Речь министра Шойгу на коллегии Минобороны обещает большие перемены в строении и составе Российской армии. Фото Владимира Карнозова
Выступление министра обороны РФ Сергея Шойгу 21 декабря 2022 года на коллегии Минобороны РФ, видимо, можно считать началом очередной – сложно уже сказать, какой по счету, – военной реформы в стране.
При этом в любом государстве вообще, а в России в особенности значение имеют не слова, а дела. Поэтому на данный момент то, что сказал министр, – не более чем декларация о намерениях. Соответственно все комментарии по поводу его речи пока являются чисто умозрительными.
ОТ ДИВИЗИЙ – К ДИВИЗИЯМ
По сути, предложено в количественном плане восстановить Вооруженные силы РФ почти до размеров Вооруженных сил СССР на данной территории – но, конечно, на новых организационных и технических основах. Фактически реформа министра обороны Анатолия Сердюкова, ориентированная на ведение локальных войн против заведомо гораздо более слабого противника (именно так уже 30 лет воюют западные армии, так мы сами воевали в Грузии и Сирии), «разворачивается обратно».
Дивизии, ранее свернутые в бригады, вновь развертываются в дивизии. Более того, формируются новые дивизии с нуля, причем в значительном количестве. Таким образом, ВС РФ переориентируются вновь на ведение «большой» классической войны с равным по силам противником.
Семь мотострелковых бригад и, что особенно интересно, пять бригад морской пехоты будут развернуты (или восстановлены) до дивизий. Причем этот процесс коснется всех военных округов. Этот момент наиболее интересен применительно к морской пехоте. Десантные возможности ВМФ РФ крайне незначительны, они в несколько раз меньше, чем у ВМС США («Амфибийная проблема ВМФ РФ», «НВО», 22.03.19). При этом ВМС США имеют лишь четыре дивизии морской пехоты, одна из которых считается резервной. Таким образом, российская морская пехота может оказаться больше американской по численности личного состава – при очень небольшом количестве десантных кораблей, к тому же разбросанных по пяти отдельным морским и океанским театрам военных действий и имеющих достаточно низкую десантовместимость.
Впрочем, американская морская пехота уже давно практически полностью оторвалась от ВМС. Она не проводила никаких морских десантов со времен Корейской войны и, по сути, превратилась во «вторые сухопутные войска», имеющие меньшую численность, но более высокий уровень боевой подготовки, чем собственно сухопутные войска.
В этом плане российская морская пехота, очевидно, полностью скопирует американскую, тоже став «вторыми сухопутными войсками», меньшими по размерам, но лучше подготовленными, чем «первые». Отличие от американского варианта будет, видимо, состоять в том, что на российскую морскую пехоту будут возложены еще и задачи береговой обороны. Что для Соединенных Штатов просто неактуально по причинам геополитического характера.
УДАРНО-ОГНЕВОЙ УКЛОН
Кроме развертывания в дивизии имеющихся бригад предполагается сформировать армейский корпус (в Карелии), три мотострелковые, две десантно-штурмовые и пять артиллерийских дивизий, восемь бомбардировочных и один истребительный авиаполк, шесть бригад армейской авиации.
Каким будет состав армейского корпуса в Карелии – неясно. Но независимо от этого, задача формирования столь значительного количества новых частей и соединений представляется чрезвычайно амбициозной.
Интересно отметить, что формирование новых соединений имеет явный и отчетливый «ударно-огневой» уклон. Мотострелковых (то есть пехотных) дивизий формируется всего три, танковых – ни одной. Зато будет сформировано пять артиллерийских дивизий, восемь бомбардировочных авиаполков, шесть бригад армейской авиации, неизвестное количество артиллерийских бригад большой мощности. Из этого следует, что в будущих войнах Вооруженные силы РФ должны «давить» противника артиллерией и авиацией.
Дополнительную роль должен сыграть десант: и без того крупнейшие в мире российские Воздушно-десантные войска получат еще две дивизии («Когда в дело вступает резерв Верховного», «НВО», 21.09.18).
Вполне логично, что они будут не воздушно-десантными, а десантно-штурмовыми. Двух уже имеющихся воздушно-десантных дивизий для ВС РФ вполне достаточно, более того, не очень понятно, куда они могут высаживаться парашютным способом – в глубокий тыл какого противника.
А вот роль десантно-штурмовых соединений, высаживающихся в ближнем тылу какого угодно противника с вертолетов на собственные ноги, понятна более чем: они должны усилить разгром и дезорганизацию противника после воздействия на него артиллерии и авиации.
Что касается линейных частей сухопутных войск (танковых и мотострелковых), то, очевидно, им будет отводиться в основном вспомогательная роль: добивание противника, занятие и контроль территории (из трех новых мотострелковых дивизий две как раз предназначены для контроля новых территорий – Запорожской и Херсонской областей). Фактически это реализация американской концепции «бесконтактной войны» в некоем гипотетическом российском варианте.
ПРИЗЫВНИКИ, КОНТРАКТНИКИ, ОФИЦЕРЫ
Новые соединения будет необходимо укомплектовать личным составом и оснастить техникой. Значительное наращивание производства техники потребует огромных финансовых затрат. Но, очевидно, это уже не считается проблемой, поскольку военно-промышленный комплекс РФ, по сути, переходит на режим военного времени. Дополнительный рядовой состав будет набираться либо путем увеличения срока службы до полутора или двух лет, либо путем расширения призывного контингента (сейчас призыв фактически носит выборочный характер), либо синтезом этих двух вариантов.
