На фото Юрий Кормилицин Фото сайта museum.smtu.ru |
Высокую эффективность действий российских подводников признает и иностранная пресса. В репортажах западные журналисты сетуют: разведка блока НАТО не в состоянии отслеживать все перемещения субмарин Черноморского флота – особенно скрытный выход на позицию для стрельбы – и обнаруживает присутствие подлодки лишь после старта крылатых ракет. Разведывательная информация о пуске снарядов передается натовцами на пункты управления Вооруженных сил Украины (ВСУ) слишком поздно, и те не успевают отреагировать.
Как следует из ежедневных брифингов российского военного ведомства, высокоточные удары по противнику наносятся также авиацией, надводными кораблями, береговыми и сухопутными комплексами. Большинство выпущенных ими снарядов достигает намеченных целей, поскольку в ходе первой фазы спецоперации ВСУ лишились большей части комплексов ПВО типа «Бук-М1», С-300ПС/ПТ/В, способных сбивать скоростные аэродинамические цели.
Впрочем, космическая, авиационная и радиотехническая разведка стран НАТО в состоянии отслеживать перемещения российских бомбардировщиков, надводных кораблей, а порой даже мобильных пусковых установок на колесном шасси. В ряде случаев переданная западными кураторами информация потенциально дает ВСУ возможность сократить потери живой силы и техники путем их быстрого рассредоточения непосредственно перед прилетом ракет. При атаке подводной лодки такого не происходит практически никогда.
Это объясняет, почему российское командование задействовало субмарины при нанесении ракетных ударов. Притом что дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 636.3 может дать залп максимум из шести ракет типа 3М-14, что в несколько раз меньше возможностей фрегата проекта 11346Р либо стратегического бомбардировщика Ту-160.
Черноморский флот располагает шестью кораблями, построенными по проекту 636.3 на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге с 2010 по 2016 год. Помимо этого после длительного ремонта вернулась в строй уникальная подлодка «Алроса» проекта 877В (вместо обычного гребного винта на ней установлен опытный движитель водометного типа). Она была принята военными моряками от промышленности 30 лет назад. Принадлежит к семейству «Варшавянка», к которому относят все модификации кораблей проектов 877 и 636. В ходе модернизации на 13-м судоремонтном заводе Черноморского флота в Севастополе состав вооружения «Алросы» усилился новейшим комплексом «Калибр-ПЛ», как на проекте 636.3.
Таким образом, в распоряжении моряков-черноморцев теперь семь подводных лодок – носителей дальнобойных крылатых ракет. Каждая оснащена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм, которые можно использовать для выпуска как торпед, так и ракет с подводным стартом – в том числе дальнобойных ударных 3М-14 и противокорабельных 3М-54 нескольких модификаций.
Оригинальные технические решения проектантов из ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) позволяют экипажу ДЭПЛ проекта 636.3 вести залповую стрельбу ракетами с выпуском шести снарядов с интервалом в считаные секунды. Никакая дизельная субмарина иностранной постройки подобным качеством не обладает.
Отечественные ДЭПЛ оснащаются устройством быстрого заряжания, позволяющим менее чем за треть минуты снова привести торпедные аппараты в положение для стрельбы. Общий боекомплект – 18 единиц в любой пропорции между торпедами и ракетами. Первой лодкой-носителем подобного комплекта в отечественном флоте стала ДЭПЛ Б-585 «Санкт-Петербург», построенная «Адмиралтейскими верфями» в 2010 году. Это головной корабль проекта 677 «Лада». Его опытная эксплуатация заняла целое десятилетие. В позапрошлом году заказчик принял «Санкт-Петербург» в состав Северного флота.
Выявленные на Б-585 недостатки (а они неизбежны на сложном виде новой военной техники с более 150 инновационными решениями) устранены в ходе ремонтов. Серийные корабли «Кронштадт» (проходит испытания) и «Великие Луки» (готовится к спуску) построены по улучшенному проекту. С учетом заложенных 12 июня «Вологды» и «Ярославля» общее количество «Лад» для отечественного ВМФ достигло пяти единиц.
К этому числу следует прибавить шесть ДЭПЛ проекта 636.3, действующих на Черном море, и три – на Тихом океане. Очередная тройка строится на «Адмиралтейских верфях». Суммарно – 17 дизель-электрических подводных ракетоносцев современных типов. А с учетом прошедших модернизацию лодок проекта 877 советских времен их число возрастает до двух десятков.
Все они спроектированы на ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина. Сегодня лодки Юрия Николаевича (проекты 877, 636 и 677) – самые многочисленные в составе ВМФ России. Для сравнения: серия стратегических атомоходов «Борей» (как готовых, так и строящихся) составляет 10 единиц, многоцелевых «Ясеней» – 9.
Под руководством Кормилицина и при активном его личном участии осуществлялось проектирование и строительство около двухсот подводных лодок четырех поколений, в том числе с атомной энергетической установкой. Это свидетельствует о выдающемся конструкторском таланте и организационных качествах Юрия Николаевича. Помимо России, подводные лодки Кормилицина стоят на вооружении Алжира, Вьетнама, Индии, Ирана, Китая и других стран. 1 июля Юрий Николаевич отмечает 90 лет со дня рождения. Редакция «НВО» присоединяется к поздравлениям!