В.И. Винокуров. Светлейший князь А.И. Чернышев: от военного дипломата до военного министра. М.: Русская панорама, 2021. – 256 с. |
Служба военного дипломата, разведчика, боевого офицера и государственного деятеля протекала в ближайшем окружении императоров Александра I и Николая I. Оценки деятельности Чернышева на различных постах диаметрально противоположны – от восторженных до резко отрицательных. Но на протяжении всей своей жизни он служил Отечеству и был верен присяге.
Убедительно охарактеризовал деятельность Чернышева его коллега, военный дипломат Алексей Игнатьев в воспоминаниях «Пятьдесят лет в строю»: «Военные агенты, или, как их называют теперь у нас по примеру заграницы, военные атташе, впервые появились на дипломатическом горизонте в наполеоновскую эпоху. Наиболее ярким их прообразом тогда был русский полковник флигель-адъютант Чернышев, представитель Александра I при Наполеоне, посылавший свои донесения непосредственно императору, минуя посла. Он вел в Париже, казалось, бесконечную великосветскую жизнь, пользовался большим успехом у женщин и, отвлекая всем этим от себя внимание французской полиции, умудрялся иметь почти ежедневные тайные свидания с офицерами и чиновниками французского военного министерства, подкупил некоторых из них и в результате успел вывезти из Парижа в конце февраля 1812 года, то есть за несколько недель до начала Отечественной войны, толстый портфель, содержащий подробные планы развертывания Великой армии Наполеона».
«Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку...» Так написал Александр I на донесении своего представителя из Парижа от 17 июня 1811 года. По мере того, как усиливалась подготовка Франции к войне с Россией, Чернышев повторял: «Никакие снисхождения с нашей стороны не поколеблют намерений Наполеона раздробить Россию. Он не может терпеть в Европе равного себе, ищет нашей гибели. Спешите миром с турками во что бы ни стало. Война неизбежна, готовьте войска, заключите тайный союз с Англией, спасайте Россию: от ее жребия зависит участь Вселенной!»
Анализ дипломата и разведчика очень актуально звучит и в сегодняшней непростой военно-политической обстановке.
Во время Отечественной войны 1812 года Чернышеву поручались опаснейшие диверсионно-разведывательные задачи. Он стал одним из организаторов и активным участником партизанского движения в тылу наполеоновской армии. По словам Льва Толстого, «прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение этого страшного орудия, которое, не спрашивая правил военного искусства, уничтожало французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны». 24 августа создан был партизанский отряд Давыдова, и вслед за ним стали учреждаться другие, положившие начало гибридной войны против оккупантов.
Принимал Чернышев участие и в операциях, которые сегодня относят к сфере информационно-психологической войны: «Чернышеву было поручено командование еще одним отрядом в составе полка казаков, трех эскадронов Чугуевских уланов и четырех конных орудий. Перед ним стояла задача распространять страх в Варшавском герцогстве и в самой Варшаве, донести до поляков информацию о настоящем их положении, разъяснить им благородные в их отношении планы императора Александра, уничтожить заготовленные там противником запасы, особенно на военной дороге из Люблина в Варшаву и Брест». Цель была достигнута: поляки перестали доверять французам, своим мнимым избавителям, уклонялись от контактов с ними.
Попутно казаки перехватили четырех курьеров Наполеона и конвой французских жандармов, которые везли из-под Москвы плененных генерала Винценгероде, его адъютанта Нарышкина, генерал-майора Свечина и двух русских офицеров. Все они были освобождены казаками. Император Александр в одном из писем отметил: «Чернышев сделал один из самых смелых маршей, о каких повествует военная история». Затем было участие в Заграничном походе русской армии 1813–1814 годов, в работе Венского конгресса 1814–1815 годов. И последующие дипломатические миссии в Вену, Брюссель, Варшаву и Стокгольм.
Автор сообщает интересные подробности о деятельности Чернышева на государственных должностях с 1819 по 1852 год. Рассказывает о двух важнейших событиях – смерти Александра I и «Деле декабристов», к которым Чернышев имел самое непосредственное отношение.
Заслугой Чернышева как военного министра считают ряд преобразований, которые закрепили рекрутскую систему комплектования армии и усилили централизацию военного ведомства. В то же время современники ставили ему в вину, в частности, поражение в Крымской войне 1853–1856 годов.
Читателю предстоит самому вынести суждение о некоторых других качествах Александра Чернышева. Он был членом следственной комиссии по делу декабристов в 1826–1827 годах. В историю вошла его фраза: «Стыдитесь, генерал-майор князь Волконский, прапорщики больше показывают».
Лев Толстой высказывал мнение: император Николай Чернышева «только терпел, считая его пока незаменимым человеком, но, зная его старания погубить в процессе декабристов Захара Чернышева и попытку завладеть его состоянием, считал большим подлецом».
По приказанию Чернышева повторно вешали сорвавшихся с виселицы Рылеева, Бестужева и Муравьева-Апостола. Конечно, вешать своих вчерашних однополчан – не рыцарское дело.
Заметим, что нередко можно слышать о том, что осужденных казнили лишь единожды и, если что-то шло не так (например, рвалась веревка) – миловали. Если подобная практика и существовала, она была скорее исключением из общего правила.
В России иногда действительно отпускали счастливчиков, считая, что бог не желает их смерти. Впрочем, это противоречило воинскому уставу, предписывающему казнить до победного. Позже суды стали добавлять к приговорам: «висеть, пока не наступит смерть».
Следует признать достойной всяческой поддержки инициативу Владимира Винокурова продолжить серию «Рыцари военной дипломатии», которая была им начата в 2015 году книгой о упомянутом выше графе Игнатьеве. Такие книги несут высокий патриотический заряд и являются важным инструментом в воспитательной работе с молодежью.
комментарии(0)