0
4892
Газета Реалии Интернет-версия

09.10.2020 00:10:00

Вашингтон пытается реанимировать атмосферу холодной войны

Военная реформа в России положила конец 500-летнему доминированию Запада

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Лиги военных дипломатов.

Тэги: НАТО, дезинформация, война, РЭНД


НАТО, дезинформация, война, РЭНД Дезинформация – один из главных инструментов в информационном противостоянии. Фото с сайта www.army.mil

Начальник Штаба обороны Великобритании Николас Картер недавно заявил о необходимости пересмотреть военную доктрину, чтобы на равных противостоять России, Ирану, Китаю и КНДР в политической войне (ПВ).

Под ПВ Картер подразумевает использование дезинформации, хакерских атак и слежки. Генерал считает, что изменение доктрины позволит Лондону противостоять своим соперникам «ниже порога войны», для чего предлагает укреплять взаимодействие с иностранными партнерами, наращивать военное присутствие британцев за рубежом, а также регулярно «демонстрировать силу».

Борьба за разум

В рассуждениях британского генерала о ПВ нового мало. Американский дипломат Джордж Ф. Кеннан в «Меморандуме для сотрудников по планированию политики» в мае 1948 года охарактеризовал ПВ как «использование всех средств, находящихся под командованием нации, за исключением войны, для достижения своих национальных целей», в том числе такие открытые меры, как пропаганда, политические союзы и экономические программы. Политическая война разыгрывается в пространстве между дипломатией и открытой войной, где традиционное государственное управление неадекватно или неэффективно, а крупномасштабные традиционные военные варианты не подходят или считаются неподходящими по ряду причин. Политическая война – это вмешательство, ориентированное на население, которое стремится влиять, убеждать и даже кооптировать.

«Организация исследований и технологий НАТО» (RTO) в развитие концепта ПВ планирует в 2021 году провести исследование психосоциальных факторов нетрадиционных методов ведения войны, используемых в операциях по распространению влияния. Альянс исходит из того, что период однополярного мира, где США и их союзники могли безнаказанно использовать грубую силу, закончился. Опыт военных действий в Ираке, Афганистане, Ливии свидетельствует, что применение военной силы стоит дорого, далеко не всегда приносит ожидаемый эффект и может привести к непредсказуемым результатам. В связи с этим ставится задача на современной основе разработать методы нетрадиционной войны, способные в ряде случаев прийти на смену военным операциям блока. В исследовании главное внимание предполагается уделить вопросам разработки и реализации стратегий для сетевых подрывных структур на территории государства-объекта агрессии, налаживанию отношений с местными оппозиционными организациями и способам мотивации их деятельности в неблагоприятных условиях, поддержке движения сопротивления в проведении психологических операций и других мерах.

В докладе американской исследовательской корпорации РЭНД «Современная политическая война: практика и возможные ответы» на основании прогноза приводятся подробные рекомендации относительно способов, с помощью которых правительство США вместе со своими союзниками и партнерами может реагировать на конфликты такого рода и использовать их для защиты интересов США и коллективного Запада.

Эффективность современной политической войны определяется совокупностью следующих факторов:

- глобальный охват ПВ, которую могут вести государственные и негосударственные субъекты;

- ПВ задействует все элементы национальной власти и в значительной степени зависит от сил и средств, которые напрямую не предназначены для использования в вооруженных конфликтах;

- информационная сфера становится все более важным полем битвы, где восприятие успеха может быть определяющим;

- выявление операций ПВ на ранней стадии требует привлечения серьезных разведывательных ресурсов;

- ПВ характеризуется высокой степенью неопределенности, что затрудняет прогнозирование и может привести к непредвиденным последствиям;

- экономические рычаги в ПВ становятся все более предпочтительным инструментом влияния;

- ПВ часто использует межэтнические, межрелигиозные противоречия, технологии формирования искусственной оппозиции для создания возможных линий внутреннего раскола;

- ПВ существенно расширяет перечень инструментов воздействия, но не может заменить традиционный военный конфликт. Сочетание силовых и несиловых способов борьбы обеспечивает достижение поставленных целей с меньшими затратами.

В Европейском союзе проведено исследование о противодействии гибридным угрозам, в котором утверждается, что аморфный набор гибридных угроз, используемых противниками ЕС, существует ниже уровня войны, позволяя другим державам использовать существующие социальные разделения, сеять неразбериху и нестабильность.

Обостренное внимание наших геополитических противников к стратегиям несиловых действий призвано служить новым инструментом поддержки претензий консолидированного Запада на доминирование в ключевых сферах развития международного сообщества и своеобразной ширмой, предназначенной окутать туманом неопределенности практические шаги в конкурентной борьбе на внешнеполитической арене. Фактически речь идет о новом витке холодной войны.

По сложившейся недоброй традиции ответственность за использование стратегии ПВ, которая якобы ведется против США и их союзников, возлагается на Россию, Китай и некоторые другие страны, обвиняемые в применении широкого спектра политических, информационных, военных и экономических мер с целью влияния, принуждения, запугивания или подрыва интересов Запада. В то же время США, НАТО и ЕС согласовывают и все шире используют упомянутые выше меры для давления на своих конкурентов.

Факторы анализа

В условиях, когда гибридная война превратилась в новый вид межгосударственного противостояния, геополитическое прогнозирование должно с высокой степенью вероятности описывать ситуации в ведущих мировых центрах силы, а также в непосредственном окружении России с учетом влияния политико-административных, финансово-экономических и культурно-мировоззренческих факторов.

