Афганские женщины при нынешнем режиме практически лишены права на образование. Фото Reuters
В докладе Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА), опубликованном в конце августа, подробно описываются систематические нарушения прав человека, совершаемые боевиками движения «Талибан» (запрещенного в РФ) в отношении бывших правительственных чиновников и военнослужащих предыдущего прозападного правительства.
Эти сведения по большей части подчеркивают проблему незащищенности гражданского населения Афганистана, а также произвол и безнаказанность талибов. В документе также подчеркивается, что условия, на которых то или иное государство взаимодействует с режимом «Талибана», должны учитывать склонность боевиков движения к мстительной политике и нарушению взятых на себя обязательств.
Описанные МООНСА нарушения касаются внесудебных казней, неправомерных арестов и задержаний, а также пыток и жестокого обращения с гражданским населением. Подобные случаи были зарегистрированы во всех 34 провинциях страны, наибольшее количество – в провинциях Кабул, Кандагар и Балх.
В период с 15 августа 2021 года по 30 июня 2023 года было зарегистрировано 218 внесудебных казней бывших правительственных чиновников и сотрудников Афганских национальных сил обороны и безопасности (ANDSF) от рук боевиков «Талибана». Кроме того, имели место 14 насильственных исчезновений, зафиксировано более 144 случаев пыток и жестокого обращения, а также 424 произвольных ареста и задержания.
Если включить в список аналогичные нарушения и прямые злодеяния в отношении гражданских лиц, предположительно солидарных свергнутому гражданскому правительству, масштабы бедствий значительно возрастут.
Среди тех, кого преследовали талибы, были, в частности, и сторонники прав девочек на образование. В феврале 2023 года профессор Исмаил Машал, откровенный критик запрета правительства «Талибана» на доступ женщин к образованию, был арестован в Кабуле во время распространения бесплатных книг. Машала освободили 5 марта, и он больше не высказывается на эту тему.
В марте талибы арестовали Матиуллу Весу, известного афганского борца за образование женщин. Весу обвинили в шпионаже и работе против интересов страны. Организация Объединенных Наций и ряд дипломатов призвали к его освобождению.
Среди других задержанных – профессор университета Расул Абди Парси и Мортаза Бехбуди, франко-афганский журналист с двойным гражданством.
В то время как о нарушениях прав женщин на образование и трудоустройство в Афганистане широко сообщалось в мировых СМИ, системные преследования и чистки страны от «заговорщиков» получили меньше освещения. Правозащитные группы и афганская оппозиция в лице Фронта национального сопротивления осуждают пытки и убийства бывших чиновников и сотрудников ANDSF с августа 2021 года. Через несколько дней после захвата власти и объявления всеобщей амнистии «Талибан» начал казнить членов ANDSF, включая даже тех, кто сдался без сопротивления. Amnesty International сообщила о трех случаях таких убийств 30 и 31 августа 2021 года.
Возможно, среди международного сообщества присутствовала надежда на то, что эти события были неизбежны по горячим следам переворота и утихли бы, как только центральное руководство талибов и региональные командиры взяли бы контроль над ситуацией. Доклад МООНСА демонстрирует, что эта ложная надежда претерпела полный крах. Политику «Талибана» продолжает определять месть, и режим не намерен менять свое поведение.
Совершенно очевидно, что талибы нарушили два обязательства. Во-первых, они не смогли обеспечить всеобщую амнистию после захвата власти, несмотря на неоднократные заявления о том, что они это сделают. Во-вторых, им не удалось расследовать случаи нарушений и преступлений и привлечь виновных к ответственности.
Представитель «Талибана» Сухейль Шахин, назвав доклад МООНСА «политически мотивированным», не стал отрицать убийства, но объяснил их «личной местью» или другими видами преступлений. Он настаивал на том, что амнистия все еще действует, не уточнив, существует ли систематический план ее реализации.
В отсутствие какого-либо внутреннего механизма рассмотрения жалоб от подвергающихся преследованиям афганских граждан у многих из них не остается иного выбора, кроме как попытаться покинуть Афганистан. С 2021 года из страны выехало 1,6 млн афганцев (притом что все население Афганистана на 2022 год насчитывало примерно 38 млн).
Последствия такой огромной внешней миграции в первую очередь измеряются с точки зрения ее воздействия на соседние страны. По оценкам Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, общее число афганцев в соседних странах составляет 8,2 млн человек. На их долю приходится одна из наиболее затяжных ситуаций с беженцами в мире.
Сложившуюся тенденцию также важно рассматривать как масштабную утечку кадров, то есть вынужденный исход из Афганистана образованных и опытных специалистов, чьи профессиональные компетенции могли бы быть использованы Исламским Эмиратом в сфере государственного управления. Правительство талибов страдает от нехватки профессиональных кадров для управления государственным аппаратом, что является одной из основных причин, почему внутриполитическая и экономическая обстановка в Афганистане продолжает ухудшаться. И все же рвение к реализации регрессивной идеологии «Талибана» взяло верх над прагматичной стороной вопроса.
Результат этих репрессий будет катастрофическим для страны и ее граждан. Международное сообщество, особенно государства, стремящиеся вести дела с «Талибаном» в обычном режиме, должны учитывать это в своей политике. Проблемы внутреннего управления в сочетании с массовой утечкой кадров только помогут экстремистским группировкам усилить идеологический контроль над Афганистаном, что будет иметь далеко идущие последствия для региона и мира в целом.