Шон Коннери, первый исполнитель роли Джеймса Бонда, вряд ли мог представить, что романы об агенте 007 станут чтивом для воскресной школы. Кадр из фильма «Из России с любовью». 1963
Украинские военные сбрасывают фальшивые деньги на российские позиции с беспилотников, рассказал Дмитрий Рогозин, бывший глава Роскосмоса. Сначала валились с неба тысячные купюры, а теперь рассеивают двухтысячные.
Рогозин также рассказал, что украинцы по ночам с помощью мегафонов призывают российских солдат сдаваться. «Там девушка старается обворожительно-эротическим голосом, как сирена из греческих мифов, вещать: «Вареники уже наварены, пельмени готовы. Переходите на нашу сторону, переходите!».
ДЕНЬГИ С НЕБА
Вообще-то листовки над вражескими окопами разбрасывали и в Первую мировую (ряд ярких примеров в «Похождениях бравого солдата Швейка»). И во Вторую («Бей жида-политрука, морда просит кирпича»). А фальшивыми ассигнациями пытался наводнить Россию еще Наполеон в 1812 году. Украинцы просто соединили два этих метода.
С другой стороны, здесь чувствуется и американское влияние. Понятие «вертолетные деньги» придумал экономист Милтон Фридман. А попытались воплотить его в жизнь сначала власти США, а затем и Евросоюза в ходе недавней ковидной пандемии.
Увядающие экономики западных стран решили оживить бросовыми деньгами – на кого бог пошлет. На короткий срок это дало эффект. Но халявно-вертолетные дожди закончились, и теперь в Америке и в Европе ждут жестокой рецессии.
НЕ ПОЙ, КРАСАВИЦА, ПРИ МНЕ
Что же касается ночных сирен (в хорошем эротическом смысле) – тут можно усмотреть влияние скорее польское. В гербе Варшавы как раз изображена сирена с кривою саблей, щитом и рыбьим хвостом. Считается, что она охраняет жителей города – хотя кто их, русалок, знает.
Этнограф Дмитрий Зеленин пишет, что украинские русалки (мавки, лоскотухи, фараонки) красивы и обольстительны, тогда как великорусские (водяницы, шутовки, лешачихи) откровенно уродливы. И русский крестьянин твердо знал, что русалки – это нечисть из заложных покойников, которые остались без погребения и всячески вредят людям.
Заметим еще, что самая любимая сказка Андерсена на Западе – это «Русалочка». А в России – «Снежная королева».
Так что нас на русалочьи вареники не купишь. А вот выложить из ледышек слово ВЕЧНОСТЬ – это подай сюда. «Я выложу это слово из четырех букв». – «А я из трех». – «Выкладывай».
ПОЛТАВА В МАЙДАН НЕ ВЕРИТ
Из Полтавы пишут. В этом славном городе остро встал вопрос о памятниках Петру Первому и Полтавской битве. Большинство депутатов местного горсовета отказывается сносить монументы, требуя соблюдения законности.
Дело в том, что Петра никак не получается причислить к сонму советских деятелей и снести его истуканы под соусом декоммунизации. Правда, в каком-то украинском городе, кажется, в Броварах, под горячую руку декоммунизировали даже улицу Чарльза Дарвина. Но это не тот случай – в Полтаве не забалуешь.
Полтавские депутаты требуют от Верховной рады ввести истребление монументов в рамки закона. Не хотите Петра – принимайте закон о деколонизации. Украинский министр культуры Александр Ткаченко сетует: «Мы были в Полтаве, а нам местные сторонники Петра Первого говорят: а где законные основания?».
И возмущение министра можно понять. Вон в Одессе недавно снесли памятник Екатерине Второй без всяких оснований. На чистом майданно-революционном правосознании.
АРГУМЕНТЫ ЭСТОНСКОГО ДОКТОРА
Между тем в защиту полтавских памятников вдруг выступил Владимир Вайнгорт, сын полтавского зодчего Льва Вайнгорта и бывший замминистра строительства Эстонии.
Доктор Вайнгорт призывает полтавчан не уродовать свой город. Тем более что одна из тамошних статуй Петра была создана выдающимся эстонским скульптором Амандусом Адамсоном. В военном 1915 году на средства, собранные выпускниками Полтавского кадетского корпуса. Практически на народные денежки.
