0
7379
Газета Реалии Интернет-версия

19.11.2020 23:00:00

Скромное обаяние секретного оружия

Морские дроны: защиты пока не видно

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: подводные дроны, посейдон, витязьд, статус6, каньон


подводные дроны, посейдон, витязь-д, статус-6, каньон Автономный глубоководный аппарат «Витязь» способен работать на глубине до 12 тысяч метров. Фото с сайта www.ckb-rubin.ru

Действия воздушных дронов в Карабахе, Сирии, Донбассе и других местах находятся в центре внимания СМИ уже несколько лет. А вот морские дроны, видимо, самый засекреченный вид оружия XXI века.

Первенцы и прообразы

Первыми подводными дронами с некоторой натяжкой можно назвать советские самотранспортирующиеся донные мины, известные в открытой литературе как СМДМ мод. 1 и СМДМ мод. 2. Принцип действия обеих модификаций одинаков. СМДМ выпускали подобно торпеде из торпедного аппарата подводной лодки, хотя, возможно, было и использование надводных кораблей. Далее СМДМ выходит в заданный район и встает на боевое дежурство. Режим ожидания – до года.

Различие СМДМ мод. 1 и мод. 2 в габаритах торпед, на базе которых они созданы. Мод. 1 создана на базе 533-мм торпеды 53–65КЭ, а мод. 2 – на базе 650-мм торпеды 65–73 или 65–76. Дальность транспортировки – до 50 км. Вес боевой части соответственно 500 и 800 кг.

После 2000 года 650-мм торпеды в нашем флоте были сняты с вооружения. Но, на взгляд автора, конструкция 650-мм торпеды – неплохой задел для проектирования перспективных дронов.

В конце ХХ века германская фирма «Атлас электроник» разработала малогабаритный подводный дрон «Сифокс». Дрон был предназначен для выполнения самых различных функций, но в первую очередь для поиска и уничтожения мин.

«Сифокс» управляется по стекловолокнистому кабелю длиной около 900 м. Вес аппарата 40 кг, диаметр 200 мм, длина 1300 мм. Скорость до 6 узлов. Время работы до двух часов. «Сифокс» выпускался в двух вариантах: «Сифокс-1» («инспектор») оснащенный ГСН с аппаратурой поиска, и «Сифокс-С» («камикадзе»), оснащенный видеокамерой, прожектором и зарядом – 1,4 кг взрывчатого вещества. «Камикадзе» подрывает найденную мину. Дроны «Сифокс» успешно использовали в боевых действиях в Персидском заливе в 2001 году и у берегов Ливии в 2011 году.

В 2012 году появилась первая информация о российском мобильном многоцелевом комплексе «освещения донной и придонной обстановки» под названием «Галтель». В составе комплекса – телеуправляемый дрон и два автономных дрона. Запас хода до 100 км. Рабочая глубина до 400 м. В 2017 году «Галтель» успешно работал в порту Тартус (Сирия) и обнаружил несколько взрывоопасных предметов.

В XXI веке появились подводные дроны «Глайдер» (Glider – «планёр»). Так, автономный подводный аппарат Slocum G2 Glider, разработанный американской компанией Teledyne Webb Research, завершил круговое путешествие по Атлантическому океану, преодолев в общей сложности 22 744 км. Увы, на это ему потребовалось свыше… четырех лет!

Атлантическое путешествие подводный аппарат-глайдер совершил в четыре этапа, по завершении каждого из которых он проходил чистку корпуса и замену бортовых батарей.

Дрон Slocum G2 Glider, совершивший атлантическое путешествие, изготовили в 2011 году. Тогда же аппарат отправился в первый поход – из Исландии на Канарские острова. В 2016 году беспилотник прошел модернизацию. В частности, на него установили новые, более емкие батареи.

В первый этап большого атлантического путешествия глайдер вышел в том же 2016 году. Он стартовал с мыса Код в Массачусетсе в Ирландию. Во время этого заплыва аппарат преодолел 6557 км за 330 дней. В Ирландии аппарат прошел чистку, замену батарей и недолго использовался для подготовки операторов подводных дронов. Затем робот отправился из Ирландии и приплыл на Канарские острова, преодолев 3695 км за 178 дней. Там ему также заменили батареи. Во время всего плавания дрон собирал данные о состоянии воды и течений, а также проверял несколько алгоритмов управления, по-разному расходующих батареи.

