Бывшие президенты Дональд Трамп и Мун Чжэин в демилитаризованной зоне, разделяющей юг и север Корейского полуострова. Фото Reuters
В начале декабря 2021 года в Южной Корее прошла миротворческая конференция, на которой упоминалась война 1950–1953 годов. Планировалась поездка в демилитаризованную зону, но ее не случилось из-за пандемии. Аналитики заметили, что на конференции название «командование ООН в Корее» не употреблялось.
Это командование упоминается иногда в российском медийном пространстве, но детали не сообщаются. Между тем командование использует флаг и символы ООН и сегодня.
Попробуем взглянуть на данное явление сквозь призму понятия «инсайт».
ФЛАГ – ПО УСМОТРЕНИЮ
Объяснение этому необычному явлению находим в документах Совета Безопасности ООН. Пункт 6 резолюции 84 СБ ООН от 7 июля 1950 года гласит: Совбез «уполномочивает объединенное командование по своему усмотрению использовать флаг ООН в ходе операций против северокорейских войск одновременно с флагами различных участвующих стран».
Война на Корейском полуострове закончилась в 1953 году, но данная формулировка используется до сих пор.
Соглашение о перемирии было подписано 27 июня 1953 года. А 7 июля 2021 года отметили 71-ю годовщину создания командования войск ООН, защищавшего Южную Корею 1129 дней в 1950–1953 годах.
Демилитаризованная зона (ДМЗ) в Корее проходит приблизительно по 38-й параллели. Ширина ее – 4 км, а длина – 241 км.
Миротворцы ООН термины международного права «государственная граница», «лимитация», «демаркация», «население» и «территория» изучают не по учебникам, а проверяют собственными глазами и современными приборами, а иногда и пешком на местности. Военным наблюдателям ООН известна целая радуга разноцветных линий разъединения: голубая линия, зеленая, пурпурная, линия контроля. К ним относится и демаркационная линия ДМЗ, к которой приложила руку Организация Объединенных Наций.
Американский четырехзвездный генерал Пол Лакамера – командующий войсками ООН в Корее, назначенный на должность летом 2021 года.
Генерал Пол Джозеф Лакамера получил степень бакалавра в военной академии США и степень магистра гуманитарных наук в области национальной безопасности и стратегических исследований в военном колледже. Имеет 35 наград и знаков отличия. Среди них есть и экзотические – например, знак наводчика авиации, который вручается военнослужащим, успешно окончившим школу в Форт-Беннинге, штат Джорджия.
В этой школе проходят инструктаж по наземной навигации, продвинутой разведке, тактическому управлению воздушным движением и управлению парашютными операциями. Сдают экзамены по монтажу и строповке грузов, по управлению воздушным движением и т. п.
Под управлением генерала в Южной Корее находится американский воинский контингент в 28 500 человек. Эмблема командования представляет собой голубую эмблему ООН, вокруг которой размещено 16 звезд, по числу стран – участниц давней войны.
После той войны Республика Корея передала право управления своими войсками США для защиты страны от угрозы вторжения КНДР. Право командования войсками в мирное время было возвращено южнокорейскому правительству в 1994 году. Однако оперативное управление в случае вооруженного конфликта до сих пор остается у Вашингтона.
Недавно корейский министр сообщил о достижении прогресса в вопросе передачи Сеулу этой прерогативы. В 2022 году планируют завершить оценку готовности южнокорейской стороны к этому процессу.
Вооруженные силы РК включают более 1,5 млн военнослужащих (при общем населении Южной Кореи более 51 млн человек). Республика Корея участвует в миротворческих операциях ООН в Западной Сахаре, Ливане, Южном Судане, Кашмире и анклаве Абьей. К концу 2021 года Республика Корея направила в пять миссий 539 миротворцев, заняв 36-е место (из 123) по количеству поставляемых контингентов и 45-е место – по количеству военных наблюдателей.
При этом на самой территории Южной Кореи имеет место оксюморон – сопоставление противоречивых понятий. ООН не признает существования «командования ООН в Корее». Однако это командование преспокойно использует флаг и символику ООН.
КОМАНДОВАНИЕ, КОТОРОЕ НЕКОМУ ОТМЕНИТЬ
В официальном издании ООН «Голубые каски» (1990) написано: «Международные силы в Корее не были операцией ООН по поддержанию мира в современном значении термина, поскольку принудительное действие осуществлялось не Организацией, не основывалось на согласии сторон, а использовалось применение силы».
«Миссия в Корее» не включена в перечень 72 операций ООН по поддержанию мира.
Еще в 1975 году Генеральная Ассамблея ООН предлагала упразднить «командование войск ООН» в Корее, приняв соответствующую резолюцию. Но воз и ныне там.
В июне 1994 года тогдашний генеральный секретарь ООН Бутрос Гали заявил, что в ООН просто нет такого органа, который мог бы ликвидировать это командование, – это дело США.
И сегодня ООН не руководит «командованием в Корее»: оно подчиняется только США. Деньги из бюджета ООН не выделяются. Командование не представляет ежегодный доклад Совету Безопасности. Но флаг ООН продолжает развеваться в Корее.
