0
3441
Газета Реалии Интернет-версия

14.09.2023 20:17:00

На чем воевали на Волге и Каме

Силы и средства речных флотилий Гражданской войны

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: книжная полка, ссср, гражданская война, волга, кама, пароходы


34-15-11480.jpg
А.С. Павлов. Волга. Пароходы
1815–1918.– Якутск: Якутская
республиканская типография
им. Ю.А. Гагарина, 2023.
252 с.: ил.
В Якутске вышла книга Александра Сергеевича Павлова «Волга. Пароходы 1815–1918».

У читателей «НВО» сразу возникает правомерный вопрос: а зачем нужна эта узкоспециальная историческая книга тем, кого интересует военное дело?

С конца XIX века Россия была великой речной державой. По числу речных пароходов она была первой в мире. Великая Отечественная война затмила события Гражданской, и общественный интерес к событиям рубежа 1910-х – 1920-х годов упал. С 1991 года возник новый вал изданий о Гражданской войне, но подавляющее большинство их сводилось к описанию «зверств» Красной армии и большевистской ВЧК и содержало минимум фактического материала. Сегодня события на Украине и агрессия НАТО против России заставляют нас вспомнить о Гражданской войне. И особенно о вторжении войск интервентов в Россию.

Гражданская война, в отличие от позиционной Первой мировой, носила маневренный характер. Война велась в подавляющем большинстве случаев вдоль рек и железных дорог (Россия была и великой железнодорожной державой). Главной ударной силой красных, белых, интервентов (белочехов, англичан, японцев и др.) и разного рода повстанцев стали конница, бронепоезда и вооруженные речные пароходы.

К 1914 году по Волге ходили 2246 пароходов и теплоходов – 40% от всего речного флота России. С открытием навигации 1918 года по всей Волге – в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Вольске и т.д. – создавались красные, белые и чехословацкие речные флотилии. Летом 1918 года они вели интенсивные боевые действия от Свияжска до Астрахани.

В сентябре того же года красная Волжская флотилия вошла в Каму и двинулась вверх по реке. Тем временем в Перми была создана красная Верхне-Камская флотилия. Так белая Камская флотилия оказалась между двумя красными.

31 ноября суда Верхне-Камской флотилии ушли на зимовку в Пермь. Однако 25 декабря белая Сибирская армия заняла Пермь, где захватила 27 больших пароходов и 69 буксиров, включая шесть «бронепароходов» Верхне-Камской флотилии.

Весной 1919 года Колчаку удалось создать мощную речную флотилию на Каме. В этом ему помогли англичане. Они сняли со своих стоявших во Владивостоке крейсеров 152-мм и 76-мм пушки и отправили их по железной дороге в Пермь. А экипажи канонерской лодки «Кент» и плавбатареи «Суфолк» были полностью укомплектованы британскими матросами и офицерами.

С 28 апреля по 2 июля 1919 года на Каме шли ожесточенные сражения между красной Волжской и колчаковской Камской флотилиями. Затем колчаковцы бежали за Урал, а корабли красной флотилии отправились вниз по Каме, а затем по Волге к Царицыну. Дело в том, что 30 июня 1919 года Кавказская армия барона Врангеля захватила Царицын и перерезала Волгу. Там Врангель создал свою флотилию. Но Кавказская армия в Царицыне оказалась в клещах красных войск. Севернее Царицына действовала Волжская флотилия, а из Астрахани по Волге поднялись суда красной Волжско-Каспийской флотилии.

Одновременно на севере Каспия и даже у дельты Волги шли бои Волжско-Каспийской флотилии с британской Каспийской флотилией. А в самой дельте Волги оперировали две флотилии из малых пароходов и деревянных парусных рыбниц: деникинская под командованием капитана 1 ранга Константина Шубина и «зеленая» (бандитская) флотилия сына крупного судовладельца Александра Клягина.

К маю 1920 года красные разгромили всех своих врагов, и мореходные суда Волжско-Каспийской флотилии ушли брать Баку и Энзели. Но с началом навигации 1921 года красным пришлось вновь вооружить десятка два своих канонерок (бывших буксиров) для борьбы с многочисленными бандами на Средней и Нижней Волге.

В войне на Каспии во всех разноцветных флотилиях участвовало свыше 300 пароходов и теплоходов. Когда историк пишет, что со стороны красных в бою участвовало 15 судов, а у белых было 10 судов, это хорошо для энциклопедий и книг для младшего и среднего школьного возраста. А серьезный исследователь обязан знать названия, характеристики и вооружение каждого корабля.

Мне потребовалось около 20 лет, чтобы более-менее разобраться с судовым составом волжских флотилий в 1918–1921 годах. Для этого пришлось перелопатить сотни книг и диссертаций. Но вот появился справочник Александра Павлова, где есть точная информация по 3074 (!) пароходам, а также 700 фотографий.

Этот справочник необходим и всем, кто изучает события Великой Отечественной. И особенно Сталинградскую битву. Ведь к 1941 году пароходы дореволюционной постройки составляли около 80% волжского речного флота.

Мало кто знает, что осенью 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) рассматривал худший вариант исхода битвы за Москву – прорыв немцев к Волге. В этом случае Вермахт оказался бы перед «Волжским валом Сталина», простиравшимся от Рыбинска до Астрахани. Там к январю 1942 года были построены или строились десятки укрепленных районов.

Постановлением ГКО и приказом наркома ВМФ от 23 октября 1941 года учебный отряд кораблей реки Волги был переформирован в Волжскую флотилию. А 6 ноября были определены состав, организация и базирование ее сил.

Планировалось сформировать шесть бригад речных кораблей с включением в их состав 54 канонерских лодок, 30 бронекатеров, 90 катеров-тральщиков, сторожевых катеров и 60 катеров – морских охотников. А также шесть авиаотрядов (36 самолетов), шесть отдельных батальонов морской пехоты, шесть дивизионов торпедных катеров. Эти мероприятия намечалось завершить к 1 апреля 1942 года. Для вооружения кораблей флотилии было выделено свыше 100 тяжелых орудий калибров 100–152 мм.

Но немцам удалось прорваться к Волге только в одном месте – у Сталинграда. И там их встретили огнем канонерские лодки Волжской военной флотилии. Неоценим вклад моряков Волги и в войсковые перевозки, транспортировку нефти и других стратегических грузов. Так что для военных историков фундаментальный труд Павлова просто незаменим. 


Читайте также


Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Андрей Ваганов

Космический челнок «Буран» до сих пор остается во многом непревзойденным научно-техническим проектом СССР

0
5104
Вы бросите на пол свой собственный труп

Вы бросите на пол свой собственный труп

Юрий Юдин

Инженеры-могильщики и инженеры-разведчики в романе Олега Куваева «Территория»

0
5160
Кандидаты в президенты США опасно близки к "боевой ничьей"

Кандидаты в президенты США опасно близки к "боевой ничьей"

Геннадий Петров

В силу специфики нынешних выборов определение победителя может затянуться и вылиться в политический кризис

0
2910
Каким был американский Орбан

Каким был американский Орбан

Александр Братерский

В США умер продававший "Ладу" в Европе бизнесмен

0
12058

Другие новости