В.Е. Снапковский. Союзные республики и советская дипломатия: из истории борьбы СССР за первоначальное членство УССР и БССР в ООН (1943–1945 гг.). – Минск: Право и экономика, 2022. – 366 с. |
Целью монографии является освещение событий дипломатической истории Второй мировой войны, связанных с проблемой международного представительства и первоначального членства республик СССР в ООН. Автор констатирует имеющийся в белорусской и зарубежной научной литературе пробел в этой области и направляет свои усилия на его заполнение.
Автор успешно справился с поставленными задачами и представил как широкому кругу читателей, так и специалистам в достаточно узкой области интересное и содержательное исследование того, как две союзные республики СССР вошли в число государств – учредителей Организации Объединенных Наций. Оригинально и убедительно показано стремление Кремля решить проблему «множественного представительства союзных республик на международной арене».
Первая попытка решения этой проблемы была предпринята в 1943 году, когда правительство СССР поставило вопрос о членстве семи западных союзных республик в Комиссии Объединенных Наций по военным преступлениям. Великобритания и США выступили против советского предложения, считая, что республики не имеют внешнеполитических полномочий. Перед советским руководством встала дилемма: либо ничего не менять в законодательстве и тем самым обречь на безрезультатность переговорный процесс, либо пойти на конституционную реформу, которая снимет вопросы, поставленные союзниками. Сталин выбрал второе решение.
На международной конференции в пригороде Вашингтона Думбартон-Оксе (август–октябрь 1944-го) СССР попытался реализовать программу-максимум, изложенную в заявлении главы советской делегации Андрея Громыко от 28 августа: членство для всех 16 (на тот момент) субъектов советской федерации. Но когда англосаксы выступили против, советское руководство изменило свои планы и сократило число предлагаемых в состав международной организации республик.
На Ялтинской конференции (февраль 1945-го) Иосиф Сталин предложил включить в число учредителей будущей организации Украину, Беларусь и Литву. Союзники были против вхождения Литвы в ООН, не признавая ее включения в состав СССР в 1940 году. Тогда Москва распространила свое предложение только на Беларусь и Украину. Аргументируя новое предложение, нарком иностранных дел Вячеслав Молотов сказал, что эти республики понесли наибольшие жертвы в войне и были первыми территориями, подвергшимися немецкому вторжению.
Советское предложение поддержали, хотя и без большого энтузиазма, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Американский президент, считая свою страну ущемленной в количестве голосов в международной организации, обратился к Черчиллю и Сталину с просьбой предоставить и США два дополнительных голоса. Руководители Великобритании и СССР незамедлительно поддержали эту просьбу. «В итоге решение, принятое Крымской конференцией, предусматривало поддержку США и Великобританией предложения СССР о первоначальном членстве в международной организации Украинской ССР и Белорусской ССР на учредительной конференции ООН в Сан-Франциско».
Владимир Снапковский выступает в монографии историком дипломатии и международных отношений, правоведом-международником, политологом и социальным психологом, сравнивая политику и дипломатию трех великих держав, выступавших союзниками в войне. Это особенно ярко выделяется при анализе различных взглядов руководства трех государств на толкование принятых в Ялте договоренностей.
В монографии показано, как Сталин, Молотов и Громыко направляли колоссальную энергию, чтобы решения Сан-Францисской конференции отвечали интересам Кремля. В этот сценарий органически вписывались «две главные задачи, связанные с обеспечением прав Украины и Беларуси на первоначальное членство в ООН: добиться одобрения своего предложения об их включении в число инициаторов этой организации, а также реализовать идею о приглашении двух республик для участия в работе конференции». Финальная точка была поставлена на начальной фазе Сан-Францисской конференции. 27 и 30 апреля 1945 года конференция приняла исторические решения о включении БССР и УССР в состав первоначальных членов организации и приглашении их делегаций для участия в конференции.
В «Заключении» автор делает следующие выводы.
1. Советские республики не были инициаторами постановки вопроса о своем членстве в Международной организации безопасности, как и в целом предложения о предоставлении им внешнеполитических полномочий. В условиях сталинского режима руководители республик не могли отважиться на выдвижение перед центром столь смелых задач.
2. В допуске республик в новую международную организацию было заинтересовано прежде всего советское руководство, стремившееся обеспечить себе международную поддержку и дополнительные голоса в их лице.
3. Включение БССР и УССР в число государств – учредителей ООН отвечало национальным интересам белорусского и украинского народов.
Монография содержит документы (архивные и опубликованные) по проблеме международного представительства союзных республик. Подборка источников из 105 единиц иллюстрирует внешнюю политику СССР, США, Великобритании и других государств. А также внешнеполитическую деятельность и международное положение БССР, УССР и других союзных республик.
Представленные документы, значительная часть которых впервые вводится в научно-образовательный оборот, отражают трудный, но в конечном счете успешный путь двух советских союзных республик в ООН. Документальные источники вместе с аналитическим освещением событий и процессов составляют единый комплекс историко-дипломатического исследования проблемы международного представительства союзных республик в завершающий период Второй мировой войны.
Брест