Уборка мусора стала одной из стратегических задач Минобороны на Крайнем Севере. Фото с сайта www.mil.ru
Металлические бочки, брошенная техника, здания и другие объекты инфраструктуры больше не будут портить северные пейзажи на всем протяжении Северного морского пути. За четыре года Минобороны сумело собственными силами вывезти из одного из самых труднодоступных регионов страны более 23 тыс. т металлолома, а также решить проблему экологически безопасного функционирования российских военных баз. О том, что делается для этого, начальник штаба материально-технического обеспечения Вооруженных сил генерал-лейтенант Владимир ТРИШУНКИН рассказал ответственному редактору «НВО» Дмитрию ЛИТОВКИНУ.
– Владимир Викторович, когда мы говорим об очистке Арктики от мусора, о каких масштабах идет речь?
– Природная среда Арктической зоны Российской Федерации в период интенсивного освоения испытала беспрецедентное антропогенное воздействие. В годы холодной войны там располагались многочисленные военные объекты, которые были оставлены войсками в начале 1990-х годов. После ликвидации объектов длительное время не проводилась реабилитация территории. Тысячи тонн металлолома, различных видов отходов нарушают и без того хрупкое равновесие этого уникального региона.
Учитывая труднодоступность большинства покинутых объектов, достоверно оценить масштабы загрязнения возможно будет только после детального обследования всех территорий. Министерством обороны Российской Федерации такая работа организована и проводится, в том числе с применением аэрофотосъемки.
Так, по предварительным результатам обследования на тех объектах, на которых уже организованы работы, за период с 2015 по 2019 год собрано более 23 тыс. т металлолома, до 2024 года планируется собрать еще более 30 тыс. т.
– В регионе дислоцируются несколько воинских подразделений. Понятно, что территорию этих островов очищают первыми. Однако в пресс-релизах звучат названия островов, где не ведется военная деятельность. Стоит задача убрать всю российскую Арктику?
– В продолжение первого вопроса я хотел бы отметить, что Минобороны выполняет на территории Арктической зоны одну из важнейших экологических задач, основная цель которой – вернуть природе этого региона первозданный вид.
Мероприятия по экологической очистке территории Арктической зоны были спланированы и организованы в рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной президентом Российской Федерации, а также решением министра обороны от 11 ноября 2014 года и коллегии Минобороны от 21 октября 2014 года.
Для исполнения этих решений были проведены обследования территории, разработана «Дорожная карта мероприятий по ликвидации экологического ущерба, причиненного в результате деятельности на территории Минобороны России в Арктической зоне, на период до 2020 года».
«Дорожной картой» были определены задачи по ликвидации экологического ущерба в период с 2015 по 2020 год на четырех объектах: архипелаг Новая Земля, аэродром Алыкель (Норильск), острова Котельный и Врангеля, где ранее дислоцировались подразделения Минобороны.
Все мероприятия выполнены досрочно, с опережением на год и превышением плановых показателей (106%), что позволило в 2020 году приступить к реализации разработанной и утвержденной в 2019 году «Дорожной карты выполнения мероприятий по ликвидации загрязнений на объектах Вооруженных сил Российской Федерации», в соответствии с которой в период с 2020 по 2024 год спланированы работы на пяти объектах: архипелаг Новая Земля, аэродром Алыкель (Норильск), острова Кильдин и Врангеля, а также на одном новом объекте – мысе Марре-Сале полуострова Ямал.
В период с 2020 по 2024 год спланировано собрать более 30 тыс. т металлолома. При этом ежегодно военными округами проводятся обследования территории, оперативно уточняются объемы необходимых работ.
– Как я понимаю, по климатическим условиям это работа сезонная. Какую территорию удается очистить от мусора за лето? Кто непосредственно занимается этой работой? Какая техника задействована в процессе?
– Работы по ликвидации загрязнений на территории Арктической зоны проводятся специальными подразделениями, которые формируются по временному штатному-должностному расчету, утвержденному начальником Генерального штаба. Ежегодно для выполнения задач экологической очистки задействовано более 180 военнослужащих, несколько десятков единиц спецтехники. Так, в настоящее время к работам уже приступили подразделения Центрального военного округа, Северного флота, 12 ГУ МО. С 5 августа этого года спланировано начало работ подразделения Восточного военного округа.
Северные земли окованы вечной мерзлотой. Все работы подразделения должны провести за очень короткий промежуток времени с июня по сентябрь. Именно поэтому применяемая в экологической уборке техника тоже должна быть особой, выносливой. Бочки для более удобной и эффективной транспортировки перерабатываются с использованием гидравлических прессов. Сбор и подвоз пустых бочек и контейнеров к месту прессования, а также вывоз к месту погрузки на суда осуществляется личным составом взводов с использованием нескольких десятков единиц спецтехники: полуприцепы «НефАЗ», промышленные бульдозеры, краны грузоподъемностью 25–50 т, автомобили «КамАЗ» и «Урал».
Используемая при проведении работ техника и оборудование позволяют в течение короткого промежутка времени выполнять запланированный объем работ по ликвидации экологического ущерба.
Доставка личного состава и техники осуществляется воздушным, а вывоз металлолома морским транспортом.
– Доставка грузов в Арктику стоит больших денег, а вывоз мусора еще больших. Работа финансируется только Минобороны или есть еще заинтересованные стороны?
– Да, работы в полном объеме финансируются Минобороны.
Оснащение взводов материальными и техническими средствами выполняется довольствующими службами, а также в рамках заключаемых государственных контрактов. С учетом экономической эффективности и географических особенностей дислокации воинских частей доставка грузов осуществляется организациями-поставщиками, судами транспортных организаций, ведомственными судами вспомогательного флота, воздушным и автомобильным транспортом Минобороны.
– Существует ли какая-то рентабельность в вопросах утилизации вывезенного мусора?
– Речь не может идти о рентабельности. Вместе с тем в целях снижения расходов вывоз металлолома, собранного в результате очистки территорий, осуществляется обратными рейсами судов транспортных организаций, производящих доставку материальных средств в районы Арктической зоны.
Наша задача – навести порядок и вернуть природе Арктики первозданный вид, позволить восстановить и без того хрупкое равновесие.
– Военные структуры в регионе – это тоже потенциальный источник загрязнения. Как регламентируется их работа по обращению с отходами жизнедеятельности?
– Сейчас наступил период активного восстановления военной инфраструктуры в Арктике. Созданные современные базы полностью отвечают предъявляемым требованиям. На отдельных труднодоступных объектах оборудованы высокоэффективные и экологичные комплексы для утилизации отходов.
Так, на островах Котельный и Земля Александры оборудовано по два комплекса термического обезвреживания отходов, с помощью которых ежемесячно их утилизируется порядка 15–18 тысяч килограммов. Отходы, которые невозможно подвергнуть термической обработке, накапливаются в контейнеры и вывозятся на материк.
Безусловно, особенности географического положения создают необходимость индивидуального подхода в организации обращения с отходами на каждом объекте. Министерством обороны инициирована работа по совершенствованию системы обращения с отходами не только в Арктической зоне. Мы уделяем этому вопросу пристальное внимание.
комментарии(0)