Губернатор Севастополя Михаил Развожаев (слева) и замминистра обороны Тимур Иванов (в центре) были удовлетворены результатом реставрационных работ на уникальном музейном объекте.
Уникальный скальный противоатомный комплекс, способный надежно укрыть под горной породой несколько дизельных подводных лодок, в Балаклаве получил вторую жизнь. В рамках восстановления музейных комплексов Крыма он пережил реаинкарнацию, став символом крепнущей мощи Черноморского флота России. После реставрации и обновления выставочной экспозиции объект получит в свое распоряжение дизельную подводную лодку проекта 633, по классификации НАТО «Ромео». В советское время это была одна из самых массовых серий подводных кораблей. В период с 1957 по 1961 год на заводе «Красное Сормово» в Горьком было построено 20 субмарин. В настоящее время лодки этого проекта используются в Военно-морском флоте России в качестве стационарных тренировочных центров, а также несут боевую службу в составе военно-морских сил Китая, Алжира, Египта и Корейской Народно-Демократической Республики.
Балаклавская бухта уникальна сама по себе. Ее ширина 200–400 м, глубина около 17 м. Природный ландшафт способствует отсутствию в ней штормов из-за извилистости прохода. В Балаклаве находился штаб 14-й дивизии подводных лодок. Для их базирования в горе Таврос был сделан подземный город: ремонтный завод с сухим доком, ядерный арсенал, разнообразные складские помещения. В случае угрозы в подземном хранилище можно было укрыть семь средних или десять малых субмарин, а также более тысячи человек, включая экипажи. Объект был рассчитан на ядерный удар мощностью 100 килотонн – в пять раз больше бомб, сброшенных на японские города Хиросима и Нагасаки.
В мирное время объект 825 ГТС работал как база ремонта и обслуживания подлодок. Субмарина в темное время суток через открытый ботапорт заходила в канал со стороны бухты и выходила из бухты на дежурство с запасом топлива, кислорода, боеприпасов, воды и продовольствия. Под каменной толщей был расположен 102-метровый сухой док, заводские цеха, склад топлива, минно-торпедные склады. С 1961 по 1992 год здесь прошли ремонт более 200 подлодок. Внутри подземного комплекса находился еще один суперсекретный объект 820 – ядерный арсенал, где хранили ядерные боеголовки и проводили регламентные работы с ними. Доступ туда был строго ограничен.
Открытие восстановленного Минобороны музея подводных лодок в Балаклаве стало знаковым событием не только для Крыма, но и для всей страны. В мероприятии приняли участие замминистра обороны Тимур Иванов, губернатор Севастополя Михаил Развожаев, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Игорь Осипов. Гости высоко оценили атмосферу аутентичного противоатомного подземного убежища XX века. В период реконструкции экспозиция была дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов.
«Музей существует долгие годы, а сам объект создан еще в далекие годы Советского Союза, в период холодной войны. Наши коллеги вместе с правительством Севастополя за два месяца фактически превратили этот музей в абсолютно новый современный арт-объект. Сегодня мы закончили первый этап и осенью этого года переходим к реализации второго этапа. В планах – отбуксировать сюда подводную лодку 633-го проекта, которая будет доступна для посещения», – сообщил замминистра обороны Тимур Иванов.
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев отмечает, что и раньше музей притягивал большое внимание жителей и гостей Крыма. Но в настоящее время он превратился в современный, интерактивный, уникальный музейный проект, такой, который вы сможете увидеть в мировых столицах.
«Нам было важно сохранить максимальную аутентичность этого уникального объекта, а с другой стороны, максимально рассказать и показать, о чем, собственно, этот проект, современному зрителю. Уверен, что в мире таких музеев больше нет», – отметил Михаил Развожаев.
По словам представителя Военно-строительного комплекса Минобороны Евгения Кузьмина, первая подача бетона на «Объект 825» прошла 22 февраля этого года.
«В апреле мы завершили все масштабные бетонные работы и приступили к наладочно-инженерным работам, – говорит Евгений Кузьмин. – 9 Мая реконструированный «Объект 825» стал обновленным музеем и принял первых посетителей. На объекте в две смены трудилось около 300 специалистов. В дневную смену примерно 200 человек и в ночную около 100. Работа шла безостановочно, в режиме непрерывного цикла».
Военные строители изменили все основные экспозиции. Во времена «украинского флота» они состояли из настенных баннеров, стендов и витрин с экспонатами. Благодаря новой концепции разработан уникальный логотип легендарного музейного комплекса, создана его объемная карта, сделана новая входная группа.
