0
5084
Газета Реалии Интернет-версия

02.06.2022 21:12:00

Палитра цветов камуфляжа

Жанры и темы нового военного кино

Василий Фатигаров

Об авторе: Василий Юрьевич Фатигаров – военный журналист, член жюри ХХ Международного фестиваля военного кино имени Озерова.

Тэги: реалии, россия, кино, военные фильмы, фестиваль, юбилей, юрий озеров


реалии, россия, кино, военные фильмы, фестиваль, юбилей, юрий озеров Фото сайта warcinema.ru

Фильмы самых разных жанров представили участники Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова. В этом году он был посвящен Сталинградской битве и получился юбилейным вдвойне. 80 лет – одному из главных сражений Великой Отечественной и 20 – самому фестивалю.

Впервые фестиваль прошел в 2003 году. В день открытия кинофорума его особое значение отметил президент России Владимир Путин, написав в опубликованной на сайте Кремля телеграмме, что фестиваль внесет свой вклад в сбережение памяти о героических страницах отечественной истории.

В седьмой раз подряд фестиваль военного кино принимала Тула. Программа ХХ фестиваля получилась как никогда обширной. На 32 площадках по всей Тульской области зрители смогли увидеть 80 картин из России и не только. Большинство площадок органично вписалось в военную тематику кинофорума. Среди них – Тульский кремль, Музей оружия, Музей обороны города, Суворовское военное и кадетское училища.

В программе этого года по традиции представлены полнометражные игровые, документальные, короткометражные, детско-юношеские фильмы и сериалы. Советская классика вошла в программу «Солдаты свободы».

Фестиваль носит имя Юрия Николаевича Озерова – непревзойденного советского баталиста и кинолетописца Великой Отечественной. «Режиссер должен смотреть на все с точки зрения Бога, говорил Озеров, – вспоминает его ученик, президент фестиваля Олег Урюмцев. – Я тогда не до конца понял смысл этих слов. Спустя 30 лет понимаю, что взгляд этот должен быть аналитическим – и не только на кино, но и на жизнь. Тогда ты хотя бы приблизишься к пониманию окружающего мира и людей».

Хорошо помнит работу с Озеровым и народный артист РСФСР Сергей Никоненко: «У него я сыграл солдата Сашку Голубева в «Освобождении», а через 20 лет – генерала Родимцева в «Сталинграде». Можно сказать, дослужился у мастера от солдата до генерала... Но вот чего не хватает современному кино, так это хорошей драматургии. Озеров писал с Бондаревым. Сергей Бондарчук снимал фильмы по Шолохову. Сейчас пишут порой те, кто даже пороха не нюхал, – оттого и фильмы никакие. Как говорят, стрелялки».

Международный фестиваль военного кино имени Озерова – один из крупнейших кинофестивалей подобной тематики в России. 10 лет он входил в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Правда, на фоне происходящих ныне в стране и мире событий отношение к нему весьма странное: второй год государственное финансирование уменьшается. Слава богу, помогает другая столица России – оружейная.

Одна из важнейших программ фестиваля – программа документального кино. Многие фильмы посвящены событиям в Донбассе. Хрустальным призом отмечены «Донбасс» Андрея Медведева, «Трибунал неотвратим» Александра Сладкова и «Война снайпера» Ольги Шехтер. А сериал «Вечная Отечественная» получил Большой хрустальный приз.

Герой фильма «Война снайпера» – доброволец из Сербии, воюющий в Донбассе с позывным Дека, стал одним из гостей кинофорума. Он сказал, что часто бывает на фестивалях документального кино и уверен, что документалистика – это настоящая жизнь. «Мне кажется, кино идет в верном направлении. Я посмотрел несколько российских фильмов о Донбассе. Они правдивы. Наверное, у русского человека нет, как на Западе, стремления приукрашивать жизнь. Здесь ее принимают такой, как она есть. Обычному человеку, который живет мирной жизнью в России, трудно поверить, что есть другая реальность. Но тот, кто воюет или снимает про войну кино, понимает».

Большой интерес у зрителей и жюри вызвал документальный сериал телеведущего Игоря Прокопенко «Спросите Сталина», где ответы на исторические вопросы даются словами самого Сталина, взятыми из его малоизвестных работ и архивных записей.

Гран-при в программе «Битва за жизнь» был присужден «Призракам» Макса Фадеева и Сергея Белоуса, которые провели в окопах на линии соприкосновения «с лейкой и блокнотом» почти три года. Идея фильма в том, чтобы погрузить зрителя в атмосферу передовой: никакого закадрового текста, только личные переживания участников боев. Судя по тому, что фильм получил главную премию, идея реализована сполна.

«Золотой меч» получил сериал «Начальник разведки», снятый с полным и качественным погружением в тему. Он посвящен одному из основателей советской внешней разведки Павлу Фитину. За лучший дебют жюри наградило режиссера фильма «Рядовой Чээрин» Дмитрия Кольцова. Фильм рассказывает о подвигах якутского охотника, ставшего в годы Великой Отечественной снайпером.

Приза зрительских симпатий удостоилась лента Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином». Награду режиссеру вручала Мария Водопьянова, внучка легендарного полярного летчика Михаила Водопьянова, также участвовавшего в налетах на Берлин. Специальный приз за лучшие спецэффекты увезла в Китай команда создателей масштабной картины «Переправа через реку Ялуцзян» о войне в Корее.

В программе игрового кино были два фильма, снятые по следам недавних событий: «Небо» Игоря Копылова о военных летчиках в Сирии, где одну из главных ролей сыграл Игорь Петренко, и «Солнцепек», посвященный событиям в Донбассе 2014 года. Это истории о наших современниках, о том, что и в сегодняшней жизни есть место подвигу.

Главным триумфатором ХХ фестиваля и обладателем его Гран-при стал Игорь Угольников с драмой «Учености плоды». Кинолента рассказывает о спасении Пушкинского музея-заповедника в Михайловском от разграбления и вывоза экспонатов в Германию во время немецко-фашистской оккупации.

Игорь Угольников, продюсер «Брестской крепости», «Батальона» и «Подольских курсантов» половину своей жизни, по его собственным словам, развлекал зрителя. И ему это нравилось. «Теперь я пытаюсь сделать так, чтобы зритель задумался, – прокомментировал свою победу Игорь Станиславович. – И очень надеюсь, что у фильма будет долгая зрительская судьба. Фильм снят честно, усилием большого количества людей».

Игорь Угольников был признан также лучшим режиссером, а исполнители главных ролей Сергей Безруков и Настасья Кербенген получили «Золотые мечи» за лучшую мужскую и женскую роль.

«Это историческая картина, – рассказывает Настасья. – Я изучала эпоху, не просто ходила в одежде 1943 года, но благодаря погружению в атмосферу, чувствовала себя человеком 1943 года. Мне кажется, русские люди того времени были немного другие. Более размеренные, уверенные. У них была идея. Они верили, стремились к чему-то светлому даже во время страшной войны. Для меня это кино не только о Пушкине, но и в целом о русской культуре, о тех, кто в таких сложных условиях умел делать выбор в пользу долга и чести, жить высокими материями».

«Вы сами-то читаете Пушкина?» – спрашивает героиня Настасьи почти безграмотного героя Безрукова. – «Неважно, читаем мы или нет. Важно, что мы гордимся!» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

0
675
Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3151
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
2079
Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Кресло апостола Петра в тени Святого престола

Милена Фаустова

В Ватикане выставлена раннехристианская реликвия

0
4118

Другие новости