0
3366
Газета Реалии Интернет-версия

09.03.2023 18:40:00

Как создавались бронелимузины для генсеков и президентов

Автомобили для первых лиц: патриотизм, престиж и безопасность

Игорь Плугатарёв
Обозреватель «Независимого военного обозрения»

Об авторе: Игорь Витальевич Плугатарёв – военный журналист, полковник в отставке.

Тэги: автопром, история, технологии, нами, лимузин, випкар, ссср, гон, зил, чайга, газ


автопром, история, технологии, нами, лимузин, вип-кар, ссср, гон, зил, чайга, газ Эскиз лимузина «Москва», не дошедшего даже до стадии макета. Фото автора

Что объединяет ЗИС-110 Иосифа Сталина, ЗИЛы-лимузины разных модификаций от Никиты Хрущева до Михаила Горбачева и не столь давно явленный «Аурус-Сенат» Владимира Путина? «Все они – бронированные», – скажет кто-то. И будет не совсем прав. Потому что Хрущев «броневиков» не признавал, любил кабриолеты, демонстрируя близость к народу (особенно в Москве). Да и Брежнев до покушения на него в 1969 году ездил в пробиваемых пулями «членовозах».

Все «авто № 1» объединяет гриф «совершенно секретно», сопутствовавший им от эскизов на ватмане до воплощения в двигателях и кузовах. Теперь же с ряда перспективных машин (числом 23) и несостоявшихся проектов (более 500) гриф секретности снят, и их можно увидеть в музее Гаража особого назначения (ГОН) на ВДНХ.

Выставка «Дизайн под грифом «секретно», или Машины власти, которых не было» посвящена 100-летней истории разработок автомобилей для первых лиц СССР и России, начиная с 1922 года. «Показывается это в таком объеме только раз и исключительно в ГОНе», – подчеркивает коллекционер и организатор выставки Илья Сорокин.

Но интересны не только сами экспонаты. Не менее увлекательно узнать о подходах власти и конструкторов к созданию такого рода штучных автомобилей.

«ДУРНОЙ ПРИМЕР СОВЕТСКИМ ЛЮДЯМ»

Илья Сорокин вспоминает, что его всегда коробило, когда он видел по ТВ, как президенты Ельцин, Путин и Медведев ездят на длинных бронированных «мерседесах». Да и в ходе зарубежных визитов это смотрелось непатриотично.

Нет спору, германская марка Mercedes-Benz Pullman S600 с надежной бронезащитой и ее модификации – достойный автомобиль, хорошо зарекомендовавший себя за годы его эксплуатации. Его используют первые лица Индии, Кении, Марокко, Польши, Сингапура, Турции, Филиппин. Папа римский на таком «бронике» передвигается...

9 февраля 1998 года бронированный Mercedes-Benz W140 S600 спас жизнь президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе. Его шедшая в кортеже машина была атакована на набережной Куры из автоматов и гранатометов. Первая граната разорвалась перед машиной на асфальте, а вторая угодила в капот, разворотив моторный отсек. Но главный пассажир отделался лишь легкими ранениями. Все это так, но…

«В использовании германской марки виделось унижение нашей державы, – говорит Илья Сорокин, – и благо, что с 2018 года это осталось в прошлом. Всегда хотелось, чтобы глава Российского государства ездил на отечественном автомобиле. Ведь начиная с середины 1930-х годов советские руководители почти всегда передвигались на отечественных лимузинах. Говорят, инициировал это Сталин: заявил на Политбюро, что члены правительства подают плохой пример советским людям, когда ездят на автомобилях европейского и заморского производства».

С распадом СССР наш автопром рухнул и Ельцин пересел на «мерседес». Но даже и в эти годы предпринимались попытки пересадить главу страны на наш автомобиль. Были проекты «Маруся», «Мономах», что-то делали «Руссо-Балт» и «ЗИЛ» – некоторые из этих наработок представлены в макетах и эскизах.