Сегодня развитие новой холодной войны характеризуется суммой следующих факторов:

- усиление глобализационных процессов и формирование новой полицентричной системы международных отношений при обострении конкурентной борьбы между полюсами силы;

- снижение авторитета и влияния организаций обеспечения международной безопасности – дополнительный фактор, влияющий на сложности прогнозирования развития противостояния;

- изменение баланса между рациональными и иррациональными факторами в действиях государств при заметном возрастании иррациональной составляющей;

- возрастание роли Евразии и России как ее центра в мировой политике.

В долгосрочном плане расшатыванию системы международной безопасности способствуют исчерпание прежних источников роста, из-за которых США и некоторые их партнеры пытаются монополизировать выгоды от возможных технологических прорывов, создать замкнутые региональные экономические блоки.

Попытка использования якобы нового понятия ПВ, во многом идентичного понятию «гибридная война», по-видимому, преследует цели создания дополнительной неопределенности при оценке и анализе подрывных действий США и коллективного Запада и их отождествлении с конкретным источником агрессии.

Прогнозирование в условиях гибридной войны должно обеспечить учет и оценку следующих геополитических факторов:

- глобализация и информационно-коммуникационная революция;

- нелинейность развития политических процессов, выражающаяся в их растущей турбулентности и непропорциональности причинно-следственных отношений, что заметно осложняет задачи прогнозирования и управления развитием ситуаций в административно-политической, финансово-экономической и военной сферах;

- снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, при одновременном повышении сложности управления эскалацией насилия;

- подъем Китая, военное усиление России, формирование и укрепление других региональных центров силы, расширение НАТО и ЕС, обострение противостояния в Арктике и Юго-Восточной Азии;

- перенос военного противостояния в космос;

- возможное смещение полюсов внешней политики России, США и Китая в сторону изоляционизма и национального протекционизма;

- усиление национального, этнического и религиозного экстремизма; активизация сепаратизма;

- распространение локальных войн и вооруженных конфликтов; усиление региональной гонки вооружений;

- сохранение угрозы распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки; обострение информационного противоборства, распространение многообразных и гибких сетевых технологий в информационно-коммуникационной сфере;

- разработка технологий искусственного интеллекта с целью внедрения новейших достижений в этой сфере в военное дело и в практическую управленческую деятельность;

- цифровизация всех сфер общественной жизни страны. Фактор цифровизации должен учитываться в прогнозах как мощнейший катализатор при оценке темпов мобилизационного развертывания цветной революции, воздействия в целом на культурно-мировоззренческую сферу;

- состояние вооруженных сил и правоохранительных органов и их способность решать задачи обеспечения национальной безопасности государства.

Важно отметить, что успешная военная реформа в России, перевооружение сил общего назначения, развертывание нового поколения стратегических вооружений позволили нашей стране пока выиграть гонку вооружений, не ввязавшись в нее. В итоге в сочетании с глобальным эффектом от подъема Китая удалось положить конец 500-летнему доминированию Запада в мировой политике, экономике, культуре, основанному на военном превосходстве.

Веер угроз

В то же время, несмотря на успех военной реформы, можно прогнозировать сохранение угрозы крупномасштабной войны в результате непреднамеренной эскалации, а также неопытности правящих элит, усиления иррационального фактора в политике. В этом контексте снижение профессиональной квалификации правящих элит в России и на Западе приобретает угрожающий характер и влечет за собой многочисленные угрозы для международной и национальной безопасности.

Фактор неподготовленности правящих элит к выполнению задач управления является одной из причин нарастания недоверия в мире и приводит к деградации международного диалога на всех уровнях от межгосударственного до профессионально-экспертного. Представителям разных стран все сложнее находить общий язык даже на уровне основополагающих понятий.

Россия в существенной мере утратила факторы «мягкой силы», некогда способствовавшие влиянию и притягательности страны для собственного населения и народов зарубежных государств. Размыта основа для консолидации усилий союзников и партнеров в интересах достижения общих целей, все более частыми становятся попытки лидеров вроде бы дружественных государств сидеть одновременно на двух, а то и нескольких стульях, беззастенчиво рассматривая при этом Россию как «донора» безопасности, источник получения экономических и других преференций. Недостаток жесткости и прагматизма в реакции на подобную лукавую политику способствует дальнейшей деградации отношений, ослаблению лидирующей роли России.

Взаимовлияние внешних и транснациональных гибридных угроз требует комплексно рассмотреть задачи по совершенствованию имеющихся и созданию новых механизмов противодействия на театрах гибридной войны в так называемых серых зонах. Здесь следует иметь в виду, что влияние внерегиональных факторов на состояние международной и национальной безопасности будет только возрастать, что настоятельно требует интеграции усилий по противостоянию гибридным угрозам за счет координации работы ведущих государств региона с привлечением потенциала ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и ОБСЕ.

С учетом угрожающей реальности ведения против России и ее партнеров гибридной войны межгосударственная и межведомственная координация остается фундаментальной проблемой. Комплексный ответ на угрозы, связанные с гибридной войной, требует разработки всеобъемлющей стратегии противодействия, основанной на тщательном анализе военно-политической обстановки и общегосударственном подходе к управлению вооруженным конфликтом с привлечением ресурсов МИД, МО, органов территориальной обороны, министерств экономики и культуры, а также некоторых других госструктур, координации ответных мер с партнерами. Особое значение приобретает участие военных и других правоохранительных структур в реализации предложенного комплексного подхода. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
178
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1637
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
668
У нас

У нас

0
661

Другие новости