0
4091
Газета Реалии Интернет-версия

06.07.2023 20:31:00

От линии Маннергейма до Саур-Могилы

Три книги о необыкновенном упорстве

Тэги: книжная полка, история, литература, великая отечественная война


24-14-1480.jpg
Сергей Безуглов. Авиация РККА
в Зимней войне. Опыт боевых
действий советских ВВС
накануне Великой Отечественной
войны. 1939–1940 гг. М.,
Центрполиграф, 2023. – 286 с.
(Серия «Военная
авиация ХХ века»)
Три рецензируемые книги по военной истории выпущены неутомимым, хотя и несколько всеядным московским издательством. Книжки эти сами собой выстроились по хронологии, по средам и ландшафтам (воздух – море и горы – степи) и по стратегическим особенностям (наступление – оборона – наступление).

ПРОЛОГ В ВОЗДУХЕ. КАРЕЛИЯ И ФИНЛЯНДИЯ

Книга Сергея Безуглова написана на основе кандидатской диссертации, чего, в общем, автор и не скрывает. Она имеет традиционную для диссертации композицию (введение – три главы – заключение) и придерживается солидного наукообразного изложения.

Здесь не стоит искать ярких описаний воздушных боев или публицистических рассуждений о причине неготовности РККА к Зимней кампании. Но научная корректность и сухость повествования имеют свои несомненные достоинства. Главное же достоинство книги в том, что она предоставляет весьма достаточный объем сведений по избранной теме – а далеко идущие выводы читатель может сделать сам.

Нельзя сказать, что советские ВВС были совсем не готовы к советско-финляндской войне. На всех трех ее этапах они имели подавляющее превосходство в воздухе.

На 1 сентября 1939 года в финских ВВС числилось 388 самолетов, из них 73 учебных. В ходе войны Финляндия получила из-за границы еще около 300 самолетов. У финнов было 360–400 строевых летчиков, 120–140 летчиков запаса, 200–240 летчиков-наблюдателей и штурманов. В ходе войны на помощь им прибыло до 120 летчиков из разных стран. Финляндия располагала пятью авиационными полками, двумя отдельными эскадрильями, двумя полками ПВО, военно-воздушной школой и школой морской авиации. На вооружении состояли самолеты 13 типов, основными типами истребителей были «Фоккер Д-21», «Глостер Гладиатор» и «Бристоль Бульдог». Но у финнов не было тяжелых бомбардировщиков, а количество средних было ограниченным.

ВВС РККА к началу войны располагали 1412 самолетами Ленинградского военного округа, из них 484 были тяжелыми, дальними или скоростными бомбардировщиками. То есть советское превосходство в воздухе поначалу было по крайней мере трехкратным.

В ходе боевых действий советская авиационная группировка непрерывно пополнялась. К 30 ноября против Финляндии действовали 28 авиационных полков из разных военных округов. А на 13 марта 1940 года, то есть к концу войны, было развернуто уже 55 авиаполков (39 бомбардировочных и 16 истребительных). По количеству истребителей советские ВВС превосходили противника в 12, а по бомбардировщикам – в 10 раз.

«Основу парка ВВС РККА к началу войны составляли серийные самолеты бомбардировочной, истребительной и разведывательной авиации (ТБ-3, ДБ-3, СБ, Р-5, Р-Зет, ССС, И-15, И-153, И-16). Они являлись самолетами второго поколения и не в полной мере отвечали требованиям, предъявляемым на рубеже 30-х и 40-х годов к авиационной технике, особенно при эксплуатации ее в условиях сурового климата», – отмечает автор. С другой стороны, «все истребители ВВС РККА, за исключением И-15, имели преимущество перед финскими самолетами в маневренности, огне и скорости. Исключение составлял английский бомбардировщик «Бристоль Бленхейм», состоявший на вооружении финских ВВС. Высокая скорость этого самолета затрудняла его перехват и преследование нашими истребителями».

При этом наша авиация столкнулась с огромными трудностями. Из 2272 экипажей боевой авиации Ленинградского округа только 89 летчиков (3,9%) имели опыт военных действий. 256 летчиков имели низкий уровень подготовки, их пришлось отправить на доучивание. Очень немногие были способны выполнять ночные полеты. Лишь в феврале в состав 38-го истребительного полка (он базировался в Эстонии) прибыли 16 летчиков – участников боев на реке Халхин-Гол. Тогда же 33-й скоростной бомбардировочный авиаполк был усилен эскадрильей, переброшенной из Монголии, летчики которой были отлично подготовлены.