А еще в 2002 году «лихачевцы» собрали последний ЗИЛ-41047 – для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Правда, в официальных кортежах эта машина замечена не была. Автоэксперты полагают, что Назарбаев приобрел ее для личной коллекции как память об СССР.

ВОЕННЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ

Бога же за бороду в 2012 году удалось ухватить НАМИ – и за счет «Ауруса» он обрел новое дыхание, выжил. НАМИ – это сокращенная аббревиатура от Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института – ведущего в РФ.

В его стенах проектировались и машины для ВС СССР. Например, по итогам войны в Корее по заказу ВДВ был спроектирован и до середины 1970-х серийно выпускался в Луцке плавающий мини-вездеход ЛуАЗ-967. Он был предназначен для подвоза боеприпасов, легкой буксировки, эвакуации раненых, на нем могли быть установлены и отдельные виды вооружения.

А крупный образец – большегрузный «КрАЗ-250» (Кременчуг, годы выпуска с 1978 по 1994), который также использовался в армии. На нем монтировались тяжеловесные «кунги» мастерских для ремонта блоков двигателей, кислородные станции, аэродромно-уборочные машины, краны для погрузки-разгрузки ракет и понтонов.

Но ранняя советская и партийная элита все же предпочитала «буржуйские» авто и не спешила пересаживаться на отечественные, начавшие сходить с конвейера в первой пятилетке (1928–1932). Еще с Гражданской войны Сталин привязался к американской марке Packard. И в течение полутора десятков лет менял один образец на другой. А всю войну проездил на 12-цилиндровом бронированном Packard Twelve 14-й серии, подаренным ему президентом Рузвельтом еще в 1935-м. К слову, подарок был белого цвета, но в Москве его тотчас перекрасили в «правительственный» черный.

Именно на этом автомобиле Сталин передвигался на конференциях стран-союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме, рассматривал из его окон в 1945 году Берлин. «Отец народов» очень неохотно расставался с вещами, к которым привык.

Такие же машины в послевоенные годы были закреплены за членами Политбюро Андреевым, Берией, Ворошиловым, Ждановым, Маленковым, Микояном и Молотовым. И именно с этой марки по пожеланию вождя был во многом скопирован ЗИЛ-110, на который Сталин и его окружение пересели на рубеже 1950 года.

«Да, в достопамятные 1990-е было не до дорогих автомобилей, – соглашается главный дизайнер проекта «Аурус» Юрий Черненко. – Понимание того, что президент такой страны как наша должен иметь автомобиль исконно свой, российский, пришло только в 2010-х. И теперь, когда я вижу главу нашего государства на «Аурусе», у меня всегда возникает гордость, что это наш очень достойный автомобиль».

А 9 мая 2019 года на «Аурусе»-кабриолете из кремлевских ворот впервые выехал принимать парад в честь Дня Победы министр обороны Сергей Шойгу. И генерал, командовавший парадом, тоже ехал на открытом «Аурусе».

Кстати, «такой же, как у Путина» Aurus Senat (длина 6,63 м, вес 7,2 т), только не «угольного», а «снежного» цвета приобрел президент Туркмении Сердар Бердымухамедов. Впервые он воспользовался им во время визита в Россию 9 июня 2022 года. В его администрации тогда поведали, что лимузин защищен по наивысшему классу VPAM VR10: выдерживает обстрел из автомата Калашникова с расстояния 10 м и даже подрыв на фугасе.

ХОРОШО ЗАБЫТЫЕ

До этой выставки многие не пошедшие в тираж машины видели, кроме их создателей, разве что кураторы от силовых ведомств. Несколько раз «госприемку» осуществлял сам Сталин, изредка – другие главы СССР и РФ. И те проекты, от которых они «воротили нос», обращались в металлолом.

