0
5201
Газета Реалии Интернет-версия

20.07.2023 20:31:00

Преступление без наказания

Мятежи в России нередко заканчиваются самым странным образом

Аркадий Вырвало

Об авторе: Аркадий Фомич Вырвало – журналист, литератор.

Тэги: параллели, россия, мятежи, пригожин, руцкой, хасбулатов, корнилов


26-14-1480.jpg
Мятеж генерала Лавра Корнилова начался
в стиле «Вагнера», а закончился
в стиле ГКЧП. Фото из книги
Сергея Мельгунова «Мартовские дни
1917 года»,  М.: Вече, 2006
Эти заметки мы сдобрим сентенциями профессора Выбегаллы, героя сочинений братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке». А почему комментатором выбран именно этот хам и демагог – разъясним в конце, для вящей интриги. Хотя самые нетерпеливые могут сразу заглянуть в конец, а середину не читать. Давайте, заглядывайте, а то сами себя задерживаете.

ЧТО ЭТО БЫЛО

24 июня, на второй день мятежа Пригожина (это название, похоже, уже закрепилось), президент Путин в телеобращении к народу назвал это выступление «предательством», «изменой» и «ударом в спину». И пообещал, что все, кто встал на путь мятежа, «понесут неминуемое наказание».

Правда, имя Евгения Пригожина и название группы «Вагнер» в речи президента не прозвучали. Что потом дало повод для всяческих кривотолков. Ну, вы знаете этот сорт экспертов, которые любят толковать каждое телодвижение государственных мужей как им заблагорассудится. «Ля вибрасьен са моле гош этюн гранд синь» («Дрожание его левой икры есть великий признак»), как говорил профессор В. на своем неповторимом «французском диалекте».

Вечером того же дня Евгений Пригожин заявил, что прекращает свой поход на Москву во избежание кровопролития. И вскоре пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что уголовное дело в отношении Пригожина будет прекращено, а сам главный мятежник «уйдет в Белоруссию». Бойцов-«музыкантов» также преследовать не будут, принимая во внимание их боевые заслуги.

Профессор В. и тут не затруднился бы с комментарием: «Се шарман илья кель кешоз ди си мелоде» («Это прелестно, в этом есть нечто мелодичное»).

Позднее выяснилось, что президент Путин 29 июня встречался с Пригожиным и тремя десятками командиров «Вагнера» в Кремле и беседовал об их будущности. Президент, по словам Пескова, выслушал объяснения вагнеровцев и предложил им «дальнейшие варианты трудоустройства и боевого применения». Вагнеровцы же заверили, что остаются убежденными сторонниками и верными солдатами главы государства и Верховного главнокомандующего.

Итак, Евгений Пригожин, похоже, больше не считается изменником и мятежником. Он даже сохранил высокие звания Героя России, Героя ДНР и Героя ЛНР. И арестованные было миллиарды ему вернули. Так что он по-прежнему «шевалье сан пер э сан репрош» («рыцарь без страха и упрека»). Хотя в прессе и на ТВ его порою троллят. Но он сам изрядно потроллил всех на свете – как аукнется, так и отликнется.

Вагнеровцы также остаются беззаветными героями. И, похоже, высшее руководство и дальше собирается использовать их для решения боевых и военно-политических задач. Не в Новороссии, так в Белоруссии. Не на Украине, так в Азии, Африке и Латинской Америке. «Он ву демандера канд он ура безуан де ву» («Когда будет нужно, вас позовут»).

Слова «мятеж» и «измена» на самом высоком уровне больше не произносятся. Но тема неминуемого наказания как-то повисла в воздухе.

ЛУНА, ВОЙНА И КУХНЯ

Известный барон Мюнхгаузен, ротмистр русской службы, рассказывал о своем втором путешествии на Луну:

«Лунные жители вырастают прямо на деревьях… На ветвях растут огромные орехи с необыкновенно крепкой скорлупой. Когда орехи созревают, их осторожно снимают с деревьев и кладут на хранение в погреб.

Чуть только царю Луны понадобятся новые люди, он приказывает бросить эти орехи в кипящую воду. Через час орехи лопаются, и из них выскакивают совсем готовые лунные люди. Этим людям не приходится учиться. Они сразу рождаются взрослыми и уже знают свое ремесло. Из одного ореха выскакивает трубочист, из другого шарманщик, из третьего мороженщик, из четвертого солдат, из пятого повар, из шестого портной.

И каждый немедленно принимается за дело. Трубочист взбирается на крышу, шарманщик начинает играть, мороженщик кричит: «Горячее мороженое!» (потому что на Луне лед горячее огня), повар бежит на кухню, а солдат стреляет в неприятеля.