Подводные глайдеры используют для движения энергию волн и изменение собственной плавучести. Slocum G2 Glider выполнен из углепластика. Длина аппарата 1,8 м, диаметр 0,5 м. Размах крыла глайдера 1 м. Аппарат способен погружаться на глубину до 1000 м. Для связи с операторами робот оснащен спутниковым терминалом Iridium и акустическим модемом. Вес аппарата около 55 кг, а подъемная сила его крыла 20–30 ньютонов.

Дрон Slocum G2 передвигается в двух режимах: планирование со скоростью 0,35 м/с (то есть 1,26 км/час) и с использованием электродвигателя со скоростью 1,03 м/с (3,7 км/ч). К 2020 году в США изготовлено более 400 глайдеров.

Аппарат без правового статуса

Каково прикладное значение глайдера? Естественно, он может выполнять широкий спектр океанографических исследований. А также вести разведку передвижения судов, подводных лодок и, возможно, проводить их идентификацию.

В начале декабря 2016 года вспомогательное судно ВМС США «Боудич» – USNS Bowditch (T-AGS-62) типа «Патфайндер» вело «научно-исследовательскую» работу в 50 милях от побережья Филиппин, в районе бухты Субик. Следом шло китайское спасательное судно типа 922IIIA (Dalang III по классификации НАТО).

С борта «Боудича» был выпущен глайдер Slocum G2, и когда американцы совершали маневр с целью подъема аппарата, китайцы перехватили и вытащили подводный дрон. В момент захвата дистанция между американским и китайским судами составляла около 500 м. «Боудич» установил связь с китайским спасателем, потребовав вернуть аппарат, однако получил ответ: «Следую своим курсом», после чего китайцы покинули этот район.

Американская версия инцидента. «Подводный аппарат вел исследования в водах Южно-Китайского моря в полном соответствии с международным правом. Это обладающее суверенным иммунитетом судно с четкими обозначениями на английском языке, оповещающими, что оно является собственностью Соединенных Штатов», – сообщили представители ВМС США.

«Это наш аппарат, он был ясно промаркирован, и мы хотим получить его назад. Также мы надеемся, что подобное не повторится», – добавил официальный спикер Пентагона Джефф Дэвис. США выразили Китаю формальный дипломатический протест.

Китайская версия: «Обнаружили непонятный предмет по курсу судна. Его подняли на борт на предмет идентификации и проверили на возможность создания навигационных помех. Аппарат будет возвращен владельцу». И действительно, 15 декабря китайцы вернули глайдер Slocum G2 американцам.

В тот же день на инцидент отреагировал президент США Дональд Трамп. «Китай крадет исследовательский беспилотник ВМС США в международных водах – вырывает его из воды и забирает. Беспрецедентный акт», – написал он в Twitter. Позднее Трамп предложил Китаю оставить захваченный дрон себе: «Следует заявить Китаю, что нам не нужен этот украденный беспилотник».

Этот инцидент заставил вновь обратить внимание на давнюю проблему неурегулированности правового статуса военных подводных роботов.

Дроны не являются судами в понимании Конвенции ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Под ее действие в соответствии со статьей 2 данного документа военные аппараты не подпадают. Они не соответствуют и определению военного корабля в понимании статьи 29 Конвенции ООН по морскому праву. Это определение достаточно ясно:

«Для целей настоящей Конвенции «военный корабль» означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине».

К дрону, не имеющему на борту экипажа и командира, это определение явно не подходит.

БОльшую защищенность своего дрона США могли бы обеспечить предварительным оповещением о проведении научной деятельности чисто гражданского аппарата и адресным обращением ко всем прибрежным государствам Южно-Китайского моря – то есть собственно к Китаю, а также Филиппинам, Индонезии, Брунею, Малайзии и Вьетнаму.