К тому же работники музея Полтавской битвы героически спасали памятник Петру во время гитлеровской оккупации. И дважды тушили здание самого музея, подожженное нацистами. «Их поймали после третьего поджога и самих бросили в огонь. Есть жуткая фотография обгоревших тел», – пишет доктор Вайнгорт.
А колонна Славы с золотым орлом на вершине, часть монумента Полтавской битвы, – это давний символ города. Вдобавок это памятник европейского значения, созданный французом Тома де Томоном. Тем самым, который проектировал здание Биржи и стрелку Васильевского острова с ростральными колоннами в Петербурге.
ФАВОРИТЫ ЛУНЫ
Простодушный эстонский доктор, должно быть, думает, что эстетика выше этики, не говоря уж об идеологических поветриях. А героическое прошлое чего-нибудь да стоит. «Ну, во-первых, это красиво».
Что эстетика выше этики – тут я готов согласиться. Хотя бы потому, что моральные нормы меняются каждые десять лет, а произведения искусства со временем только растут в цене. Но и это правило – насчет эстетики и этики – трактовать можно по-разному.
Скажем, в фильме Отара Иоселиани «Фавориты Луны» (1984) два старичка – божьих одуванчика взрывают памятник в парижском квартале, потому что он оскорбляет их эстетическое чувство. Правда, это памятник полицейскому, а старичков, вероятно, объединяет криминальное прошлое (точно мы этого не знаем). Но фильм такой эстетский, что и этот монумент воспринимается просто как занятный артефакт.
Вот и украинские борцы с памятниками могут заявить: а у нас такие эстетические критерии. Очень мы любим лунные пейзажи – чтобы все было ровненько. Грозились же недавно в Киеве сровнять с землей все новые дома, построенные Россией в Мариуполе.
Кстати, в эстонском городке Синимяэ недавно взорвали памятник 20-й дивизии Ваффен-СС. Укомплектованной эстонскими нацистами, которые ныне почитаются как национальные герои.
Взрыв прогремел в 3 часа утра. Следов на видеокамерах разрушители не оставили. Должно быть, луна в Эстонии в ту ночь светила тускло.
ЗАИКИ НА БУКВУ «У»
Глава Чечни Рамзан Кадыров давеча предложил продемонстрировать на территориях стран западной коалиции последствия заражения обедненным ураном.
«Великобритания чуть ли не хвастается тем, что планирует предоставить Украине снаряды с обедненным ураном. Успели даже успокоить всех: мол, это не радиоактивный уран... Считаю, что враждебные к России страны даже заикаться на букву «у» не должны. Один раз продемонстрировать Западу на их же территориях последствия уранового заражения, и желание рассуждать на эту тему отпадет само собой».
Вообще-то заикание вполне может быть следствием испуга. А о лечении заикания испугом я что-то не слыхал. Разве что по принципу «клин клином вышибают».
Но в любом случае западным политикам, которые начнут заикаться по методу Кадырова, не позавидуешь. Даже название У-у-украина им придется в речи тщательно обходить. А там, глядишь, и сама тема выйдет из обращения.
БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК
А вот генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси считает, что снаряды с обедненным ураном не страшны.
Во время очередного визита на Запорожскую АЭС Гросси заявил, что вопрос использования таких вооружений изучался в МАГАТЭ довольно долго. «Это вооружение не несет радиологической опасности. Но в любом случае этот вопрос не касается той работы, которую мы выполняем здесь».
Что-то мне это напоминает. Ну да, конечно: «Лучшие времена скоро наступят, – сказал Остап. – Впрочем, к беспризорным детям, которых я в настоящий момент представляю, это не относится».
Кто-кто, а глава МАГАТЭ вполне овладел искусством не заикаться о том, о чем следует молчать. Конечно, обедненный уран не излучает смертельных доз радиации. Но это вовсе не значит, что он безвреден для здоровья. Ртуть тоже не излучает, а попробуйте-ка принять ее внутрь.
У-у-ужасный век, у-у-ужасные сердца.
БЕЗ ОГЛЯДКИ
Президент США Джозеф Байден недавно, встречаясь с американскими пожарными, рассказал о перенесенной им когда-то операции. «Я вернулся из поездки, в которой был пару дней. У меня были ужасные головные боли. Диагнозом стал… В общем, им пришлось пару раз снять верх моей головы, чтобы посмотреть, есть ли у меня мозг», – сказал президент.
