Сергей Кобылаш: «Какие бы задачи ни ставились перед Дальней авиацией, мы выполним их с высоким качеством». Фото с сайта www.admoblkaluga.ru
Полеты в нейтральных водах Тихого океана совместно с бомбардировщиками Китая, посадка в Сирии и несение боевого дежурства в небе Белоруссии, а также постоянное присутствие в Арктике. Это всего лишь эпизоды выполнения годового плана боевой подготовки экипажей Дальней – Стратегической авиации России. Об итогах минувшего года и планах на перспективу ответственному редактору «Независимого военного обозрения» Дмитрию ЛИТОВКИНУ рассказал командующий Дальней авиацией, Герой России Сергей КОБЫЛАШ.
– Сергей Иванович, читая новостную ленту, невольно ловишь себя на мысли, что Дальняя авиация начала летать больше и дальше. Появились новые районы патрулирования. С чем это связано?
– В последнее время интенсивность полетов самолетов Дальней авиации значительно возросла, а география применения значительно расширилась. В настоящее время летаем больше и дальше. Выполняли задачи с посадкой на аэродромах иностранных государств, таких как Индонезия, Венесуэла, ЮАР, Никарагуа, Сирия. Дальняя авиация постоянно расширяет районы своего присутствия. В 2021 году Дальней авиацией выполнялись полеты в акватории Баренцева, Норвежского, Северного, Южно-Китайского, Японского, Балтийского, Черного морей и полеты по плану совместных учений с Вооруженными силами государств – участников Договора о коллективной безопасности. Кроме этого, в 2021 году выполнены совместные полеты на воздушное патрулирование с военно-воздушными силами Народной освободительной армии Китая. Все полеты выполнялись в соответствии с планами подготовки и расширения военного сотрудничества.
– Насколько интенсивность боевых вылетов повлияла на уровень подготовки пилотов?
– Интенсивность боевых вылетов значительно повлияла на уровень подготовки всего личного состава. Теперь большая часть летного и инженерного состава Дальней авиации имеет боевой опыт. Летный состав выполнял пилотирование и применение авиационных комплексов в условиях длительного нахождения в воздухе. Полеты в условиях ограниченного применения и полного отсутствия радиотехнических средств навигации, в безориентирной местности, над морем и в незнакомых географических условиях позволили заметно поднять мастерство летчиков и штурманов. Могу заверить, что уровень подготовки наших экипажей находится на самом высоком уровне. В 2021 году план боевой подготовки Дальней авиации выполнен на 100%, включая работу по подготовке экипажей на боевое применение и подготовку летного состава на квалификационные разряды.
– Как вы считаете, влияет ли на уровень подготовки летного состава спортивная составляющая в виде конкурса «Авиадартс», где проходят отборочные этапы среди российских летчиков, а в ходе финального этапа приходится соревноваться в том числе и с иностранными пилотами?
– Вне всякого сомнения, «Авиадартс» – это дополнительная подготовка летного состава в жестких условиях конкуренции как со стороны своих коллег, так и зарубежных. Участие в конкурсе повышает престиж летной работы в целом и авторитет каждого участника в летной среде, в частности. Для этого необходимо выложиться по полной. Естественно, что уровень мастерства каждого участника значительно возрастает, а кроме того, в дальнейшем все они становятся опытными инструкторами и передают свой опыт молодым летчикам и штурманам.
– Очевидно, что Дальняя авиация возвращается на наши арктические аэродромы: Анадырь, Тикси, Воркута. Эти площадки снова становятся передовыми местами пребывания стратегов. Какие задачи в Арктике стоят перед экипажами Дальней авиации?
– По большому счету Дальняя авиация никогда из Арктики и не уходила. Полеты в арктических широтах и над Северным полюсом выполнялись всегда. Да, в период 1990-х годов их интенсивность была снижена, однако Арктика была, остается и будет зоной выполнения полетов Дальней авиации. Использование арктических аэродромов органично вписывается в концепцию развития инфраструктуры российского Севера и значительно расширяет возможности Дальней авиации по выполнению поставленных задач.
– Что сделано, чтобы экипажи и техника не испытывали сложностей с пребыванием в этих местах? Как построена служба в отдаленных регионах (модернизация аэродромов, жилье, постоянное или вахтовое базирование, питание, навигационное обеспечение, поисково-спасательное обеспечение)?
– Все наши северные аэродромы круглогодично поддерживаются в эксплуатационной готовности. Аэродромы укомплектованы необходимой техникой и запасами материальных средств. Разработана и выполняется обширная «дорожная карта» по глубокой модернизации как самих аэродромов, так и социально-бытовых объектов гарнизонов. Служба и быт в удаленных гарнизонах организованы на хорошем уровне, естественно, с учетом сложных климатических условий. Постоянно Стратегическая авиация в Арктике не базируется, но регулярно в соответствии с планами боевой подготовки проводятся учения с перебазированием и работой на данных аэродромах.
– Хочется отметить, что наши самолеты Ту-22М3 в этом году впервые совершили посадку в Сирии. Ранее в перебазировании на иностранные аэродромы были отмечены самолеты Ту-95МС (Индонезия) и Ту-160 (Венесуэла, ЮАР, Никарагуа). Расскажите, для чего Ту-22М3 прилетали в Сирию, какие задачи выполняли? Чем отличается подготовка такого перелета от международных визитов Ту-95МС и Ту-160?