Многоцелевая «Косатка»

ВМС США заказали у американской корпорации «Боинг» четыре крупных беспилотных подводных плавательных аппарата, получивших название «Orca» («Косатка»). Информация об этом появилась в середине февраля 2019 года. Известно, что контракт, заключенный с компанией «Боинг», предполагает изготовление, испытание и доставку подводных беспилотников, а также поставку связанных с ними элементов инфраструктуры. Сумма заключенной сделки составила 43 млн долл. Таким образом, стоимость одной субмарины составит чуть более 10 млн долл.

В июне 2017 года первая глубоководная субмарина-беспилотник Echo Voyager вышла в открытое море, где приступила к серии первых ходовых испытаний. Сообщается, что данная беспилотная дизель-электрическая подводная лодка в состоянии преодолеть 6500 морских миль (порядка 12 000 км). При этом лодка может находиться в автономном плавании минимум месяц. Длина лодки составляет 15,5 м. Вес беспилотника – почти 50 т.

Беспилотная субмарина получила инерциальную навигационную систему, а также датчики глубины. Помимо этого лодка может получать данные о своем местонахождении с помощью GPS. Для отправки важной информации и получения новых команд и задач она может использовать спутниковую связь. Максимальная скорость хода американского беспилотника – 8 узлов (14,8 км/ч). Оптимальная скорость движения составляет 2,5–3 узла (примерно 4,6–5,6 км/ч). Диапазон движения между перезарядками аккумуляторных батарей составляет примерно 150 морских миль (около 280 км). Максимальная глубина погружения беспилотника достигает 3000 м.

Американские СМИ утверждали, что «Косатку» можно оснастить легкой торпедой Mk. 46, чтобы дать ей возможность самостоятельно бороться с судами противника. Помимо этого на нее можно установить и более тяжелую торпеду Mk. 48 для борьбы с крупными надводными кораблями. Рассматривается также вариант размещения на борту противокорабельных ракет.

При этом лодка получит возможность доставлять различные грузы и сбрасывать их на морское дно, а также не только обнаруживать, но и самостоятельно устанавливать морские мины. Модульная система субмарины и гибкое программное обеспечение с открытой архитектурой призваны обеспечить быструю настройку беспилотной системы для тех задач, которые необходимо решать в текущий момент времени.

Преимущества и недостатки

Каковы возможности дизель-аккумуляторных подводных дронов? Их конструкторы утверждают, что в обитаемых подводных лодках 30% электроэнергии уходит на поддержание жизнедеятельности экипажа. Разумеется, энергия главной силовой установки не учитывается.

Естественно, очень много места уходит на помещения для экипажа. В этом плане дрон дает много преимуществ перед обитаемой дизель-электрической подводной лодкой.

Но способен ли дизель-аккумуляторный дрон вести борьбу с атомными подводными лодками (АПЛ)? Ответ – смотря где. В открытом океане дизель-аккумуляторные дроны малоэффективны. Они не могут ни догнать, ни сопровождать АПЛ. Дрон – идеальное противолодочное оружие в проливах и узкостях. Например, при защите проливов между Курильскими островами.

Вести разведку АПЛ дроны могут. Но и тут возникает много вопросов. Первое – связь с берегом.

Радиосвязь с АПЛ по радио осуществляется на сверхнизких частотах (30–300 Гц). Так, к примеру, передатчик «Зевс», расположенный на Кольском полуострове в Североморске-3, работает на частоте 82 Гц. Длина волны 3658 км, то есть примерно четверть диаметра земли. Скорость передачи крайне низка – три знака каждые 5–15 м. Прием сигналов «Зевса» осуществляется подводными лодками на ходу на глубине до 200 м на буксируемую антенну длиной около одного километра.

С 1990-х годов в США и, надо полагать, в РФ разработана лазерная система связи с подводными лодками.

В США в рамках проекта «Тритон» был испытан сине-зеленый коммуникационный лазер, который позволил погруженной подводной лодке связаться с патрульным самолетом Р-3. Основа TALC – синий лазер с цезиевым приемником на длине волны 455,6 микрон и канал нисходящей связи (с самолета к подлодке) с зеленым лазером с диодной накачкой, который совместим с существующими подводными приемниками на 532 микрон.