Снабжение авиационных частей было затруднено из-за бездорожья. Не хватало аэродромов – позднее эту проблему частично преодолели путем строительства ледовых аэродромов на местных озерах, но отсутствие подъездных путей продолжало сказываться. Остро ощущалась нехватка автотранспорта для подвоза боеприпасов, топлива и продовольствия.

Метеоусловия были крайне неблагоприятными. В декабре и январе авиация могла активно выполнять боевые задачи только шесть дней (10% времени). В распоряжении ВВС 14-й армии, действовавшей за полярным кругом, вообще было лишь два-три часа сумеречного времени в день.

Перепады температуры и высокая влажность приводили к обледенению самолетов. Обслуживание авиатехники зимой, необыкновенно суровой даже для этих мест, изнуряло техников, готовивших самолеты к вылету. «Свирепствовали сильные морозы – до 45–50 градусов Цельсия, с частыми метелями и буранами». Понятно, мороз – он для всех мороз. Но авиаторы с их сложной техникой были уязвимы более других.

В ходе боевых действий планирование стало более качественным, пишет автор. Взаимодействие авиации с артиллерией, пехотой и танками также улучшилось. Эти тезисы подкрепляются примерами действий отдельных авиачастей. Приводятся цифры по общему налету и общему тоннажу сброшенных бомб. Даже если бомбометание велось по площадям, а не по конкретным целям, эффект от него был значительным. «Местность в укрепрайонах противника напоминала лунный ландшафт».

В итоге ВВС РККА внесли значительный вклад в разгром противника – в частности, в прорыв укреплений линии Маннергейма. 54 авиатора стали Героями Советского Союза.

Но от краткого и нестерпимо банального вывода все же трудно удержаться. Зимняя война с Финляндией в очередной раз повторила привычный алгоритм. Почти ко всякой войне наша армия оказывается не вполне готова. Но страшные трудности начального периода затем успешно преодолеваются: сначала числом бойцов и объемом вооружений, а затем и умением, приобретенным в боях. И дело тут, видимо, уже не в военных доблестях, а в национальном характере.

24-14-2480.jpg
Илья Киселев. Армия и флот
в битве за Кавказ. Совместные
операции на Черноморском
побережье. 1942–1943 гг. М.,
Центрполиграф, 2022. – 191 с.
(Серия «На линии фронта.
Правда о войне»)
ПРЕСЛОВУТАЯ МАЛАЯ ЗЕМЛЯ. БИТВА ЗА КАВКАЗ

Битва за Кавказ, сообщает Илья Киселев, стала одним из самых продолжительных и масштабных сражений Великой Отечественной. «В массовом сознании битва за Кавказ – по-прежнему борьба за нефтеносные районы и перевалы Кавказского хребта. И все же наряду с ними ареной ожесточенного противостояния стало азово-черноморское побережье. И здесь оно длилось существенно дольше, чем в горах Большого Кавказа, на Грозненском или Майкопском направлении… На самом южном участке советско-германского фронта именно Кавказ стал тем рубежом, где ход войны повернул вспять и необратимо двинулся на запад».

Задача книги – «рассмотреть совместные операции советских войск и ВМФ в период битвы за Кавказ». Театр – Краснодарский край, юг Ростовской области и прилегающие акватории Черного и Азовского морей.

Эти операции до сих пор описывались не вполне удовлетворительно, считает автор. Одна причина особенно любопытна. «В битве за Кавказ принимали личное участие Л.И. Брежнев и ряд других руководителей Советского государства эпохи развитого социализма» (имеется в виду знаменитый когда-то плацдарм «Малая земля»). Это привлекло усиленное внимание к оной битве – что, конечно, хорошо. Но обратной стороной «стала мифологизация всего, что связано с новороссийским противостоянием... Когда же в конце 1980-х политическая ситуация изменилась, то под сомнение были поставлены значение борьбы за Новороссийск и всех операций на кавказских берегах Черного и Азовского морей». Что, разумеется, плохо. Хотя историки всегда зависели от политической конъюнктуры – и наше время не исключение.

Наступление врага на Кубань встретил Северо-Кавказский фронт под командованием маршала Буденного. Полководческие его способности в Великой Отечественной часто ставятся под сомнение. Но Буденный обладал опытом сражений в этих местах во время Гражданской, напоминает автор. И в неудачах лета 1942-го старый кавалерист виноват не вполне. Буденный предлагал не обороняться на равнине, а отвести войска к Главному Кавказскому хребту и за реку Терек и там уже принять бой. Но Ставка настояла на подготовке контрудара, который так и не состоялся. Буденного сняли с должности, и больше ничем в действующей армии он не командовал. Фронт преобразовали в Черноморскую группу войск и подчинили Закавказскому фронту генерала Тюленева.

