Фото сайта warcinema.ru
Фильмы самых разных жанров представили участники Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова. В этом году он был посвящен Сталинградской битве и получился юбилейным вдвойне. 80 лет – одному из главных сражений Великой Отечественной и 20 – самому фестивалю.
Впервые фестиваль прошел в 2003 году. В день открытия кинофорума его особое значение отметил президент России Владимир Путин, написав в опубликованной на сайте Кремля телеграмме, что фестиваль внесет свой вклад в сбережение памяти о героических страницах отечественной истории.
В седьмой раз подряд фестиваль военного кино принимала Тула. Программа ХХ фестиваля получилась как никогда обширной. На 32 площадках по всей Тульской области зрители смогли увидеть 80 картин из России и не только. Большинство площадок органично вписалось в военную тематику кинофорума. Среди них – Тульский кремль, Музей оружия, Музей обороны города, Суворовское военное и кадетское училища.
В программе этого года по традиции представлены полнометражные игровые, документальные, короткометражные, детско-юношеские фильмы и сериалы. Советская классика вошла в программу «Солдаты свободы».
Фестиваль носит имя Юрия Николаевича Озерова – непревзойденного советского баталиста и кинолетописца Великой Отечественной. «Режиссер должен смотреть на все с точки зрения Бога, говорил Озеров, – вспоминает его ученик, президент фестиваля Олег Урюмцев. – Я тогда не до конца понял смысл этих слов. Спустя 30 лет понимаю, что взгляд этот должен быть аналитическим – и не только на кино, но и на жизнь. Тогда ты хотя бы приблизишься к пониманию окружающего мира и людей».
Хорошо помнит работу с Озеровым и народный артист РСФСР Сергей Никоненко: «У него я сыграл солдата Сашку Голубева в «Освобождении», а через 20 лет – генерала Родимцева в «Сталинграде». Можно сказать, дослужился у мастера от солдата до генерала... Но вот чего не хватает современному кино, так это хорошей драматургии. Озеров писал с Бондаревым. Сергей Бондарчук снимал фильмы по Шолохову. Сейчас пишут порой те, кто даже пороха не нюхал, – оттого и фильмы никакие. Как говорят, стрелялки».
Международный фестиваль военного кино имени Озерова – один из крупнейших кинофестивалей подобной тематики в России. 10 лет он входил в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Правда, на фоне происходящих ныне в стране и мире событий отношение к нему весьма странное: второй год государственное финансирование уменьшается. Слава богу, помогает другая столица России – оружейная.
Одна из важнейших программ фестиваля – программа документального кино. Многие фильмы посвящены событиям в Донбассе. Хрустальным призом отмечены «Донбасс» Андрея Медведева, «Трибунал неотвратим» Александра Сладкова и «Война снайпера» Ольги Шехтер. А сериал «Вечная Отечественная» получил Большой хрустальный приз.
Герой фильма «Война снайпера» – доброволец из Сербии, воюющий в Донбассе с позывным Дека, стал одним из гостей кинофорума. Он сказал, что часто бывает на фестивалях документального кино и уверен, что документалистика – это настоящая жизнь. «Мне кажется, кино идет в верном направлении. Я посмотрел несколько российских фильмов о Донбассе. Они правдивы. Наверное, у русского человека нет, как на Западе, стремления приукрашивать жизнь. Здесь ее принимают такой, как она есть. Обычному человеку, который живет мирной жизнью в России, трудно поверить, что есть другая реальность. Но тот, кто воюет или снимает про войну кино, понимает».
Большой интерес у зрителей и жюри вызвал документальный сериал телеведущего Игоря Прокопенко «Спросите Сталина», где ответы на исторические вопросы даются словами самого Сталина, взятыми из его малоизвестных работ и архивных записей.
Гран-при в программе «Битва за жизнь» был присужден «Призракам» Макса Фадеева и Сергея Белоуса, которые провели в окопах на линии соприкосновения «с лейкой и блокнотом» почти три года. Идея фильма в том, чтобы погрузить зрителя в атмосферу передовой: никакого закадрового текста, только личные переживания участников боев. Судя по тому, что фильм получил главную премию, идея реализована сполна.
«Золотой меч» получил сериал «Начальник разведки», снятый с полным и качественным погружением в тему. Он посвящен одному из основателей советской внешней разведки Павлу Фитину. За лучший дебют жюри наградило режиссера фильма «Рядовой Чээрин» Дмитрия Кольцова. Фильм рассказывает о подвигах якутского охотника, ставшего в годы Великой Отечественной снайпером.
Приза зрительских симпатий удостоилась лента Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином». Награду режиссеру вручала Мария Водопьянова, внучка легендарного полярного летчика Михаила Водопьянова, также участвовавшего в налетах на Берлин. Специальный приз за лучшие спецэффекты увезла в Китай команда создателей масштабной картины «Переправа через реку Ялуцзян» о войне в Корее.
В программе игрового кино были два фильма, снятые по следам недавних событий: «Небо» Игоря Копылова о военных летчиках в Сирии, где одну из главных ролей сыграл Игорь Петренко, и «Солнцепек», посвященный событиям в Донбассе 2014 года. Это истории о наших современниках, о том, что и в сегодняшней жизни есть место подвигу.
Главным триумфатором ХХ фестиваля и обладателем его Гран-при стал Игорь Угольников с драмой «Учености плоды». Кинолента рассказывает о спасении Пушкинского музея-заповедника в Михайловском от разграбления и вывоза экспонатов в Германию во время немецко-фашистской оккупации.
Игорь Угольников, продюсер «Брестской крепости», «Батальона» и «Подольских курсантов» половину своей жизни, по его собственным словам, развлекал зрителя. И ему это нравилось. «Теперь я пытаюсь сделать так, чтобы зритель задумался, – прокомментировал свою победу Игорь Станиславович. – И очень надеюсь, что у фильма будет долгая зрительская судьба. Фильм снят честно, усилием большого количества людей».
Игорь Угольников был признан также лучшим режиссером, а исполнители главных ролей Сергей Безруков и Настасья Кербенген получили «Золотые мечи» за лучшую мужскую и женскую роль.
«Это историческая картина, – рассказывает Настасья. – Я изучала эпоху, не просто ходила в одежде 1943 года, но благодаря погружению в атмосферу, чувствовала себя человеком 1943 года. Мне кажется, русские люди того времени были немного другие. Более размеренные, уверенные. У них была идея. Они верили, стремились к чему-то светлому даже во время страшной войны. Для меня это кино не только о Пушкине, но и в целом о русской культуре, о тех, кто в таких сложных условиях умел делать выбор в пользу долга и чести, жить высокими материями».
«Вы сами-то читаете Пушкина?» – спрашивает героиня Настасьи почти безграмотного героя Безрукова. – «Неважно, читаем мы или нет. Важно, что мы гордимся!»
комментарии(0)