В системе «Тритон» нужно решить еще ряд сложных технических проблем. Прежде всего это свойства водной среды, которая рассеивает свет и требует большой мощности лазера и оптического фильтра с узкой полосой пропускания. Оба компонента системы должны действовать в сине-зеленом спектре, поскольку синий луч лучше проходит через чистую воду, а зеленый – через мутные прибрежные воды.

Лазерная связь с подводными лодками только отрабатывается. Ведется она лишь по прямой линии: самолет (космический аппарат) – подводная лодка. Причем источник излучения должен быть точно направлен на подводную лодку. Поэтому говорить о лазерной связи с подводными дронами рановато.

Чисто теоретически подводный дрон, как и обычная подводная лодка, может выпускать буксируемый или автономный буй, который будет передавать информацию. Но, опять же, подобный способ связи для дрона весьма сложен.

42-9-1480.jpg
Дрон Slocum G2 Glider способен отслеживать
движение судов, подлодок и проводить
их идентификацию.  Фото со страницы
Teledyne Webb Research в Facebook
Опыт китайских товарищей

Несколько выходя за рамки темы, стоит рассказать и о китайских подводных дронах.

Согласно информации, предоставленной компанией Sifang, дрон SeaFly-01 весит 4,5 т, имеет длину 10,25 м и ширину корпуса 3,7 м, хотя все эти параметры корректируются в большую или меньшую сторону в зависимости от требований заказчика. Два водомета мощностью 380 л. с. позволяют аппарату достичь максимальной скорости 45 узлов при полной загрузке. В компании заявляют о максимальной дальности плавания более 400 км при вместимости баков 700 л.

Прототип SeaFly-01 отличает то, что компания Sifang называет «мультикорпус типа двойная М». Он изготовлен из легкого композитного материала на основе углеродных волокон. Китайский прототип имеет разительное сходство с малозаметным опытным образцом корабля М80 Stiletto, построенным американской судоверфью MShipCo. По словам представителя компании Ванг Сонглина, многокорпусная конструкция SeaFly обеспечивает повышенную устойчивость на высоких скоростях и позволяет работать без ограничений при высоте волн до 2,5 м, при этом предоставляя больший внутренний объем для целевой нагрузки и вспомогательных систем.

Аппарат SeaFly-01 со своей минимальной грузоподъемностью 1,5 т может принимать различные оптико-электронные и инфракрасные приборы, а также другие активные и пассивные сенсорные системы, которые устанавливаются либо на мачте, либо в полностью герметичном отсеке, расположенном в средней части.

Отсек целевой нагрузки может оснащаться выдвижной системой запуска и посадки беспилотника, что позволяет SeaFly играть роль базы для небольших беспилотных летательных аппаратов (БЛА) вертикального взлета и посадки. Они, как правило, несут дневную и/или ночную камеры высокого разрешения для съемки видео в реальном времени. По запросу заказчика могут устанавливаться другие функциональные системы.

Управление дроном в прямой видимости до 50 км осуществляется с берегового мобильного или стационарного центра контроля и управления. Управление вне зоны прямой видимости обеспечивает китайская спутниковая навигационная система BeiDou, а также оборудование спутниковой связи.

Китайцы подтвердили, что испытания вооружения нескольких типов для SeaFly, включая стабилизированные модули вооружения с 5,8-мм или 12,7-мм пулеметами, а также ПТУР, были проведены совместно с рядом других китайских фирм, хотя отказались предоставить более подробную информацию.

Разумеется, в Китае ведутся работы над несколькими типами подводных дронов. Так, Шеньянский институт автоматизации сотрудничает с компанией Tianjin Sublue по производству и продвижению своей линейки подводных глайдеров Haiyi (Морское крыло) для потенциальных китайских и зарубежных заказчиков. Разработка Sea Wing началась еще в 2003 году, хотя о самом подводном глайдере стало известно лишь в 2011-м, когда его разработчики опубликовали статью в научном журнале (выход статьи практически совпал с его спуском на воду).

