А.С. Павлов. Волга. Пароходы 1815–1918.– Якутск: Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина, 2023. 252 с.: ил. |
У читателей «НВО» сразу возникает правомерный вопрос: а зачем нужна эта узкоспециальная историческая книга тем, кого интересует военное дело?
С конца XIX века Россия была великой речной державой. По числу речных пароходов она была первой в мире. Великая Отечественная война затмила события Гражданской, и общественный интерес к событиям рубежа 1910-х – 1920-х годов упал. С 1991 года возник новый вал изданий о Гражданской войне, но подавляющее большинство их сводилось к описанию «зверств» Красной армии и большевистской ВЧК и содержало минимум фактического материала. Сегодня события на Украине и агрессия НАТО против России заставляют нас вспомнить о Гражданской войне. И особенно о вторжении войск интервентов в Россию.
Гражданская война, в отличие от позиционной Первой мировой, носила маневренный характер. Война велась в подавляющем большинстве случаев вдоль рек и железных дорог (Россия была и великой железнодорожной державой). Главной ударной силой красных, белых, интервентов (белочехов, англичан, японцев и др.) и разного рода повстанцев стали конница, бронепоезда и вооруженные речные пароходы.
К 1914 году по Волге ходили 2246 пароходов и теплоходов – 40% от всего речного флота России. С открытием навигации 1918 года по всей Волге – в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Вольске и т.д. – создавались красные, белые и чехословацкие речные флотилии. Летом 1918 года они вели интенсивные боевые действия от Свияжска до Астрахани.
В сентябре того же года красная Волжская флотилия вошла в Каму и двинулась вверх по реке. Тем временем в Перми была создана красная Верхне-Камская флотилия. Так белая Камская флотилия оказалась между двумя красными.
31 ноября суда Верхне-Камской флотилии ушли на зимовку в Пермь. Однако 25 декабря белая Сибирская армия заняла Пермь, где захватила 27 больших пароходов и 69 буксиров, включая шесть «бронепароходов» Верхне-Камской флотилии.
Весной 1919 года Колчаку удалось создать мощную речную флотилию на Каме. В этом ему помогли англичане. Они сняли со своих стоявших во Владивостоке крейсеров 152-мм и 76-мм пушки и отправили их по железной дороге в Пермь. А экипажи канонерской лодки «Кент» и плавбатареи «Суфолк» были полностью укомплектованы британскими матросами и офицерами.
С 28 апреля по 2 июля 1919 года на Каме шли ожесточенные сражения между красной Волжской и колчаковской Камской флотилиями. Затем колчаковцы бежали за Урал, а корабли красной флотилии отправились вниз по Каме, а затем по Волге к Царицыну. Дело в том, что 30 июня 1919 года Кавказская армия барона Врангеля захватила Царицын и перерезала Волгу. Там Врангель создал свою флотилию. Но Кавказская армия в Царицыне оказалась в клещах красных войск. Севернее Царицына действовала Волжская флотилия, а из Астрахани по Волге поднялись суда красной Волжско-Каспийской флотилии.
Одновременно на севере Каспия и даже у дельты Волги шли бои Волжско-Каспийской флотилии с британской Каспийской флотилией. А в самой дельте Волги оперировали две флотилии из малых пароходов и деревянных парусных рыбниц: деникинская под командованием капитана 1 ранга Константина Шубина и «зеленая» (бандитская) флотилия сына крупного судовладельца Александра Клягина.
К маю 1920 года красные разгромили всех своих врагов, и мореходные суда Волжско-Каспийской флотилии ушли брать Баку и Энзели. Но с началом навигации 1921 года красным пришлось вновь вооружить десятка два своих канонерок (бывших буксиров) для борьбы с многочисленными бандами на Средней и Нижней Волге.
В войне на Каспии во всех разноцветных флотилиях участвовало свыше 300 пароходов и теплоходов. Когда историк пишет, что со стороны красных в бою участвовало 15 судов, а у белых было 10 судов, это хорошо для энциклопедий и книг для младшего и среднего школьного возраста. А серьезный исследователь обязан знать названия, характеристики и вооружение каждого корабля.
Мне потребовалось около 20 лет, чтобы более-менее разобраться с судовым составом волжских флотилий в 1918–1921 годах. Для этого пришлось перелопатить сотни книг и диссертаций. Но вот появился справочник Александра Павлова, где есть точная информация по 3074 (!) пароходам, а также 700 фотографий.
Этот справочник необходим и всем, кто изучает события Великой Отечественной. И особенно Сталинградскую битву. Ведь к 1941 году пароходы дореволюционной постройки составляли около 80% волжского речного флота.
Мало кто знает, что осенью 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) рассматривал худший вариант исхода битвы за Москву – прорыв немцев к Волге. В этом случае Вермахт оказался бы перед «Волжским валом Сталина», простиравшимся от Рыбинска до Астрахани. Там к январю 1942 года были построены или строились десятки укрепленных районов.
Постановлением ГКО и приказом наркома ВМФ от 23 октября 1941 года учебный отряд кораблей реки Волги был переформирован в Волжскую флотилию. А 6 ноября были определены состав, организация и базирование ее сил.
Планировалось сформировать шесть бригад речных кораблей с включением в их состав 54 канонерских лодок, 30 бронекатеров, 90 катеров-тральщиков, сторожевых катеров и 60 катеров – морских охотников. А также шесть авиаотрядов (36 самолетов), шесть отдельных батальонов морской пехоты, шесть дивизионов торпедных катеров. Эти мероприятия намечалось завершить к 1 апреля 1942 года. Для вооружения кораблей флотилии было выделено свыше 100 тяжелых орудий калибров 100–152 мм.
Но немцам удалось прорваться к Волге только в одном месте – у Сталинграда. И там их встретили огнем канонерские лодки Волжской военной флотилии. Неоценим вклад моряков Волги и в войсковые перевозки, транспортировку нефти и других стратегических грузов. Так что для военных историков фундаментальный труд Павлова просто незаменим.