– Посадка и работа самолетов Ту-22М3 на авиабазе Хмеймим – это, конечно, по-своему знаковое событие. Во-первых, экипажами Дальней авиации освоен новый аэродром и обозначено присутствие Дальней авиации в Средиземноморском регионе. Во-вторых, получен уникальный опыт взаимодействия с флотом по поиску морских объектов в реальных условиях обстановки, и подтверждены параметры досягаемости целей самолетами Ту-22М3 во всей акватории Средиземного моря. Конечно, подготовка такой операции имеет существенные отличия от дружественного визита в другие страны. Ведение боевых действий на территории Сирии накладывает существенный отпечаток на подготовку: это и обеспечение безопасности перелета в воздухе, охрана и оборона самолетов на земле, согласование многочисленных вопросов взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами и, конечно, определенные риски в зоне продолжающегося конфликта, а также повышенный интерес со стороны других стран.
– Активно ведутся работы по модернизации самолетного парка. Строятся новые Ту-160, обновляются Ту-95 МС, существенно будет изменен Ту-22М3. Может ли поменяться роль Дальней авиации? Изменятся ли как-то задачи Дальней авиации в связи с этим?
– Модернизация – это способ раскрыть в технике весь потенциал, заложенный в нее конструкторами, и модернизация парка самолетов Дальней авиации – не исключение, а скорее правило, демонстрирующее грамотный подход к эксплуатации надежной и проверенной техники. Программа модернизации включает в себя массу нововведений, призванных повысить боевой потенциал самолетов и эффективность применения комплексов в целом. Производится замена оборудования и целых систем на современные, закладывается возможность применения перспективного вооружения и новых двигателей. Все это позволит эффективно использовать проверенную и очень надежную технику до момента внедрения авиационных комплексов нового поколения. Естественно, что любой передовой опыт, в том числе и сирийский, наработки и последние технические достижения будут использованы при модернизации. Круг решаемых Дальней авиацией задач очень широк, однако мы не стоим на месте. В рамках боевой подготовки постоянно ведется работа по усовершенствованию действующих и разработке новых приемов и способов применения Дальней авиации. С учетом открывающихся возможностей все поставленные и перспективные задачи будут решаться на порядок лучше, быстрее и точнее.
– Есть ли планы по обновлению парка учебных самолетов, таких как Ту-134? Как обстоит вопрос с обучением летного состава в целом?
– Планы по обновлению парка учебных самолетов, конечно, есть, более того, они уже воплощаются в жизнь. Например, в Краснодарское училище летчиков уже поступили новые учебные самолеты ДА-42, которые оснащены современным оборудованием и средствами отображения информации, что позволит выпускникам быстрее осваивать модернизированную технику. Подготовка летных кадров – это краеугольный камень во всей авиации, а в Дальней – особенно. Подготовка в летном или штурманском училище – это только начало большого пути. Настоящие профессионалы своего дела учатся всю сознательную жизнь. Для того чтобы подготовить командира или штурмана корабля к решению основных задач Дальней авиации, требуется не менее 4–5 лет после выпуска из училища, а дальше начинается этап непрерывного совершенствования. Управление большим экипажем требует множества различных технических и гуманитарных знаний и навыков, в том числе психологии и педагогики. Подготовка кадров в Дальней авиации поставлена на высоком уровне и обеспечивает потребности в полном объеме.
– Дальняя авиация активно задействована в различных авиационных учениях. А приходится ли участвовать в учениях Сухопутных войск или ВМФ? Как организовывается взаимодействие в таких мероприятиях?
– Дальняя авиация принимает участие во всех крупных совместных, межвидовых и видовых учениях. В уходящем году наши экипажи принимали участие в совместном стратегическом учении «Запад-2021», учениях с вооруженными силами стран – участников Организации договора о коллективной безопасности, совместных учениях с Северным и Тихоокеанским флотами. Наиболее плотно взаимодействие осуществляется в рамках флотов и военных округов. Богатый опыт взаимодействия позволяет Дальней авиации при необходимости эффективно решать задачи в интересах любых видов и родов войск.
– С учетом активного развития средств нападения, отражения нападения, противодействия средствам противника расскажите, какой самолет вы бы хотели видеть в будущем в составе Дальней авиации, какими характеристиками он должен обладать?
– Я думаю, это должен быть универсальный комплекс, способный длительное время находиться в воздухе, экономичный, способный применять весь спектр вооружения Дальней авиации, с высокой степенью автоматизации и оснащенный современными средствами радиоэлектронной борьбы, высокозащищенными системами связи и управления. Вместе с тем необходимо, чтобы комплекс обладал высокой автономностью, мог использоваться с любых аэродромов, не требовал каких-то специфических средств для подготовки и наземного технического обслуживания, был относительно прост в освоении летным и инженерно-техническим составом.
– Недавно вы выполняли совместное патрулирование с экипажами Военно-воздушных сил Народной освободительной армии Китая. Скажите, что это нам дает? Есть ли планы расширить географию подготовки летчиков Дальней авиации?
– Совместное патрулирование проводилось не в первый раз. Данный полет выполнялся в том числе с целью повышения уровня взаимодействия экипажей двух стран, совершенствования их возможностей по ведению совместных действий. Это хороший опыт, который получили наши летчики.
Что касается расширения географии, то тут я, наверное, тайну не открою и скажу, что какие бы задачи ни ставились перед Дальней авиацией, будь то совместное патрулирование, дружественные визиты в другие страны или другие, мы выполним их с высоким качеством. Думаю, мы это не раз уже демонстрировали.
комментарии(0)