Такая участь постигла, например, экспериментальный автомобиль разработки 1949 – начала 1950-х НАМИ-013, который рассматривался специалистами как прорыв в советском автопроме. То был редкий случай, когда наши дизайнеры и конструкторы создали новинку без оглядки на иностранные модели, как это практиковалось в сталинскую эпоху. Например, лимузин «Ленинград-1» (Л-1) был копией Buick-32–90; предвоенный ЗиС-101 – гибрид «Бьюика» и «Паккарда»; послевоенный ЗИС-110 близок к Packard 160 (хотя конструкция кузова у этого символа сталинской эпохи была полностью оригинальная, и «американец» явно уступал советскому дизайну).

Но вернемся к НАМИ-013. Было изготовлено несколько образцов, которые испытали в условиях российских дорог. Детвора, наблюдавшая эти выезды, прозвала необычную новинку «Чита», подметив сходство ее широкого «рта», выпуклых фар и покатого «лба» с героиней вышедшего тогда на советские экраны кинофильма «Тарзан», где фигурировала обезьянка с такой кличкой. И создатели решили дать это название машине. По результатам испытаний «Чита» в большинстве показателей превосходила серийно выпускавшиеся представительские новинки «Победа» и ЗИМ (последняя после опалы Молотова стала ГАЗ-12).

Минивэн НАМИ-013 «Чита» совершил несколько пробегов по стране, по результатам которых трижды радикально усовершенствовался. Но до серийного производства дело так и не дошло, и в 1954-м опытные образцы списали и утилизировали. На выставке демонстрируется чудом сохранившаяся пластилиновая версия в масштабе 1:5.

«Основным рабочим инструментом для многих дизайнеров были кульман и собственное воображение, – поясняет куратор выставки Илья Сорокин. – И беда НАМИ-013 и многих иных проектов в том, что они опережали свое время. Начальство зачастую продолжало требовать от амбициозных специалистов копировать внешний вид и конструкции заграничных автомобилей, которые казались привлекательнее, «моднее». И редкие не уничтоженные образцы и их макеты так и пылились бы в дальних углах предприятий, не найдись энтузиасты, которые добились разрешения показать их в Музее ГОН».

ИЗ ЛЕНИНГРАДА В МОСКВУ

Л-1, он же «Красный Путиловец», изготовили в 1933 году в количестве шести машин, и 1 мая этот секстет на колесах проехал по площадям, улицам и мостам «города трех революций». Судя по газетным откликам, впечатлил.

«Но эта попытка сделать первый советский автомобиль представительского класса провалилась, – рассказывает Сорокин. – Есть мнение, что это была афера: закупали американские «Бьюики-32–90» и представили их как «свои», собранные на заводе «Красный Путиловец» (он в ту пору славился тракторами «Фордзон-Путиловец», которые народ называл «Федор Петрович»). Возможно, поэтому реальное производство не началось, хотя амбицию раскатали аж на 20 тыс. автомобилей. Показали Сталину и заявили, что надо 2,9 миллиона валютных денег, чтобы перестроить тракторный цех в автомобильный. Сталин же решил средства сэкономить и велел передать техзадание в Москву на завод своего имени – и в 1936 году появился ЗИС-101. В его основе все тот же «американец», но уже были и кое-какие свои наработки.

В 1949 году 25-летний студент-фронтовик Владимир Арямов (учился в Московском автомеханическом институте, позже работал в НАМИ) набросал неординарную идею лимузина «Москва». В ту пору обозначился спрос на вагонную компоновку авто (водитель и пассажир сидят в крайнем переднем положении, а капот перед ними отсутствует). Молодой дизайнер пытался скрестить лимузин с туристическим автобусом, у которого двигатель располагался сзади. На это его, очевидно, вдохновили как западные модели, так и появившийся в 1947 году отечественный автобус ЗИС-154. Наверняка знал он и о проектах будущих легендарных ЗИС-127 и ЗИС-129. Иллюстрации «бугровоза» Арямова дают наглядное представление о заявленной идее, и жаль, что проект не дошел даже до состояния макета.