Китайский планирующий аппарат Sea Wing сравним по габаритам с семейством планирующих аппаратов Slocum от Teledyne Webb. Аппарат Sea Wing также имеет торпедообразный корпус с двумя стреловидными крыльями. Носовая часть прочного корпуса содержит системы плавучести и контроля глубины, в средней части размещаются целевая нагрузка и блок управления.

Представитель компании Tianjin Sublue сообщил, что Sea Wing в октябре 2014 года успешно завершил миссию продолжительностью 30 дней, пройдя в Южно-Китайском море свыше 1000 км. После того похода подводный глайдер провел в воде еще 436 дней, пройдя более 9100 км в Восточно-Китайском море и западной части Тихого океана.

В КНР создан и сравнительно большой подводный дизель-аккумуляторный дрон проекта «912». Тактико-технические данные дрона засекречены, но его вес явно будет превышать 100 т. Основное назначение – постановка мин и атака неприятельских кораблей. Испытания дрона «912» назначены на лето 2021 года.

Российский «Посейдон»

Прорывом в создании подводных дронов стала беспилотная подводная лодка (торпеда) «Посейдон» 2М39. Первоначально она имела отечественное обозначение «Статус-6», а по кодификации НАТО – «Каньон». Основной задачей подводного дрона считается доставка термоядерного боеприпаса к берегам вероятного противника с целью поражения важных прибрежных элементов экономики противника и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания обширных зон радиоактивного загрязнения, цунами и других разрушительных последствий ядерного взрыва.

Официально существование подводного дрона подтверждено 1 марта 2018 года президентом Путиным. При этом он добавил, что целью его могут являться авианосные ударные группы США. Что отличает данный проект от таких его предшественников, как проект Т-15, не имевших средств наведения на корабли.

Напомню, что еще в 1952 году Министерство среднего машиностроения с привлечением НИИ-400 МСП без согласования с ВМФ начало разработку ядерных зарядов для торпед калибра 1550 мм. Торпедой Т-15 калибра 1550 мм предполагалось вооружить проектируемую атомную подводную лодку проекта 627.

1550-мм торпеда должна была оснащаться термоядерным зарядом. Вес ее боевой части составлял 3,5–4,0 т, а вес всей торпеды – 40 т. Длина торпеды около 24 м. Большая часть ее веса приходилась на аккумуляторную батарею, обеспечивавшую скорость хода 29 узлов и дальность до 30 км. На лодке проекта 627 удалось разместить только один огромный 1550-мм торпедный аппарат. Кроме того, на лодке для самообороны предусматривалось иметь два 530-мм торпедных аппарата для стрельбы обычными электрическими торпедами.

Проект не был реализован по двум главным причинам. Во-первых, из-за создания в США подводных гидроакустических систем («Цезарь» и др.), способных обнаруживать подводные лодки за десятки километров от берегов Америки.

Во-вторых, из-за неверных расчетов отечественных гидрографов, в разы занизивших высоту волн цунами, вызванного подводным термоядерным взрывом. Данные гидрографов были опровергнуты действием цунами «Карина» в 2005 году, когда в штате Луизиана погибли 1577 человек, а в Мексике – 238.

Супер-торпеде нужен был другой двигатель. А таким мог быть только ядерный. Можно ли создать ядерную силовую установку для большой торпеды?

В 1967 году в США была заложена малая атомная подводная лодка NR-1 водоизмещением всего 366 т. Экипаж лодки – 11–13 человек. Реактор «водо-водяного типа». Движители – 2 винта. Скорость лодки невелика – до 4,5 узлов. Полуторакорпусная конструкция лодки и вынос ряда агрегатов за прочный корпус обеспечивали погружение на 900 м, что было тогда недостижимо для обычной подводной лодки.

NR-1 вошла в строй 25 января 1969 года и в течение 40 лет (до 2008 года) проводила секретные операции. Подавляющее большинство их засекречено до сих пор.

И вот через 60 лет российские ученые вернулись к идее сверхмощной торпеды, которую с равным успехом можно назвать беспилотной подводной лодкой или дроном.