Дело было в 1988 году, когда Байден был еще бодрым сенатором сорока с лишним лет. Ему понадобилась срочная операция из-за аневризмы. Но из-за скверной погоды он не мог попасть в больницу даже специальным авиабортом. В итоге его доставила в госпиталь пожарная служба. Операция спасла ему жизнь.
Чувство юмора Байдена, который не стесняется вышучивать свои увядающие ментальные способности, делает ему честь. Но при этом непонятно, почему крышку черепной коробки пришлось снимать дважды. Неужто с первого раза мозга не разглядели?
Но главное в том, что наличие головного мозга для политического лидера совсем не обязательно. А иногда и вредно.
Еще раз напомню басню этолога Конрада Лоренца. Гольян без переднего мозга выглядит, ест и плавает, как нормальный. Но ему безразлично, если никто не следует за ним, когда он выплывает из стаи. У него отсутствует «оглядка» нормальной рыбы, которая всегда обращает внимание на товарищей по стае. Гольяну без переднего мозга это было безразлично; он решительно плыл куда хотел – и вся стая плыла следом. Так гольян-калека как раз в силу своего дефекта сделался фюрером.
А мы еще сокрушаемся, почему это европейские лидеры вроде Макрона и Шольца такие мямли несамостоятельные. То Байдену в рот смотрят, то Зеленскому, то товарищу Си.
Радоваться надо.
ПОЛЮБИТЕ НАС ЧЕРНЕНЬКИМИ
Издательский дом Ian Fleming Publications, обладатель прав на романы об агенте 007, решил отредактировать книги Флеминга по лекалам новейшей западной этики.
Из романов о Джеймсе Бонде изъят «расистский контент». Удалены «пренебрежительные упоминания о неграх», а само это слово всюду заменено на «черный человек».
В романе «Живи и дай умереть» (1954) об африканцах говорилось: «Это были довольно законопослушные ребята, пока не нажрутся». В новой редакции получилось: «Это были довольно законопослушные ребята».
Правда, монголоидам повезло меньше. «Из книг не стали убирать насмешливые фразы в адрес выходцев из Восточной Азии, в том числе в адрес корейца Одджобы, приспешника злодея Голдфингера».
Издательство поясняет: «Эти книги были написаны, когда термины и взгляды, которые могут показаться нынешнему читателю оскорбительными, были обычным делом». Интересно, а Библию они переписывать не пробовали?
Джеймс Бонд, конечно, не Каин, не Авель и не пророк Моисей. Но все-таки классический герой, всемирно известный. По нашим меркам, агент 007 – это помесь штандартенфюрера Штирлица и поручика Ржевского.
Что ж, давайте попробуем из Ржевского вычесть его неутомимую похоть (глупость можно оставить, она новой этикой даже приветствуется). А из Штирлица – тайный патриотизм, русскую душу и советскую идейную закалку.
Представьте себе Ржевского, который вместо грязных домогательств начинает ухаживать за девицами по всем правилам. И на всякой соблазненной дуре норовит жениться.
Или вообразите Штирлица, который вместо тайного безмолвного свидания с женой в кафе «Элефант» отправляется на толерантную гей-вечеринку к Шелленбергу.
В ОЖИДАНИИ ИХТИАНДРА
Йена Флеминга большим писателем назвать трудно. Он вроде нашего фантаста Александра Беляева: слог вполне бульварный, но за ним кроется умение создавать героев, обновлять архетипы и проблематизировать модные поветрия.
Перечитывать Беляева в здравом уме и зрелом возрасте никто не будет. Но его образы врезываются в память раз и навсегда. Человек-рыба. Голова профессора (без малого искусственный интеллект). Продавец воздуха. Человек, потерявший лицо. И целый выводок безумных ученых – злых волшебников.
Но вот национального героя типа агента 007 или шевалье д’Артаньяна Беляев выдумать не успел. Хотя с некоторой натяжкой им можно считать Ихтиандра, который после экранизации «Человека-амфибии» тоже превратился в героя анекдотов.
Этот герой реализует наше пристрастие не к зеркалу морей, как у просвещенных мореплавателей британцев, а к морским пучинам. Или глубинам. Выраженным в поговорке «концы в воду».
То-то на Западе так боятся наших «Посейдонов» – ждут ответочки за «Северные потоки».