное количество самолетов, базирующихся на Курилах, неизвестно. Но на различных интернет-форумах за последний год несколько раз размещались спутниковые фотографии аэропорта Ясный. На них в разное время можно было различить от двух до четырех новейших сверхманевренных истребителей.
Анализ российской группировки показывает, что минимальный вариант вторжения уже практически не реализуем для японских вооруженных сил. Если рассматривать российскую группировку изолированно от поддержки с Сахалина, Камчатки и континентальной России, то у Японии, конечно, шансы есть. Но для этого придется провести значительный маневр силами и средствами.
Главной задачей в момент высадки станет нейтрализация первым воздушным ударом позиций «Бастионов» и «Балов». Но проблема в том, что эти комплексы отличаются уникальной подвижностью и автономностью и ждать собственно уничтожения не станут. Если же БРК уничтожить не удастся, то десантные силы вторжения понесут большие потери еще до высадки. Также уцелевшие «Бастионы» и «Балы» фактически сорвут подвоз грузов для высадившейся группировки.
Сами силы вторжения вряд ли легко справятся с двумя полками 18-й пулад. Для борьбы с огневыми средствами и укрепленными позициями дивизии придется задействовать не только легкую пехоту – морпехов и десятников, но подвезти танки, самоходные артиллерийские установки. При этом безнаказанно утюжить авиацией позиции пулеметно-артиллерийских полков не получится. Комплексы «Тор-М2у» эффективны против не только самолетов и вертолетов, но и высокоточного оружия.
Поддержка с континента
Поддерживать группировку войск на Курилах, безусловно, будут войска Восточного военного округа и Тихоокеанского флота. Можно долго рассуждать о том, смогут ли корветы, крейсера и подводные лодки ТОФа помещать вторжению. Но скорее всего японская операция вторжения будет строится из расчета быстрого удара, который бы упредил развертывание российской корабельной и подводной тихоокеанской группировки. Поэтому первыми отпор агрессору дадут авиационные силы Восточного военного округа. В настоящее время ВВО располагает двумя полками современных истребителей Су-35 (базируются на аэродромах Дземги и Центральная-Угловая), 227-м полком истребителей-бомбардировщиков Су-34 (аэродром Хурба). Последний представляет наибольшую опасность для сил вторжения.
С недавних пор Су-34 227-го полка стали носителями новейших противокорабельных ракет Х-35У. Как заявили в Минобороны, с ноября прошлого года ракеты уже освоены экипажами истребителей-бомбардировщиков. С учетом расстояния до Дземги 34-е смогут нести только по две ракеты. Но даже в этом случае по кораблям вторжения будет выпущено более 40 одних из самых современных в мире противокорабельных ракет.
Конечно, противник может попытаться изолировать район боевых действий своей авиацией. Но два полка новейших Су-35С – это достаточно серьезный конкурент для японских военно-воздушных сил. Пока конкурировать с ними на равных смогут только новейшие F-35, поставки которых Японии уже начали Соединенные Штаты. Более старые F-15 и F-2 (истребитель, созданный на базе F-16) серьезно проигрывают 35-м по своим возможностям.
Также российские Воздушно-космические силы смогут оперативно развернуть Су-35 и Су-34 на Сахалине. Как сообщил Интерфакс, еще в 2016 году на острове началось строительство позиций для новейших зенитных систем С-400. Поэтому российские самолеты будут под надежной защитой. В свою очередь, дальность полета до цели машин значительно сократится, а значит, возрастет несомый ими боезапас.
При этом у России остается еще один важный «стратегический» козырь. Это дивизия Дальней авиации, два полка которой базируются на аэродромах Украинка (Ту-95МС) и Белая (Ту-22М3). На вооружении этих машин стоят крылатые ракеты Х-555 и Х-101, а также сверхзвуковые Х-32. Дальность их полета позволяет нанести удар по территории Японии, даже не выходя из воздушного пространства России, то есть находясь под надежным прикрытием своих сил ПВО.
Как уже было сказано выше, для вторжения на севере Японии придется создать масштабную логистическую инфраструктуру. Именно по ней и придется удар российских ракетоносцев. В настоящее время «главный калибр» японского ПВО – это американские зенитные системы Patriot. Последние теоретически смогут перехватить часть Х-32, но маловысотные Х-555 и тем более Х-101 для них слишком сложные цели.
Подводя итоги
Фактически, когда в игру вступит российская континентальная группировка, возможности японского блицкрига упадут практически до нуля. Су-34 смогут блокировать подвоз материальных средств для сил вторжения. Удары Дальней авиации по японской логистической инфраструктуре и аэродромам практически сорвут всю операцию.
Единственный вариант силового решения для Японии – начать полномасштабные боевые действия против России при поддержке США. Тогда удар будет наноситься уже по объектам на Камчатке, Сахалине, Приморье, Владивостоке, Хабаровском крае. Также придется бить и вглубь России, в сторону Байкала, ведь именно там базируется дивизия Дальней авиации.
Понятно, что такой сценарий вряд ли кто-то захочет реализовать на практике. Ведь в этом случае речь пойдет о полномасштабной войне между Россией и Соединенными Штатами, а в этом случае будут действовать уже другие правила игры.
комментарии(0)