Состарившись, лунные люди не умирают, но тают в воздухе, как дым или пар...

Голову свою они носят под мышкой и, отправляясь в путешествие, оставляют ее дома, чтобы она не испортилась в дороге».

Ах, как было бы хорошо, кабы каждый занимался своим делом. Повар заведовал кухней, музыканты наигрывали мелодии, а бойцы стреляли в неприятеля.

К сожалению, есть еще такое понятие, как политическая кухня. И «музыканты» порой мечтают пленять не уши, а умы: у нас-де запляшут лес и горы. И солдатам на отдыхе и переформировании лезут в голову всякие ненужные мысли.

А впрочем, и лунная утопия барона Мюнхгаузена не выглядит идеальной. И традиционный вопрос школьных учителей «А голову ты дома не забыл?» вполне можно адресовать участникам пригожинского «марша справедливости».

ПРЕЦЕДЕНТЫ БЫЛИ

С другой стороны, кто вам сказал, что вооруженный мятеж в России непременно должен повлечь за собою суровое наказание?

Всякого рода путчи в нашем отечестве случались не так уж редко. Вспомним хотя бы события сентября и октября 1993 года в Москве.

Тогда тоже имели место движения войск, но все было еще круче. И жертв вдесятеро больше. И противостояли друг другу две вполне легитимных ветви власти. И закончилось все расстрелом из танков Белого дома, где в ту пору заседал Верховный Совет (прежняя версия российского парламента).

В организации мятежа обвиняли председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, вице-президента страны генерала Александра Руцкого, генерала Владислава Ачалова, назначенного путчистами министром обороны. И еще ряд деятелей, имена которых ныне почти забыты.

И что, кто-нибудь понес суровое наказание? Уже 23 февраля 1994 года Государственная дума (новая версия российского парламента) объявила мятежникам амнистию. Отставной генерал Руцкой даже побывал позднее губернатором Курской области. А бывший спикер Хасбулатов мирно заведовал кафедрой в крупном и респектабельном московском вузе.

И все эти вопросы «дальнейшего трудового применения» решались с молчаливого согласия президента Ельцина и его администрации. «Же суизан рекомендатель себль нобль ве» («Я рекомендатель этого благородного старика»), как говорил профессор В., простите мне его французский.

Правда, в ту пору Россия крупных спецопераций не проводила. Но в Таджикистане наши войска вели боевые действия. Да и в Чечне уже начинали постреливать. Империя всегда где-нибудь воюет.

Можно вспомнить и августовский путч 1991 года. Там все было еще интереснее. Направлен этот мятеж был вроде бы против президента СССР Горбачева. Но в итоге привел к власти президента РСФСР Ельцина.

Действия мятежников оценивали как заговор, государственный переворот и попытку антиконституционного захвата власти. И войска в Москву вводили. Но незадачливых путчистов… правильно, амнистировали, не доводя дело до суда.

Единственным, кто отказался принять амнистию и предстал перед судом, оказался генерал Валентин Варенников – но и того в итоге оправдали. «Иль фо фер де рестриксион» («Бывают исключения»).

Часто говорят, что путч 1991 года был почти бескровным. Погибли лишь три защитника Белого дома. Да несколько путчистов покончили самоубийством (в их числе маршал Сергей Ахромеев, главный военный советник Горбачева, и министр МВД Борис Пуго).

Правда, в результате этого мятежа руководство СССР окончательно утратило власть и авторитет – и Советский Союз почти сразу распался. А всех жертв этого геополитического катаклизма еще никто не подсчитал – но, по всей вероятности, они должны исчисляться сотнями тысяч.

И никто, по крайней мере формально, не виноват. «Кель сетуасьен!» («Ну и дела!»), как восклицал в таких случаях профессор В.

То есть виновных-то много, начиная с Михаила Горбачева. Но история распорядилась так, что Горбачев в результате путча предстал не преступником, а жертвой. Хотя до сих пор поговаривают, что он знал о действиях заговорщиков с самого начала. И делают при этом таинственный вид: «Нузан савон келькешоз оси» («Мы об этом тоже кое-что знаем»).

ПРЕЦЕДЕНТОВ БЫЛО МНОГО

Отступим в историю еще дальше.

События 1953 года – арест Лаврентия Берии, скорая расправа над ним, казнь его приближенных – выглядят куда более жестокими. И войска, опять же, в Москву вводились. И военные чины вплоть до маршала Жукова принимали в этой заварушке самое непосредственное участие.