Далее рисуется привычная для 1942 года картина. Советская авиация, обороняющая Кавказ, количественно не уступала Люфтваффе – но проигрывала в боевых возможностях самолетов и мастерстве пилотов. Черноморский флот, командующим которым после потери Крыма остался вице-адмирал Октябрьский, численно превосходил силы Кригсмарине. Но действовал он неудачно и большого вклада в оборону не внес. Успешней оказались действия Азовской флотилии под командованием контр-адмирала Горшкова.

Немало внимания уделено боям за Новороссийск. Обороне города придавалось огромное значение, из Ставки даже прилетал Лаврентий Берия. Большая часть города все же была потеряна, но немцы так и не пробились к порту. Правда, потери советских войск в обороне оказались вчетверо больше, чем потери врага в наступлении.

Подробно описываются и бои на Малоземельском плацдарме. Из его защитников каждый третий пропал без вести или погиб. «Сам плацдарм, захваченный десантом и удерживаемый более семи месяцев, стал уникальным явлением в истории Великой Отечественной». Так что автор книги «Малая земля» Леонид Брежнев был в целом прав – даром что мемуары за него писали другие люди.

Битва за Кавказ была неразрывно связана со Сталинградской битвой, замечает автор. От обороны к наступлению советские войска на Кавказе перешли только в 1943-м. Общие потери их в битве за Кавказ оцениваются в 950 тысяч человек.

24-14-3480.jpg
Максим Медведев.
На Ростовском направлении.
Южный фронт в боях на Миусе.
Январь-август 1943 г. М.,
Центрполиграф, 2022. – 191 с.
(Серия «На линии фронта.
Правда о войне»)
КУРГАН В СТЕПИ. БОИ НА РЕКЕ МИУС

Тема книги Максима Медведева – освобождение войсками Южного фронта Ростовской области и части Донбасса. После Сталинградской победы в ходе ряда операций советские войска освободили Ростов. Но немцы закрепились на рубежах по реке Миус и выстроили прочную оборону. Войска Южного фронта не могли прорвать ее почти полгода – до августа 1943-го.

Фронтом командовали генералы Андрей Еременко, Родион Малиновский и Федор Толбухин (все будущие маршалы Советского Союза). Но только Толбухину, и то не с первой попытки, удалось прорвать оборону немецкой группировки «Юг» и 6-й армии вермахта (сформированной вторично после разгрома в Сталинграде). В ходе этого наступления была освобождена южная часть Донбасса, однако бои были тяжелыми и кровавыми.

В боях над Миусом прославились летчики Лидия Литвяк, Захар Хиталишвили, Михаил Смильский, Александр Покрышкин. А капитан Василий Дрыгин в воздушном бою 23 августа сбил вражеский самолет, но затем сам был сбит и ранен в голову, однако дотянул до своих. «Когда я очнулся, то первое, что услышал, были слова бойцов, разглядевших звезду на моей груди: «Какое право имел немец сбивать Героя Советского Союза?»

Прямо связывает те события с сегодняшним днем цитата из письма участника боев за легендарный курган под Горловкой: «Сколько буду жив – никогда не вернусь на Саур-могилу. Ни за какие деньги, ни за какую славу. Мы ее взяли к концу августа лишь потому, что немцы немного дрогнули, одурев от невыносимого смрада. Можете себе представить: август, страшная жара. А на всем склоне кургана и на подступах к нему в три слоя лежат тела наших убитых товарищей. И мы – живые – вынужденные по этим телам ползти, идти и бежать… Я никогда в жизни не видел, не чувствовал ничего более ужасного».

Саур-могилу взяли 17 июля 1943 года, затем отдали немцам и снова взяли после трехдневного штурма 31 августа. Не менее упорными были бои за эту высоту между донецкими ополченцами и ВСУ в 2014 году.







Читайте также


Энергия заблуждения

Энергия заблуждения

Владимир Буев

Встреча с аваторами нон-фикшн Гаянэ Степанян и Еленой Охотниковой

0
1749
3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

Некоторые фразы из книги участники литпроцесса восприняли чуть ли не как оппозиционные

0
4950
3. «Хроники русской революции» оказались самым обсуждаемым проектом года

3. «Хроники русской революции» оказались самым обсуждаемым проектом года

Политические события в сериале Кончаловского были  лишь фоном для любовных и криминальных интриг

0
1757
4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

4. Курс истории стал обязательным для всех учащихся от школы до вуза

Предметы социогуманитарного блока начнут изучать и в инженерно-технических высших учебных заведениях

0
5077