Родители, безусловно, угадали с именем сыну. Кажется, ему удалось немыслимое – «отщипнуть» часть мощной энергии ядерных реакторов подводных атомоходов, проектированием которых он занимается всю жизнь. Жизнелюбие и творческий напор Шмакова завораживали и заставляли других людей настраиваться на волну созидания.
После окончания с серебряной медалью в 1948 году средней школы в Новосибирске сын незаконно репрессированного и расстреленного в 1938 году «врага народа» все-таки смог поступить в ленинградскую «корабелку»,после получения диплома с отличием которой оказался в стенах конструкторского бюро СКБ-143 (ныне – санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), имевшем высший «нулевой» гриф секретности.
Бюро под руководством Владимира Перегудова вело разработку невиданного по тому времени корабля – первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 «Кит». Шмакову довелось принять участие в первом выходе К-3 в Белое море. Он руководил вывеской и кренованием субмарины. Много суток провел под водой молодой инженер на борту этой АПЛ во время испытаний и опытной эксплуатации. А затем все расчеты по теории корабля (статика, погружение и всплытие, непотопляемость), инструкции на стадиях технического и рабочего проектирования серийных АПЛ проекта 627А подписывались рукой Радия Анатольевича как начальника сектора проектного отдела СКБ-143.
Шмаков принимал активное участие в создании атомных подводных лодок проектов 645, 661, 705, 705К, 671, 671РТ и 671РТМ. Все это уникальные корабли. Например, 661-я лодка – самая скоростная в мире субмарина (ее рекорд 47-узлового подводного хода не побит по сей день и вряд ли будет превзойден в обозримом будущем). Относительно небольшие АПЛ проектов 705 и 705К представляют подкласс скоростных подводных лодок-истребителей, насыщенных средствами автоматизации.
После кончины Георгия Чернышева, возглавлявшего проектирование многоцелевых АПЛ семейства 671 («Ерш», «Семга», «Щука»), Радия Анатольевича назначили главным конструктором атомоходов типа 671РТМК. Некоторые из этих субмарин до сих пор несут службу в составе ВМФ РФ.
Появление индексов РТ (ракетно-торпедная), РТМ (ракетно-торпедная модернизированная) и РТМК (ракетно-торпедная модернизированная корректированная) – не в последнюю очередь заслуга Р.А. Шмакова. С 1962 года Радий Анатольевич был главным конструктором переоборудования ДЭПЛ проекта 613 в опытовый корабль для проведения летно-конструкторских и государственных испытаний противолодочного ракетного комплекса «Вьюга». Номер проекта получил дополнительную аббревиатуру 613РВ. В дальнейшем под руководством Шмакова были глубоко модернизированы несколько подлодок по проектам 633РВ, 633КС, а также построен наземный стенд 03010. Проведены государственные испытания, а затем приняты на вооружение ракетные комплексы «Вьюга», «Водопад», «Ветер», «Водопад НК», «Шквал», «Гранат», «Калибр».
Кстати, не только «Ленинский комсомол» скоро станет музейным экспонатом. Шмаковская опытовая ДЭПЛ С-49 проекта 633РВ, на которой проводились испытания противолодочных ракет «Водопад» и «Ветер» займет почетное место в Балаклавском музейном комплексе, расположенном в бывшей подземной базе подводных лодок – так называемом сверхсекретном объекте 825 ГТС.
Конструкторские разработки, выполненные под руководством Р.А. Шмакова, отличаются высоким научно-техническим уровнем. Ряд из них сделан на уровне изобретений. Например, навесные минные контейнеры для подводных лодок.
За создание новых образцов военной техники Радий Анатольевич удостоен звания лауреата Государственной премии СССР (1981) и Премии правительства Российской Федерации в области науки и техники (1997). Он награжден орденом Октябрьской революции, дважды – Трудового Красного Знамени и многими медалями, в том числе мемориальными им. академика С.П. Королева, В.П. Макеева и Н.Н. Исанина.
Более 10 лет Радий Анатольевич преподавал в родном кораблестроительном институте, читая специальные курсы лекций по теории корабля и устройству подводных лодок, а также занимался подготовкой офицеров-подводников. Он вел большую научно-историческую работу. Под его руководством издана фундаментальная пятитомная «История «СПМБМ «Малахит», а также уникальная серия книг «Подводное кораблестроение. Прошлое, Настоящее, Будущее». Им опубликованы десятки статей по истории отечественного флота, а также написаны разделы для нескольких каталогов и монографий. Эта сторона деятельности Р.А. Шмакова тоже получила достойную оценку. В 1998 году его избрали действительным членом (академиком) Санкт-Петербургской академии истории науки и техники.
В хорошей компании мог свежий анекдот рассказать и пропустить рюмочку. Приехавший в конце 40-х годов в Ленинград сибирский паренек стал настоящим питерским интеллигентом. Светлая ему память!
комментарии(0)