Но расправу над Берией трудно считать государственным переворотом. Скорее уж дворцовым – и то с натяжкой. Руководители партии (Хрущев), правительства (Маленков), армии (Булганин) и куратор спецслужб (Берия) просто делили власть после смерти Сталина. «Ле вин этиреиль фо ле боар» («Когда вино открыто, его следует выпить»).

А еще раньше, при Сталине много народу казнили по обвинениям в заговорах – но все эти заговоры были выдуманными (или по крайней мере недоказанными).

Кронштадтский мятеж и Тамбовское восстание тоже оставим в стороне – они были продолжением, если не частью, Гражданской войны. А в той войне все стороны захватывали власть силой – и у всякого была своя правда. То же относится и к эсеровскому мятежу 1918 года.

Наконец, обратимся к Корниловскому мятежу (август-сентябрь 1917-го). Страна уже три года воюет. Руководитель мятежа – Верховный главнокомандующий, популярный в публике генерал. В биографии его есть темные эпизоды (Лавр Георгиевич побывал в плену у австрийцев) – но они не уронили его репутации (из плена он героически бежал).

Генерал Корнилов, мягко говоря, несдержан в речах. По словам эсеровского лидера Виктора Чернова, «искать помощников Корнилову не пришлось: его вызывающее поведение стало сигналом для всей России».

У генерала Корнилова нет политической программы. Просто ему категорически не нравится происходящее в стране. И особенно большевики, которые уже показали зубы. И если он может стать спасителем России – отчего бы не попробовать. «Фэ се ке дуа адвиенн се ки пурра» («Поступай как должно и будь что будет»).

Верные Корнилову части идут на Петроград – между прочим, с согласия Временного правительства. Начальнику штаба генералу Лукомскому Корнилов разъясняет, что хочет защитить правительство от большевиков – даже если само правительство будет против. «Потом они сами скажут мне спасибо».

Но премьер-министр Керенский впадает вдруг в панику и называет действия Корнилова мятежом. Правительство колеблется и настаивает на мирных переговорах. Тогда Керенский публикует в газетах воззвание, где объявляет Корнилова мятежником.

В итоге войска корниловцев остановлены. Ведущий их генерал Крымов едет к Керенскому и после разговора с ним стреляется (почему – до сих пор неясно). Генерал Алексеев отправляется в Ставку главнокомандующего, берет Корнилова и его окружение под стражу и заключает в монастырь в белорусском местечке Быхов. Корнилов не сопротивляется во избежание кровопролития.

Большевики устраивают Октябрьский переворот. В Быхове генерал Духонин отпускает Корнилова и корниловцев из-под стражи. Генерал Корнилов отправляется на Дон.

В Ставку прибывает эмиссар большевиков – прапорщик Крыленко. Генерала Духонина забивают насмерть солдаты прямо в штабном вагоне Крыленко. Выражение «отправить к Духонину» надолго становится обозначением бессудной казни.

Конечно, никакие события не повторяются в истории с абсолютной точностью. Но заметим, что прямыми жертвами того мятежа оказались лишь два генерала – Крымов и Духонин. А главным последствием мятежа и впрямь стал государственный переворот. Но возглавил его вовсе не Лавр Корнилов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

И напоследок – несколько знаменитых высказываний.

«Кухарка может управлять государством» (Ленин).

«Этот повар будет готовить только острые кушанья» (Ленин о Сталине, со слов Троцкого).

«Управление большим царством напоминает приготовление блюда из мелких рыб» (Конфуций).

«Не все те повара, у кого ножи долгие», «Не верит барин повару, а сам ходит по воду», «Лодыгу в кашу, а повара взашей» (русские пословицы).

Осталось пояснить, почему мы выбрали в комментаторы профессора Выбегаллу. Дело в том, что его французские фразы либо восходят к афоризмам Наполеона, либо заимствованы из «Войны и мира». А с кем сравнивали организатора «марша справедливости» 24 июня – надеюсь, все еще помнят.

«Се ту се ке же ву ди» («И это все, что я вам могу сказать»). 


Читайте также


Антисемитизм в России и мире: мифы и реальность

Антисемитизм в России и мире: мифы и реальность

Герман Захарьяев

Во всем ли можно полагаться на свежие данные Антидиффамационной лиги

0
2234
Россия теряет Южный Кавказ

Россия теряет Южный Кавказ

НАТО наращивает влияние на постсоветском пространстве

0
5370
100 ведущих политиков России в декабре 2024 года

100 ведущих политиков России в декабре 2024 года

Дмитрий Орлов

0
8074
Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
12007

Другие новости