8 декабря 2016 года американская разведка сообщила о практическом испытании подводного беспилотного аппарата с ядерной силовой установкой, запущенного из подводной лодки «Саров» 27 ноября. В марте 2018 года Пентагон официально включил «Статус-6» в ядерную триаду России через отчет о стратегических угрозах для США.

18 марта 2016 года представители «Объединенной судостроительной корпорации», комментируя сообщения о «Статусе-6», подтвердили разработку «беспилотного подводного робота», достаточно крупного, чтобы нести собственные торпеды. А также разработку АПЛ-носителей для таких роботов, что подтверждает отношение «Статуса-6» к концепции АПЛ пятого поколения, где основным вооружением являются ударные беспилотные аппараты.

В случае оснащения «Посейдона» ядерной боеголовкой основными поражающими факторами новой торпеды могут стать искусственное цунами и массивное ядерное загрязнение побережья с целью невозможности ведения там хозяйственной деятельности и проживания. Преимущество перед классическими ракетными средствами доставки заключается в отсутствии средств противодействия, аналогичных противоракетной обороне.

В СМИ делаются предположения, что боевой частью торпеды будет 100-мегатонная бомба в кобальтовой оболочке. Кобальтовая оболочка дает мощное ионизирующее излучение. Ранее кобальтовые бомбы не изготавливала ни одна из ядерных держав из-за невозможности их испытания без сильного загрязнения окружающей местности.

По мнению американских экспертов, создание «Посейдона» представляет собой ответ на создание США противоракетных систем и целого флота крейсеров, эсминцев и подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами «Томагавк» с дальностью 2000–2500 км.

Судя по всему, «Посейдон» оснащен водометным двигателем. Он имеет два режима: скоростной и малый, при котором обнаружение дрона гидроакустической аппаратурой будет крайне затруднено. Предельная глубина хода «Посейдона» – не менее 1 км.

Предполагается, что «Посейдон» управляется со специальных «командных судов». Для связи со «Статусом-6» скорее всего будет использована стандартная связь с погруженными подводными лодками с передатчика «Зевс» в базе Североморск-3 на сверхдлинных волнах.

Для точного определения своего места «Посейдон» оснащается сонаром и компьютером, способным сравнивать рельеф дна с данными карт дна океанов, введенных в память компьютера. Это дает возможность определять нахождение дрона с точностью до 100–200 м.

Носителями «Посейдона» могут быть атомные подводные лодки и большие надводные корабли, замаскированные под гидрографические суда. Не исключено базирование «Посейдонов» в подводных или надводных бетонных убежищах, подобно германским подводным лодкам в 1941–1945 годах.

Перспективы близкие и дальние

Можно ли бороться с атомными подводными дронами? Обычные средства борьбы с подводными лодками, по мнению автора, тут малоэффективны. В узкостях непреодолимым препятствием для дрона могут стать минные заграждения с якорными минами и контактными взрывателями, и стальные сетевые заграждения. Использование донных и всплывающих мин, а также мин-торпед – вопрос спорный, поскольку их гидроакустические станции могу «не заметить» «Посейдона», идущего на малой скорость в «режиме подкрадывания».

В отечественных и зарубежных СМИ широко дискутируются правовые вопросы применения подводных дронов. Начну с того, что «Посейдон» не попадает ни под один договор по ограничению вооружений. Есть, правда, договор 1971 года по морскому дну. Но он запрещает установку неподвижных атомных зарядов и только на дне морей, и подогнать дрон под этот договор невозможно. Имеет ли дрон право «транзитного прохода» через экономические зоны прибрежных государств, международные проливы и т.д.? Без сомнения, да. Ведь американские дальние бесплотные разведчики свободно летают над чужими экономическими зонами.

В перспективе «Посейдон» может служить предметом торговли и без боеголовки может быть даже экспортирован Россией в Китай и Индию.

Экспорт «Посейдона» не угрожает безопасности Российской Федерации. В отличие от США, большая часть промышленных и населенных пунктов РФ находятся в глубине материка. Поэтому оснащение ядерными боеголовками подводного дрона иностранным покупателем самостоятельно не представляет угрозы для России. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости