0
4332
Газета Реалии Интернет-версия

20.04.2023 20:35:00

Два музыкальных хита государственного значения

Исполнилось 140 лет со дня рождения генерала Александра Александрова

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: личность, ссср, армия, культура, музыка, александр александров, юбилей


личность, ссср, армия, культура, музыка, александр александров, юбилей Автор песни «Священная война» и гимнов Советского Союза и Российской Федерации композитор генерал-майор Александр Александров. Фото Вайно Каннисто

Создателя знаменитого Ансамбля песни и пляски Российской армии генерал-майора Александра Васильевича Александрова считают глыбой в музыкальной культуре. Он создал невиданный ранее по уровню мастерства и творческого разнообразия коллектив, который сразу полюбила вся огромная страна. Во время войны ансамбль провел 1500 концертов перед фронтовиками, поднимая их боевой дух.

ПРОФЕССОР КОНСЕРВАТОРИИ

Уроженец Рязанщины утвердился как блестящий профессионал в музыке еще в царской России. Александров получил известность как один из талантливейших выпускников Московской консерватории. Высшее музыкальное образование по специальности «пение» подкреплялось абсолютным слухом. Такое же образование было получено по специальности «композиция». Кроме того, он быстро снискал славу музыкального педагога.

Биографы Александрова при освещении советского периода его жизни непременно обращают внимание на такое обстоятельство. Весь этот период непрерывно связан с его родной консерваторией. Студенты Московской консерватории с огромным удовольствием посещали его занятия по сольфеджио, полифонии, дирижерскому и хоровому мастерству. Профессор Александров работал здесь заведующим хоровой кафедрой и деканом дирижерско-хорового факультета.

Именно благодаря профессору Московской консерватории началась история Детского ансамбля песни и танца им. Локтева, Ансамбля красноармейской песни при ЦДКА им. Фрунзе. Последний – особое детище Александрова. Он генетически связан с ныне действующим Академическим дважды Краснознаменным ордена Красной Звезды ансамблем песни и пляски Российской армии им. Александрова.

АНСАМБЛЬ АЛЕКСАНДРОВА

Он создал этот ансамбль и руководил им до последнего дня своей жизни – до 8 июля 1946 года. Благодаря своему начальнику, художественному руководителю и главному дирижеру в одном лице ансамбль быстро приобрел колоссальную популярность. Он демонстрировал высочайшее исполнительское мастерство на самых разных концертах как в своем Отечестве, так и за его пределами.

Особо следует выделить 1500 концертов перед красноармейцами в годы Великой Отечественной. Они нередко проходили в опасной близости от линии фронта. Но бойцы их ждали, и артисты выступали, несмотря ни на что. Уже тогда активно организовывались выступления на радио, было записано множество пластинок.

Журналист Сергей Уваров пишет: «Случались и концерты по заявкам, в том числе в весьма необычных условиях. Однажды командир артиллерийской части, где только что выступала одна из фронтовых групп ансамбля, попросил артистов повторить свои песни для тех солдат, которые прямо в этот момент дежурят на батареях, следя за врагом… Офицер по очереди вызывал одну батарею за другой и говорил дежурным солдатам, что сейчас артисты ансамбля споют для них любимые песни – по телефону. Солдаты озвучивали свои заявки, и артисты их тут же исполняли. Этот уникальный концерт продолжался до поздней ночи».

Именно с ансамблем Александрова связан революционный прорыв в советском хоровом искусстве. В России не было такой разновидности пения, которую он не испытал на практике. Каждая из подобных разновидностей пустила глубокие корни, превратилась в традиционную манеру исполнения.

Выйдя из народных глубин, начальник ансамбля проходил свои первые вокальные опыты на уровне бытового пения. Следующим был опыт церковного пения. Этот опыт продолжался много лет. Здесь был пройден путь от певчего в церкви в Казанском соборе до главного регента Русской православной церкви. В стенах Московской консерватории осваивалось камерное, оперное пение. К тому же ансамбль никак не мог уклониться от традиций солдатского пения, и Александров постоянно брал их в расчет.

Все перечисленные традиции были синтезированы таким образом, что в системе международных музыкальных координат ансамбль представал как визитная карточка советского хорового искусства. Солисты ансамбля, народные и заслуженные артисты СССР и России всегда отзывались об Александре Васильевиче как о замечательном педагоге, оказавшем решающее влияние на их творческий рост.

Неизменно безупречным было инструментальное сопровождение. Полифонический хор по самым высоким меркам исполнял разнообразные вещи в условиях поливариантного использования инструментов – как симфонических, так и народных. Не отставали и артисты балета, задававшие планку в советской военной хореографии. Их отличное взаимодействие с музыкантами, виртуозно игравшими на указанных инструментах, также следует поставить в заслугу Александрову.

Поэт Амирам Григоров писал: «Александрова считают идеалом руководителя. В те годы, пожалуй, это был лучший хормейстер страны. Но дело даже не в этом: он никого не запугивал, не устраивал показательных, в духе времени, «порок» на собраниях, был добрым, но требовательным, и пользовался всеобщей любовью. Порой у него на репетициях вырывались старорежимные словечки, что только придавало ему шарма. Не будучи солдафоном, Александр Васильевич смог воспитать в себе и передать подопечным военную самоотверженность, трудолюбие и дисциплину – в соединении, чисто по-александровски, с высоким служением искусству».

КОМПОЗИТОР ДЕРЖАВНОГО РАНГА

Александров был одинаково успешен и при сочинении оригинальных авторских опусов, и при обработке и аранжировке народных песен. Многие произведения народного артиста СССР, кавалера четырех орденов, дважды лауреата Сталинской премии I степени генерал-майора Александрова исполняются до сих пор.

Среди них концерт для хора в четырех частях. Поэма «Христос воскресе» для хора, оркестра, органа и солистов. Соната для скрипки и фортепиано. Симфоническая поэма «Смерть и жизнь». Опера «Русалка». Симфония в 3 частях. «Поэма об Украине». Песни «Священная война» и «25 лет РККА» («Несокрушимая и легендарная»).

Часто поются и народные песни, которые он обрабатывал. Здесь безусловные лидеры – «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге».

Но и на этом фоне выделяются два самых известных произведения Александрова – как теперь говорят, хита. Авторству Александрова принадлежат гимн советского, а потом и современного российского государства, а также знаменитая песня «Священная война».

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

Рассказ о написании музыки к этой песне начнем с широко известного факта. На третий день Великой Отечественной войны был впервые опубликован текст будущей песни. Патриотическое стихотворение известного советского поэта-песенника Василия Лебедева-Кумача поместили на свои первые полосы выходившие миллионными тиражами газеты «Известия» и «Красная звезда».

Как только Александров прочитал строки Лебедева-Кумача, у него появилось желание положить их на музыку. Это было сделано в фантастически короткие сроки.

В сложившейся экстремальной ситуации невозможно было тратить время на печатания слов и нот. Все появилось на доске. Маэстро аккуратно вывел мелом слова и ноты. Певцы и музыканты явились со своими тетрадями. Так прошла первая репетиция.

На следующий день, 26 июня 1941 года, состоялось первое исполнение песни на Белорусском вокзале. «Священную войну» исполнили пять раз подряд.

Песню подхватывали мобилизованные бойцы, ее запоминали с первого раза. Казалось, что она молниеносно распространяется по всей территории Советского Союза, заражает народ праведным гневом и решимостью остановить захватчика.

Специально отметим, что здесь присутствовала только часть подопечных Александра Васильевича. Остальные были уже на фронте. Указанное событие увековечено на Белорусском вокзале. В честь исполнения песни 26 июня 1941 года установлена мемориальная доска.

С начала первой военной осени до победного мая 45-го «Священную войну» можно было услышать каждый день по всесоюзному радио. Песня сыграла огромную роль в поддержании высокого боевого духа советских воинов.

Долгое время никто не ставил под сомнение тот факт, что именно Александров написал эту музыку. Однако доктор искусствоведения Евгений Левашев перевернул все с ног на голову. Он приписывал авторство первоначальной мелодии Александру Боде и категорически утверждал, что Александров в данном случае выполнил лишь роль профессионального аранжировщика и не более того.

Однако оппоненты посоветовали почтенному музыковеду обратиться к «Песне о Климе Ворошилове». Эта мелодия была написана Александровым за три года до начала Великой Отечественной. Именно в ней хорошо прослушивается прообраз «Священной войны».

«ГИМН ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ»

А теперь – о гимне. Летом 1943 года начала свою работу правительственная комиссия по созданию гимна СССР. Ее возглавлял Климент Ворошилов.

Был объявлен открытый конкурс. Прослушивания в Бетховенском зале Большого театра продолжались до 16 ноября 1943 года, когда в последний тур вышли три варианта музыки: «Гимн партии большевиков» Александра Александрова, совместное сочинение Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна и сочинение грузинского композитора Ионы Туския.

14 декабря 1943 года датировано постановление Политбюро ЦК ВКП(б), где был утвержден вариант композитора Александра Александрова и поэтов Сергея Михалкова и Гарольда Эль-Регистана.

Сергей Михалков вспоминал: «30 декабря 1943 года в Большом театре торжественно отмечалось утверждение гимна Советского Союза, и на банкете Сталин сказал, обращаясь к Шостаковичу: «Ваша музыка звучит очень мелодично, но что поделать, гимн Александрова более подходит по своему торжественному звучанию. Это – гимн могучей страны, в нем отражена мощь государства и вера в нашу победу».

В «Гимн партии большевиков» уходят своими корнями две редакции гимна СССР и нынешний гимн Российской Федерации. Три варианта слов отражают существенную разницу в идеологии – а музыкальная основа одна. И звучит эта музыка всякий раз и во все эпохи естественно и органично.

Тут стоит поразмышлять, что тому причиной: соответствие народному мелосу, универсальный пафос широты и величия, глубокое понимание и удачная трактовка жанрового задания.

Сам Александров писал: «Мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического русского былинного распева. Хотелось, чтобы гимн был другом и вдохновителем человека-гражданина». Так оно и вышло.

ТРАГИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ

Следует сказать, что дело отца продолжал сын Александра Васильевича – Борис Александрович Александров. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, доцент Московской консерватории, генерал-майор. Он в течение 41 года руководил Академическим дважды Краснознаменным ордена Красной Звезды ансамблем песни и пляски Советской армии имени своего отца. И позднее прославленным коллективом руководили яркие личности.

К сожалению, не так давно ансамблю пришлось пережить трагедию. 64 участника ансамбля погибли в авиационной катастрофе, произошедшей в ночь на 25 декабря 2016 года. Среди погибших был Валерий Михайлович Халилов, директор и художественный руководитель ансамбля, народный артист РФ, генерал-лейтенант.

С февраля 2017 года началось возрождение ансамбля. С этого момента по настоящее время начальником и художественным руководителем ансамбля является полковник Геннадий Ксенофонтович Саченюк, заслуженный артист РФ. 

Брест


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2207
Лицею посвящается

Лицею посвящается

Корнелия Орлова

В Центральном доме литераторов прозвучали отрывки из опер «Полтава» и «Евгений Онегин»

0
1736
В Красноярске проходит фестиваль искусств «Хворостовский»

В Красноярске проходит фестиваль искусств «Хворостовский»

Виктор Александров

0
3894
Филипп Чижевский представил необычный вариант моцартовской «Волшебной флейты»

Филипп Чижевский представил необычный вариант моцартовской «Волшебной флейты»

Александр Матусевич

0
3188

Другие новости