Андрей Гавриленко. Корабельные будни: Записки флотского корреспондента. М.: Издательские решения, 2021. – 302 с. |
С флотом автор книги связан с пеленок. Он родился в семье флотского журналиста. Николай Лукич Гавриленко офицерскую службу начинал на Северном флоте в газете «Подводник Заполярья».
Дело своего отца продолжает Андрей Гавриленко. Детство он провел в Североморске. После окончания военного вуза начинал офицерскую службу в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта». Старшим лейтенантом получил назначение в центральную военную газету, где трудится уже более четверти века.
Среди командировок Гавриленко – двухмесячный поход на Северный полюс на борту тяжелого ракетного подводного крейсера пр. «Тайфун». Самой крупной до недавнего времени подлодки в мире, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса.
Вот отрывок из книги, где рассказывается об этом событии.
«Три недели, как мы покинули базу – затерянную среди бесконечных сопок Кольского полуострова бухту Нерпичья. Субмарина на глубине нескольких десятков метров. Над нами сплошной лед, толщина которого, судя по приборам, не меньше 3–4 м. Под нами – бездна. Километры воды. «До географической точки Северного полюса осталась миля», – командир штурманской боевой части капитан 3 ранга Владимир Прусаков еле сдерживает волнение.
«Учебная тревога. Тревога объявлена для прохода географической точки Северного полюса!» – раздается по корабельной трансляции. Сообщения следуют одно за другим: «Курс 180 градусов, скорость три узла. До полюса три кабельтовых, два, один...»
19 часов 49 минут по московскому времени. Лодка пересекает Северный полюс. Первым поздравляет подводников с этим событием старший похода... А через несколько мгновений напряжение в центральном посту (ЦП) немного разрядили появившиеся откуда ни возьмись черти, русалка и морской владыка – Нептун.
Командирское кресло бесцеремонно занял царь всех морей и океанов, роль которого сыграл техник-оператор радиотехнической группы мичман Сергей Костюхин. Подбадриваемый старшим лейтенантом Олегом Николаенко – заместителем командира электромеханической боевой части по воспитательной работе, переодетым в русалку, – он поздравил всех присутствующих в ЦП, дал добро командиру атомохода капитану 1 ранга Александру Богачеву «волю выполнить страны» и отправился со «свитой» по отсекам к остальным подводникам.
Первая часть задачи, поставленной перед экипажем АПЛ, выполнена на отлично. Теперь нам остается самая «малость» – выйти на радиосвязь с Главным штабом ВМФ. Для этого во льдах надо найти полынью и всплыть.
Сделать это не так-то просто. Толстый слой векового льда сильнее любой субмарины. Корпусом лодка пробить его не сможет – получит повреждения. Ракетами, которыми напичкан наш атомоход, тоже нельзя. Взрывная волна раздавит субмарину, как яичную скорлупу. И никакой «SOS!» не спасет. Из морских глубин его никто не услышит.
Наши поиски осложнены выходом из строя дотоле исправно работавшей телеустановки. Прошло еще без малого пять часов... И вот на экране эхоледомера вырисовываются очертания свободного ото льда пространства.
– Стоп! Малый назад! По местам стоять, к всплытию!
Постепенно, не торопясь, наша субмарина начинает подниматься. Проходит еще некоторое время, и по черной палубе поползли осколки льда, с шумом падая в прозрачную голубую воду. Над бело-синим полем вырастает стальной гигант...
Как бы ни был отфильтрован воздух в прочном корпусе, его не сравнить с тем, который ворвался через открытый рубочный люк – пьянящий, настоявшийся на морозе. Природа, гениальный скульптор, вылепила здесь из снега и льда замысловатые фигурки неизвестных зверьков, деревья, маленькие домики. Это бесконечное поле сливается на горизонте с таким же бесконечным и чистым небом.
Это белое безмолвие всегда притягивало к себе путешественников и первооткрывателей. А с приручением атома, с появлением подводных субмарин и баллистических ракет оказалось, что макушка планеты интересна не только исследователям и ученым. Отсюда, с полюса, можно держать под прицелом едва ли не всю Землю.
В июле 1962 года, после того как впервые в истории советского ВМФ атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила подледное плавание и всплыла в районе Северного полюса, на медалях «Золотая Звезда» руководителя похода контр-адмирала А. Петелина, командира подлодки капитана 2 ранга Л. Жильцова и командира электромеханической боевой части капитана 2 ранга Р. Тимофеева, удостоенных звания Героя Советского Союза, были номера 11121, 11122 и 11123. В почетном списке Героев подводники-североморцы оказались рядом с летчиками-космонавтами А. Николаевым и П. Поповичем.
То были звезды первопроходцев. И в нынешние времена, когда подобные походы выполняются с не меньшим напряжением сил, чем самый первый, каждое покорение полюса – подвиг. Жизнь покорителей глубин и макушки планеты во время таких походов проходит в железных объятиях прочного корпуса. Разве что в каюте, похожей на купе поезда дальнего следования, есть отдушина, напоминающая о доме, – полочка с любимыми книгами, фотографиями родных, ждущих подводника на берегу...
Служба на лодке учит ценить жизнь. В прочном корпусе приходится жить неделями, месяцами. Оптимистов на лодке гораздо больше, и лица веселые встречаются гораздо чаще, чем угрюмые и тоскливые. Особенно... в сауне, где подводники любят посидеть после вахты. Небольшой бассейн наполняется чистейшей забортной водой. И подводники таким образом купаются в Северном Ледовитом океане, снимают накапливающуюся день ото дня психологическую усталость».
За серию очерков, написанных об этом уникальном походе, военный журналист стал лауреатом конкурса «Золотое перо России». А сделанные им тогда фотографии были приобретены Государственным центральным музеем современной истории России.
Капитану 1 ранга Андрею Гавриленко довелось участвовать и в 88-суточном походе отряда кораблей Балтийского флота. В составе эсминца «Настойчивый» и танкера «Лена», вокруг Европы и Африки, с заходами в порты ОАЭ и ЮАР. В музее южноафриканского города Саймонстаун была экспозиция об этом походе, в ней были представлены и его публикации из «Красной звезды».
Были походы на кораблях российского флота в Нидерланды, Финляндию, Францию, Португалию, Норвегию. Андрей Николаевич участвовал в поездке делегации Главного штаба ВМФ в КНДР. А в 2000 году освещал действия Северного флота по ликвидации аварии атомной подлодки «Курск».
Неоднократно бывал в командировках на флотах. Воспоминания о них также нашли отражение в новой книге.
Название одной из частей книги – «Поэтической строкой» – говорит само за себя. Стихи Андрей пишет более 30 лет. Первые подборки публиковал еще курсантом. Стихи выходили в сборниках и периодических изданиях.
комментарии(0)