0
10263
Газета Реалии Интернет-версия

01.10.2020 23:20:00

Состоится ли карабахский блицкриг

Ереван и Баку не устраивает перспектива затяжной войны

Леонид Нерсисян

Об авторе: Леонид Ашотович Нерсисян – военный аналитик.

Тэги: Нагорный Карабах, война, Армения, Азербайджан, Турция, Россия, F16, Су25, Реджеп Тайип Эрдоган


Нагорный Карабах, война, Армения, Азербайджан, Турция, Россия, F-16, Су-25, Реджеп Тайип Эрдоган Фото Reuters

Утро 27 сентября ознаменовалось началом новой войны в Закавказье. Азербайджан бросил большие силы на штурм укреплений по всей длине линии соприкосновения с Нагорно-Карабахской республикой (НКР), которую защищает Армения. Развернувшиеся в Нагорном Карабахе боевые действия стали по своим масштабам беспрецедентными и превосходят по интенсивности не только Апрельскую войну 2016 года, но и Карабахскую войну 1992–1994 годов.

Первые итоги

За несколько дней боев азербайджанская сторона потеряла не менее семи танков Т-72, несколько боевых машин пехоты БМП-2, БМП-3, бронетранспортер БТР-82А, инженерную машину ИРМ-3 и минимум один вертолет (армянская сторона заявляет о пяти сбитых винтокрылых машинах). Тела нескольких десятков погибших азербайджанских военных остались на территории, которую они сначала заняли, но не смогли удержать. При этом официально Азербайджан никаких потерь пока не признал. Вооруженные силы Армении и Армия обороны НКР (АО НКР) сообщили о 31 погибшем, а азербайджанские источники продемонстрировали кадры уничтожения шести армянских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) малого радиуса действия «Оса», транспортно-заряжающей машины для «Осы», «Стрелы-10» и танка Т-72.

Кроме того, Азербайджан впервые после подписания перемирия в 1994 году наносит удары по гражданским объектам в глубине территории Нагорного Карабаха, вследствие чего есть раненые среди гражданского населения Степанакерта.

Что привело к эскалации

В отличие от Апрельской войны 2016 года начавшуюся 27 сентября войну назвать неожиданной нельзя. Ей предшествовала очень серьезная июльская эскалация на армяно-азербайджанской границе, беспрецедентная по масштабу (обычно серьезные нарушения режима прекращения огня происходят в Нагорном Карабахе). Тогда, по официальным данным, погибли 12 азербайджанских военнослужащих, включая генерал-майора Полада Гашимова, и 5 армянских военных. Следствием этого эпизода стал важный новый фактор: Турция продемонстрировала полную поддержку Азербайджана. Анкара поддержала «младшего брата» на всех уровнях – от губернаторов до высшего военного руководства и самого Реджепа Тайипа Эрдогана. Звучали прямые военные угрозы в адрес Армении, которые не затихали вплоть до 27 сентября. Турецкий фактор в решении азербайджанского руководства сделать ставку на военное решение очевиден, да он практически и не скрывается.

Признаки высокой вероятности войны начали появляться более чем за неделю до нее. Азербайджан не скрывал, что начал призыв резервистов, а армянские военные заявили, что Баку концентрирует войска вдоль линии соприкосновения. Еще одной пикантной деталью стала публикация посольства США в Азербайджане от 25 сентября, призывающая американских граждан покинуть территорию Апшеронского полуострова: американские дипломаты уже явно знали о намерениях Баку.

Силы сторон

Количество живой силы и техники у сторон различается не столь сильно, как может показаться на первый взгляд. Так, ВС Азербайджана располагают примерно 80 тыс. человек, а Армения с АО НКР могут суммарно выставить до 65 тыс. Надо отметить, что обе стороны привлекают резервистов: Баку сделал это до начала войны, а Армения объявила о мобилизации в первый же день войны.

Что касается военной техники, то наблюдается небольшой перевес Азербайджана в количестве и качестве. Так, у ВС Армении и АО НКР имеется не менее 400 танков, а у ВС Азербайджана около 500 (из них 100 – современные Т-90С, которых нет у Армении). Такой небольшой перевес реализовать в наступлении на ограниченном и в основном высокогорном ТВД практически невозможно. Примерно такая же ситуация с другими типами бронетехники – к примеру, у Азербайджана на вооружении стоят приобретенные не так давно у России боевые машины пехоты БМП-3 в количестве 119 единиц, тогда как Армения располагает советскими БМП-1 и БМП-2. При этом общее количество по категории опять-таки отличается не сильно: 386 против 300.

Нарушение этой закономерности существенно только в двух категориях вооружения – реактивной артиллерии и баллистических ракетах. Так, в первом случае серьезное преимущество на стороне Азербайджана, имеющего на вооружении около 257 реактивных систем залпового огня (РСЗО), включая такие тяжелые системы, как «Смерч» (30 единиц), T-300 Kasirga (21 единица) и «Полонез» (10 единиц). Армения может противопоставить этому около 100 РСЗО, среди которых не менее восьми единиц «Смерчей» и четыре единицы китайских тяжелых РСЗО WM-80.

Во втором случае однозначное преимущество за Арменией, имеющей на вооружение оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер-Э» и Р-17 «Эльбрус» – по восемь единиц, а также не менее четырех ОТРК «Точка-У». У Азербайджана на вооружении находятся только три ОТРК «Точка-У» и четыре израильских ОТРК Lora. В какой-то степени эти два пункта уравновешивают друг друга: возможность Армении нанести массированные высокоточные удары по стратегической инфраструктуре на всей территории Азербайджана сдерживает Баку от использования тяжелых РСЗО по площадным целям в глубине территории Армении.

Если перейти от сухопутных сил к авиации и противовоздушной обороне (ПВО), то можно заметить, что военно-воздушные силы обеих сторон практически лишены возможности действовать над территорией противника. Это было характерно и для Апрельской войны 2016 года, и для нынешнего обострения. Так, у Баку есть преимущество в количестве боевых самолетов (Су-25 и МиГ-29) в три раза, по боевым вертолетам (Ми-35М и Ми-24) в четыре раза, однако мощная система ПВО Армении, на вооружении которой состоят пять дивизионов ЗРК С300ПТ-1/ПС, недавно приобретенные в России ЗРК «Тор-М2КМ» и др., полностью блокирует возможность реализации этого перевеса. Такая же ситуация характерна с обратной стороны – армянская авиация не сможет выжить в небе Азербайджана, прикрытом двумя дивизионами ЗРК С-300ПМУ-2, дивизионом израильских ЗРК Barak-8 и т.д.

Это, однако, не относится к беспилотной авиации, которая играет ключевую роль в разведке и управлении войсками обеих сторон. Азербайджан полагается на приобретенные в Израиле дроны практически всех доступных классов, а Армения разрабатывает и производит аппараты попроще, однако в большом количестве и намного дешевле. Результаты боев показывают, что армянские дроны выполняют свою функцию в достаточной мере.

Идущие в Нагорном Карабахе бои не имеют реальных перспектив серьезно изменить конфигурацию фронта, так как ни одна из сторон не обладает достаточным для этого перевесом. Военная победа возможна только при сценарии затяжной войны, которая маловероятна (на стороны оказывает давления та же Россия) и губительна для обеих стран. Другим губительным сценарием может стать вмешательство в конфликт третьих стран, в первую очередь Турции, вслед за которой на поле боя окажутся Россия и Иран. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
856
У нас

У нас

0
846
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2254
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2357

Другие новости