Замминистра сообщил, что в Балаклавский музей будут переданы новые экспонаты из Центрального военно-морского музея, а Черноморский флот предоставит подводную лодку проекта 633, которую можно будет осмотреть изнутри. По словам директора музея Юрия Тарариева, на ЧФ сохранилась единственная средняя подлодка этого проекта, построенная в 1961 году.
«Подводные лодки этого проекта и проходили в Балаклаве ремонт. Так что будущая подлодка-музей вернется, можно сказать, в родные пенаты», – рассказал Юрий Тарариев.
Секретный выход для подлодок «Объекта 825». Фото со страницы Михаила Развожаева в «ВКонтакте» |
Десятки раз бывал в этом музее уже в постсоветские времена, включая и украинские. Когда черноморцы оставили этот объект Украине, его грабили многие месяцы, вывозя отсюда все, что было можно утащить и продать, прежде всего металлические конструкции, их сдавали на металлолом.
Когда все ценное растащили, стали думать, что делать с уникальным объектом. Одно время в бывший ядерный арсенал начали огромными кипами свозить купоны – первые еще переходные украинские деньги, которые прекратили свое хождение после появления гривны. Их привозили грузовиками и складывали в огромные кипы. Именно поэтому закрытый арсенал был сохранен лучше, чем ремонтный завод.
Потом решили создать музей ВМС Украины. Но получился он убогим и примитивным, как и ВМС страны, которые на тот момент имели всего одну субмарину «Запорожье», доставшуюся Украине при разделе ЧФ СССР. Украинские ВМС так и не смогли ее ввести в строй, несмотря на все многолетние потуги. В результате по просьбе военного руководства Украины министр обороны России, первый и единственный пока Маршал России Игорь Сергеев разрешил стажировку украинским подводникам на ПЛ ЧФ «Алроса». Это нашло отражение и в экспонатах созданного музея, где стояла модель АПЛ 941 проекта «Акула» и табличка, что это подводный флот Украины.
В 2014 году Севастополь вернулся в родную гавань. Город-герой, как и Черноморский флот, начал расти, обновляться, развиваться. А вместе с ним благодаря стараниям Юрия Тарариева и его команды начал прирастать новыми экспонатами и артефактами Балаклавский подземный музейный комплекс, филиал Военно-исторического музея фортификационных сооружений, расположенный на бывшей подземной базе подводных лодок в Балаклаве.
Сегодня здесь собрано много уникальных экспонатов. В их числе, например, сверхмалая подводная лодка «Тритон» для доставки легководолазов, которые могут выступать в качестве диверсантов. Есть спасательный глубоководный аппарат с манипуляторами, ракеты, мины, торпеды, светящийся буй, защитный химкомплект, настоящий винт с подлодки, самолет палубного базирования Як-38 и даже спускаемый космический аппарат «Союз», подаренный музею моряками-спасателями ЧФ.
Все эти уникальные артефакты нужно сберечь, поэтому разграбленный после оставления черноморцами объект нуждался в серьезном ремонте. Строители устранили течи воды и различного рода подтекания, выполнили сложные гидроизоляционные работы, проложили новые электрические кабели, поставили современную вентиляцию, вытяжки, сделали суперкрепкие стяжки, применив новые современные технологии.
Музей значительно осовременили. И главное, продлили его жизнь на многие десятилетия. Сейчас посетители «Объекта 825» смогут изучить историю создания сверхсекретного объекта, узнать о системах его жизнеобеспечения, ремонтных работах в сухом доке, познакомиться с историей подводного флота, а вскоре и увидеть настоящую подлодку, которую отремонтируют на ГУПС «Севастопольский морской завод имени С. Орджоникидзе».
Первый заместитель директора предприятия капитан 1 ранга запаса Сергей Орлов сообщил, что подлодка 633-го проекта, передаваемая в музей, была списана из состава Черноморского флота в 2015 году.
«Сейчас она находится в Южной бухте Севастополя. В последние годы она служила в качестве плавучей зарядовой станции ПЗС-50 и обеспечивала зарядку аккумуляторов единственной тогда на ЧФ подлодки «Алроса», – говорит Сергей Орлов.
Теперь увидеть рассекреченное укрытие, легендарную подлодку, осмотреть ее устройство смогут тысячи гостей полуострова. Музей открыт и готов к их приему. Новая экспозиция, бесспорно, привлечет и тех, кто раньше бывал на секретном «Объекте 825» в Балаклаве.
комментарии(0)