Аналитики предлагают три варианта выхода из сложившейся ситуации:
а) отзыв права США на использование флага ООН;
б) самостоятельный отказ США от этого права;
в) создание нового органа в структуре ООН – преемника «командования в Корее», имеющего полномочия реформировать его структуру.
Однако везде встает препятствие: все это неинтересно американцам, которых вполне устраивает существующее положение.
Приведем здесь позицию российской дипломатии:
«Хотели бы также еще раз обратить внимание на статус так называемых «Войск ООН в Корее». Командующий «войсками ООН» совмещает также позиции командующего группировкой ВС США в Республике Корея и объединенным американо-южнокорейским командованием. С точки зрения международного права в условиях, когда в 1991 году КНДР и Республика Корея стали полноправными членами ООН, сохранение такого института, как «командование ООН» в Корее, закрепляющего за ООН статус воюющей стороны в гражданской войне, является юридическим нонсенсом».
БУДНИ КОМАНДОВАНИЯ
Сайт командования в Twitter оформлен на английском и корейском языках, причем оперативная информация дается вперемешку с эпизодами Корейской войны.
Новый 2022 год здесь начался с «прославления подвига дедов в Корейской войне». Даются ссылки на ключевые слова: «под одним флагом, единая цель, непрерывная приверженность, сохранение безопасности и стабильности на Корейском полуострове с 1950 года». Звучат патриотические корейские песни.
Упоминается, что в Корейской войне погибло около миллиона мирных жителей. А также 137 899 южнокорейских солдат и 40 790 их союзников.
Последовательно осуществляется информационно-пропагандистская работа: лекции, семинары, учебные занятия. «В 2021 году командование разместило персонал по всему полуострову для проведения 39 семинаров по условиям перемирия. Эти учебные занятия позволили провести содержательные беседы о наборах правил, лежащих в основе мира».
Не забывают и туристов: «Программа обучения и ориентации предусматривает посещение 14 площадок в ДМЗ, где туристы могут узнать о Корейской войне».
Командование содействует поиску останков погибших внутри демилитаризованной зоны. В составе командования имеется почетный караул. В 2021 году он оказывал церемониальную поддержку мероприятий по всей Республике Корея, включая захоронение останков на мемориальном кладбище ООН в Пусане.
Почетный караул командования отличается от других церемониальных подразделений, во-первых, многонациональным составом (Южная Корея, Филиппины и Таиланд). Во-вторых, караульные обучены обеспечению безопасности высших военачальников при непредвиденных обстоятельствах.
Командование проводит инспекции по соблюдению перемирия в подразделениях, расположенных в ДМЗ. В 2021 году было проведено 36 таких инспекций.
В составе командования в 2021 году находилось 3944 человека из пяти стран: Австралии, Канады, Франции, Новой Зеландии и Великобритании. Используются также 22 самолета и 16 кораблей базы командования ООН в соседней Японии.
Сообщается о разминировании в ДМЗ: «Зона заполнена примерно двумя миллионами мин и неразорвавшихся боеприпасов. В 2021 году командование продолжило работу совместно с Южной Кореей, чтобы очистить отдельные области. Завершилось это мероприятие проведением семинара для армии Республики Корея по противоминной деятельности».
В День ООН 24 октября появилась следующая запись: «Командование ООН представляет собой первые в мире усилия по коллективной безопасности в системе ООН, в рамках которой международное сообщество объединилось под одним флагом для восстановления мира на Корейском полуострове».
В Южной Корее до сих пор находятся Военная комиссия по перемирию в Корее и Комиссия нейтральных стран по перемирию в Корее. Считается, что Комиссия нейтральных стран продолжает играть важную роль на полуострове в качестве наблюдателей за перемирием. Представители комиссии наблюдают за военными учениями, чтобы убедиться, что они носят «чисто оборонительный и сдерживающий характер».
На высоком уровне проводятся мероприятия на мемориальном кладбище ООН в Пусане, где покоятся 2309 ветеранов из 22 стран. Кладбище содержится в образцовом состоянии и является одной из достопримечательностей города Пусана.
Кладбище было создано по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1955 года. Отметим, что резолюция принималась в годы холодной войны. Средства на содержание кладбища выделяются из бюджета ООН.
До сих пор выдаются медали за поддержание мира в Корее.
Президент РФ Владимир Путин в новогоднем поздравлении лидеру Южной Кореи Мун Чжэ Ину отметил, что рассчитывает на продолжение диалога в интересах упрочения мира и безопасности на Корейском полуострове.
В российских СМИ стали появляться заголовки: «Южную Корею интересует российское оружие», «Ослабить объятия американцев».
Еще несколько цитат:
«Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации и Республики Корея представляет собой принципиально новый вид сотрудничества, пока не масштабный, но в целом характерный».
«Подтверждением перспектив российско-южнокорейского военно-технического сотрудничества являются переговоры между заместителями глав оборонных ведомств Александром Фоминым и Пак Чжэ Мином 27 марта 2021 года в Сеуле. В ходе встречи стороны подписали соглашение по активизации двустороннего сотрудничества в военной сфере, договорились расширять обмены делегациями, диверсифицировать ВТС».
Этот диалог в российской печати именуется стратегическим.
комментарии(0)