«МИША С РАЕЙ» И ДИЗАЙНЕРСКИЙ ЭПАТАЖ

Любопытен и модельный ряд рубежа 1960-х. От него не осталось ни одного лимузина – разве что пластилиновые макеты. Но каковы были дизайнерские разработки! Они отражали начало эры реактивной пассажирской авиации (1956) и освоения космического пространства (1957), эхо Московского фестиваля молодежи и студентов (1957) и первый визит Никиты Хрущева в США (1959), полета Юрия Гагарина (1961) и дух «оттепели».

«Хотя в воздухе уже витал призрак холодной войны, над землей все же парил и появившийся в 1949 году голубь мира. И под сенью его крыльев в СССР создавались эскизы модели «Мир», – рассказывает Илья Сорокин. – То были завораживающие своей красотой машины с открытым верхом – кабриолеты. Воздушные и просторные, они способствовали бы ведению в них доверительных переговоров по животрепещущим проблемам мировой политики. И возможно, главы ядерных держав принимали бы в таких автомобилях, будь они созданы, весьма миролюбивые решения. Но нет. Они садились в черные лимузины и ехали каждый при своем «единственно правильном» мнении. А какие решения могут прийти в голову в черных бронированных машинах? Вот и возник Карибский кризис!»

Демонстрируется созданный в ходовом исполнении в 1988 году «перспективный легковой автомобиль высшего класса» ЗИЛ-4102 не традиционной черной, а необычной светлой окраски. Но, оказывается, существовал и экземпляр «элитного вороного цвета»: то была машина последнего советского генсека Михаила Горбачева. На светлом же лимузине должна была разъезжать его супруга Раиса Максимовна.

Изнутри эти машины были оснащены множеством новшеств. «Смоляной» седан заводчане прозвали «Миша», а золотистый – «Рая». При работе над ними учитывалась сложившаяся в стране общественно-политическая ситуация. Поэтому «Мишу» и «Раю» не бронировали. Да и вообще они были исполнены так, чтобы не раздражать народные массы, горячо поддержавшие курс партии на борьбу с привилегиями. Но перестарались с приданием лимузинам «скромности»: ни Горбачеву, ни супруге новый ЗИЛ не понравился. В итоге от «Миши» остались рожки да ножки, а «Рая» чудом уцелела.

Живой интерес вызывают и представленные на выставке дипломные работы начинающих дизайнеров. Их старший коллега Юрий Черненко поведал, что в команде НАМИ такие тоже есть. «Они обладают той в хорошем смысле безбашенностью в творческих поисках, каковая зачастую уже отсутствует у опытных специалистов с многолетним стажем. Но, работая рука об руку, в команде, сообща все находят нередко уникальные, нестандартные решения».

По стенду дипломников видно, что они изобретают не только своё, но и пытаются придать новое видение утраченным легендарным правительственным брендам – «ЗИЛу», «Чайке», «Руссо-Балту».

«Да, – комментирует Сорокин, – эти проекты выглядят эпатажно и абсолютно нереалистично, даже с учетом современных технологий, благодаря которым их можно было бы воплотить. Но – «рано, несвоевременно, чрезмерно амбициозно». Однако кто знает – а вдруг они тоже опередили наше время и будут по достоинству оценены в будущем? Поэтому очень хорошо, что такие проекты есть – пусть всего лишь в рисунках». 


Читайте также


Три товарища из Казахстана—русский, казах и украинец

Три товарища из Казахстана—русский, казах и украинец

Андрей Выползов

0
573
Свет между мирами, мост между народами

Свет между мирами, мост между народами

Георгий Соловьев

В Подмосковье проходит выставка произведений модернизма из коллекций "Нового Иерусалима" и Нукусского музея

0
1929
КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1620
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1976

Другие новости