При этом анонсировано увеличение призывного возраста с 18 до 21 года, что можно оценить двояко. Разумеется, в 21 год человек является во всех отношениях гораздо более зрелым, чем в 18 лет, поэтому он лучше подходит для армейской службы. Но, с другой стороны, в 21 год он заведомо сильнее интегрирован в общество, чем в 18 лет, поэтому отрыв его на службу в армии нанесет гораздо больший ущерб как самому человеку, так и экономике страны, чем призыв 18-летнего.
Заведомо будет увеличен набор контрактников (об этом в выступлении Шойгу было сказано прямо: контрактников должно стать почти 700 тыс. из общего количества военнослужащих в 1,5 млн). Что, очевидно, потребует увеличения для этой категории военнослужащих денежного довольствия и социальных льгот.
Сложнее всего будет набрать для новых соединений необходимое количество офицеров. Неудачи Вооруженных сил РФ в ходе боевых действий на Украине являлись отчасти результатом нехватки сил. Другой их причиной (особенно в начале кампании) была, видимо, неправильная политическая установка. Однако явно имели место и серьезные ошибки собственно военного характера, которые невозможно объяснить какими-либо внешними причинами.
Значительное улучшение качества офицерского состава становится, возможно, наиболее важной задачей для ВС РФ. Однако ее решение будет крайне сложно совместить с одновременным наращиванием количества офицеров: до определенной степени это задачи взаимоисключающие. Очевидно, здесь тоже необходимо весьма значительное увеличение денежного довольствия и расширение социальных льгот. Кроме того, нужно резко повысить качество высшего военного образования, а также выработать и начать неуклонно внедрять в войска новый кодекс офицерской чести.
ПЛЮС АВИАЦИЯ
Чрезвычайно сильное впечатление производит предложение ввести в состав каждой общевойсковой или танковой армии смешанную авиадивизию и бригаду армейской авиации. Надо отметить, что пока в составе ВС РФ имеется лишь одна танковая армия –1-я ТА в составе Западного военного округа (ЗВО). Которая проявила себя на Украине очень, мягко говоря, не блестяще (что, видимо, объяснялось отнюдь не отсутствием собственной авиации).
Ни одной новой танковой дивизии не предполагается не только сформировать с нуля, но хотя бы развернуть из танковой бригады. Как можно сформировать танковые армии без танковых дивизий и даже бригад – не вполне понятно.
На данный момент в сухопутных войсках РФ имеется всего две танковые дивизии и две танковые бригады, причем по одной дивизии и бригаде уже входят в состав 1-й Танковой армии. Из этого следует вывод, что эта армия так и останется единственной в своем роде и основным типом армий останутся общевойсковые.
Ввод в состав армий бригад армейской авиации представляется шагом очень рациональным. Как известно, в Вооруженных силах США каждая дивизия имеет в своем составе бригаду армейской авиации.
Включение же в состав объединения сухопутных войск смешанной авиадивизии (речь, очевидно, идет о фронтовой авиации) в настоящее время аналогов в мире не имеет. На данный момент совершенно неясно, как этот шаг будет реализован на практике.
«ДОЛГО БУДЕТ КАРЕЛИЯ СНИТЬСЯ…»
Непонятно, заменят ли восстановленные Московский и Ленинградский военные округа (МВО и ЛВО) нынешний ЗВО или войдут в его состав. Также неясно, является ли этот шаг «наказанием» Западного военного округа за не вполне удачные действия на Украине (в сравнении с войсками остальных округов) или он означает дальнейшее укрепление западных рубежей России. Впрочем, полностью одно другого не исключает.
При этом совершенно очевидно, что воссоздание ЛВО и формирование армейского корпуса в Карелии является реакцией на потенциальное вступление в НАТО Финляндии и Швеции. Вооруженные силы этих двух стран заметно сильнее подавляющего большинства армий европейских стран, входящих в НАТО. Причем финская армия всегда ориентировалась не на противопартизанские действия («борьбу с терроризмом»), а на классическую войну против сильного противника, то есть против России.
Соответственно даже независимо от того, является ли Финляндия членом НАТО, контингента ВС РФ на северо-западе страны совершенно недостаточно для противостояния этой стране («На страже Северной столицы», «НВО», 26.10.18). Особенно это относится к Карелии, на которую приходится более тысячи километров границы с Финляндией. Но при этом единственной воинской частью в республике Карелия сейчас является 159-й истребительный авиаполк на аэродроме Бесовец около Петрозаводска. Причем этот полк ничем не прикрыт ни с земли, ни с воздуха.
Соответственно развертывание армейского корпуса в Карелии – вопрос уже давно «перезревший». Опять же независимо от того, являются ли Финляндия и Швеция членами Североатлантического альянса.
Впрочем, как было сказано выше, создание новых соединений и увеличение потенциала имеющихся анонсировано для всех нынешних военных округов. То есть, очевидно, будут усиливаться не только ЗВО или его «наследники» в лице МВО и ЛВО.
Что-то более точное по данному поводу пока сказать невозможно. И вообще, что и как реализуется на практике из указанных решений и насколько декларация о намерениях воплотится в жизнь – покажет время.
комментарии(0)