Модернизированные атомные ракетные крейсера позволят России присутствовать в Мировом океане. Фото с сайта Министерства обороны РФ
Севмаш приступил к очередному этапу работ по модернизации «Адмирала Нахимова» – у достроечной набережной, куда тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта 1144.2 пришвартовали после вывода из наливного бассейна 19 августа. Военно-морской флот рассчитывают принять его у промышленности в 2022 году и отправить служить на Тихий океан. Если этим планам суждено сбыться, Россия возобновит присутствие своих бронированных кораблей на Дальнем Востоке. Старт ему был дан 140 лет тому назад, когда в августе 1880 года во Владивосток прибыли броненосные фрегаты «Князь Пожарский» и «Минин». Это наши первые мореходные корабли с корпусами и защитой, выполненными полностью из русского железа.
Появление в тихоокеанских водах пары новейших фрегатов, защищенных броней и вооруженных крупнокалиберной нарезной артиллерией, произвело сильнейшее впечатление на тогдашнего нашего главного соперника в мире – Великобританию. Действуя из незамерзающего порта Владивосток, русские мореходные крейсера могли нарушить торговые коммуникации в Азиатско-Тихоокеанском бассейне. А «владычица морей» не могла их заблокировать: броненосцев на Тихом океане она тогда еще не держала. Переход «Минина» и «Пожарского» с Балтики на Дальний Восток произвел сильное впечатление и на Японию – самое агрессивно настроенное государство-сосед в регионе с собственными далеко идущими планами по его переустройству. Страна восходящего солнца тоже была не в силах сдержать русские крейсера, поскольку сама броненосные корабли не делала. По состоянию на лето 1880 года она располагала одним-единственным казематным фрегатом английской постройки, полученным пару лет назад. «Фусо», ставший родоначальником ВМС Японии, уступал и «Минину», и «Пожарскому» по водоизмещению и силе огня.
Поначалу единственным «носителем железа» был Военно-морской флот. С внедрением бронеавтомобилей к нему в XX веке присоединились сухопутные войска. Осенью 1929 года Красная армия впервые на ТВД применила танки: десять Т-18 поддержали пехоту Особой Дальневосточной армии (ОДВА) в ходе конфликта на КВЖД. С той поры наши танкисты и мотострелки все время держали стальное присутствие в регионе и сегодня обладают здесь большим числом различной бронетехники.
А вот военные моряки порой на несколько лет оставались без броневого прикрытия, как, например, после поражения в Русско-японской войне 1904–1905 годов и вследствие Гражданской войны. Однако каждый раз возобновляли броневое присутствие в регионе, заказывая у промышленности новые защищенные корабли для пополнения Тихоокеанского флота.
Согласно имеющейся у нас информации, нечто подобное случится в перспективе ближайших нескольких лет. Но на этот раз речь идет не о вновь построенном судне, а о «новом корабле в старом корпусе».
После того как другие морские державы прекратили строительство броненосцев и линкоров, наша страна построила серию из четырех кораблей типа «Орлан» (проект 1144), обладающих конструктивной защитой погребов боезапаса и энергетической установки. Головной («Киров») вступил в строй в 1980 году, за ним последовали «Фрунзе» (1984), «Калинин» (1988) и «Петр Великий» (1998), выполненные по улучшенному проекту.
Сегодня в составе действующих сил флота сохраняется лишь последний. Во главе отряда кораблей Северного флота десять лет назад «Петр Великий» принимал участие в крупных военно-морских учениях на Тихом океане, приуроченных к 150-летию Владивостока. Согласно утверждению разработчика – АО «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ), «Крейсер проекта 11442 «Петр Великий» остается самым мощным и защищенным боевым кораблем российского флота». Его отличает архитектурный облик – уравновешенный, мощный и содержательный, символизирующий силу России как морской державы.
В настоящее время «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») проходит глубокую модернизацию с установкой новейшего ракетного оружия. Между тем решение об утилизации головного корпуса принято, но пока не выполнено. Еще более неясная ситуация – с «Адмиралом Лазаревым» (бывший «Фрунзе»). Более десяти лет назад его законсервировали и поставили на стоянку в бухте Абрек залива Стрелок. Хоть крейсер не входит в состав действующих сил, он по факту остается единственным на Дальнем Востоке нашим кораблем с конструктивной надводной защитой. Согласно утверждениям СПКБ, она защищает погреба боезапаса и главную энергетическую установку от попаданий сравнительно мощных фугасных боеприпасов. А корпус крейсера выполнен из высококачественной корабельной стали АК-25, что увеличивает его живучесть. В этом смысле «Орланы» являются продолжателями линии броненосных фрегатов, начало которой на Тихом океане положили «Князь Пожарский» и «Минин».
В сравнении крейсер проекта 1144 значительно крупнее: полное водоизмещение составляет около 24 тыс. т против 4730 т у «Пожарского» и 5940 т у «Минина». Его отличает большая боевая живучесть, прекрасные мореходные качества и высокие стандарты обитаемости.
Участник строительства броненосных фрегатов, инженер-механик русского флота Василий Афанасьев (1843–1913) писал: «Постройка судов, способных переходить одним непрерывным рейсом из Кронштадта во Владивосток, кругом мыса Доброй Надежды, представляет, можно сказать, нашу национальную задачу, так как иностранные государства, имеющие в различных пунктах угольные станции, не нуждаются в судах такого рода».
Эти слова, сказанные в 1895 году, нашли свое практическое претворение в конструкции крейсеров типа «Орлан». Они обладают специально спроектированной атомной паропроизводящей установкой КН-3 (разработчик – ОАО «ОКБМ Африкантов»), оптимально подходящей для надводного боевого корабля с учетом высокой степени безотказности. Благодаря ей крейсер проекта 1144 может неограниченное время (в пределах автономности) осуществлять поиск и слежение за корабельными группировками противника и с поступлением соответствующего приказа уничтожить их залпом ударных ракет «Гранит». В дополнение к двум реакторам крейсер обладает парой традиционных паровых котлов (КВГ-2), что обеспечивает так называемый режим безъядерной эксплуатации (например, при заходе в иностранные порты).
Наличие на борту мощного оружия и атомной силовой установки заставило разработчиков корабля пойти на меры по снижению его уязвимости к ударам противника. Вот почему они приняли решение вернуться к надводной конструктивной защите по типу броненосных фрегатов. Она охватывает реакторный отсек и погреба хранения боезапаса (противокорабельных, противолодочных и зенитных ракет).
Будущее кораблей типа «Орлан» связано с перевооружением на новое ракетное оружие, способное поражать противника на максимальном удалении не в 500–600 км, как у «Гранита», а за тысячи миль. Соответствующая модернизация «Нахимова» идет на Севмаше согласно контракту, выданному военным ведомством в 2013 году. Летом 2019-го его готовность оценивалась в 50%. Выход на ходовые испытания планируется в следующем году. «Это будет самый мощный корабль Военно-морского флота», – прокомментировал ситуацию замглавы военного ведомства Алексей Криворучко. «Самый современный крейсер, вооруженный высокоточным оружием большой дальности», – пояснил Алексей Юрьевич.
Следующим аналогичную модернизацию пройдет «Петр Великий». А затем, возможно, и «Лазарев». Обследование корпуса корабля в доке, проведенное пять с половиной лет назад, показало, что он находится в хорошем состоянии. Это дает надежду на вторую жизнь этого корабля. А вместе с тем – на продолжение бронированного присутствия России в тихоокеанских водах, по крайней мере до конца XXI века.
комментарии(0)