Подлодка проекта 949А у острова Котлин. «Белгород» мог выглядеть так же, но его достроили по измененному проекту 09852. Фото Владимира Карнозова
Арсенал ВМФ России продолжает пополнятся новыми видами морских вооружений. Согласно сообщению ТАСС от 16 января, для атомной подводной лодки (АПЛ) специального назначения «Белгород» промышленностью изготовлен «первый боекомплект ядерных суперторпед» типа «Посейдон», который «в ближайшее время» будет загружен в корабль-носитель. При этом государственное федеральное информационное агентство ссылается на анонимный «источник, близкий к военному ведомству», с оговоркой, что у него пока нет официального подтверждения этой информации. Собеседник ТАСС также сообщил об успешном завершении «раздельных испытаний» основных узлов «Посейдона», включая ядерную энергетическую установку.
«Белгород» представляет единственной корабль, построенный по проекту проекта 09852 в Северодвинске на производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» (ПО «Севмаш») из состава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Спуск корабля на воду датируется 23 апреля 2019 года.
Впервые о завершении строительства «Белгорода» в новом облике открыто говорилось в декабре 2021 года. На мероприятии, посвященном юбилею предприятия, генеральный директор ПО «Севмаш» Михаил Будниченко сообщил журналистам: «Еще одна наша лодка – «Белгород» – приступила к государственным испытаниям».
Известно, что на протяжении прошлого года субмарина выполняла выходы в Баренцево море для испытаний в условиях глубоководных полигонов Северного флота ВМФ России, заключительный поход – в ноябре. Об этом сообщали как иностранные СМИ со ссылкой на разведывательное сообщество своих стран, так и российские на основе информации от анонимных источников в промышленности.
Утверждалось, что в рамках государственных испытаний корабля его экипаж выполнил серию бросковых испытаний массогабаритного макета торпеды «Посейдон». Согласно информации в СМИ, ВМФ России окончательно принял «Белгород» от промышленности 8 июля 2022 года.
Скудность официальной информации по кораблю проекта 09852 объясняется его специальным назначением – он выступает в качестве носителя как обитаемых, так и необитаемых подводных аппаратов различного назначения. Интересно, что изначально конструкторы задумывали «Белгород» иным, а именно подводным крейсером проекта 949А – носителем 24 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Болид» (развитие семитонной ПКР 3М-45 «Гранит» на АПЛ проектов 949 и 949А ранней постройки). Они предназначались для уничтожения крупных надводных целей, таких как авианосец и корабли его охранения. Корпус субмарины заложили в 1992 году, но через пару лет строительство остановилось из-за недостатка финансирования. На правительственном уровне решили прекратить выпуск атомоходов по проекту 949А ввиду больших затрат на испытания, строительство серии и эксплуатацию. Всего по проектам 949 и 949А было завершено 13 кораблей, из которых в строю сохраняется менее половины.
К весне 1994 года готовность «Белгорода» составляла около 70%. Решение о его дальнейшей судьбе несколько раз менялось. Рассматривался вариант завершения в экспортном варианте с последующей передачей в аренду иностранному государству, по типу того, как АПЛ проекта 670 и 971И эксплуатировались ВМС Индии (с 1988 по 1991 год и с 2011 по 2021 год соответственно).
По мере преодоления системного кризиса в оборонно-промышленном комплексе России возрастал и интерес отечественного флота к «Белгороду».
Изучалась возможность достройки лодки в варианте 949АМ с ракетным комплексом «Калибр» либо как «потаённое судно» для прокладки защищенных линий связи по морскому дну. Однако подобное применение корабля полным водоизмещением 24 тыс. тонн (цифра для проекта 949А) показалось расточительным.
Бурное развитие робототехники подтолкнуло моряков пересмотреть виды на недостроенные корабли проекта 949А. Этому поспособствовала программа опытовой подводной лодки «Саров» проекта 20120, достроенной в 2008 году на ПО «Севмаш» специально для испытаний перспективных видов вооружения, прежде всего подводных дронов. В итоге «Белгород» решили достроить в качестве корабля-носителя «Посейдонов» с возможностью нести на внешней подвеске (под центральной частью корпуса) обитаемой глубоководной станции. Ради этого его корпус (габаритная длина АПЛ проекта 949А составляет 155 м) изменили путем вреза цилиндрических вставок. Во всяком случае, так утверждают зарубежные источники.
В мире наблюдается повышенный интерес к «Белгороду» исходя из его назначения, состава вооружения, а также размерности – западные эксперты считают корабль проекта 09852 самой длинной (184 м) субмариной в истории.
Впервые о программе создания Россией нового морского оружия открыто сообщалось 10 ноября 2015 года. Тогда в репортаж одного из каналов центрального телевидения попал кадр страницы презентации военачальника – участника совещания по оборонным вопросам в Сочи под председательством президента РФ Владимира Путина. Страница содержала текстовую и графическую информацию по программе «Статус-6» (позднее ее название сменилось на «Посейдон») с упоминанием субмарин типа «Саров», «Белгород» и «Хабаровск».
Предназначение системы давалось следующее. «Поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени». Представители иностранные спецслужб посчитали вышеупомянутый телерепортаж преднамеренным раскрытием информации с целью оказать воздействие на руководство США и других стран НАТО.
В марте 2018 года президент Путин подтвердил факт выполнения работ по данному направлению, а позднее МО РФ выпустило несколько видеороликов, посвященных производству и испытаниям нового вида оружия. Анализ содержавшихся в них кадров позволил специалистам оценить размерность суперторпеды: длина более 20 м, диаметр около 2 м, масса примерно 100 т. Параметры близки к советскому проекту Т-15. По воспоминаниям академика Андрея Сахарова, на этой гигантской торпеде предполагалось использовать «прямоточный водопаровой атомный реактивный двигатель» и термоядерную боевую часть, которая помимо поражающих факторов ядерного взрыва дополнительно создает огромную волну высотой в десятки метров.
Советские флотоводцы отказались от реализации проекта Т-15 в пользу дальнейшего развития межконтинентальных баллистических ракет подводного старта. Российское экспертное сообщество полагает, что «Посейдон» представляет практическую реализацию идеи Сахарова на основе последних достижений научно-технического прогресса в области атомной энергетики и скоростной гидродинамики. Они позволили существенно улучшить технические показатели торпеды в части скорости, глубины, дальности и поражающей способности.
комментарии(0)