0
3922
Газета Реалии Интернет-версия

26.10.2023 20:32:00

Местный террорист ничем не лучше интернационального

Исламабад вынужден выбирать наименьшее зло

Лариса Шашок

Об авторе: Лариса Александровна Шашок – эксперт Института перспективных стратегических исследований ВШЭ.

Тэги: безопастность, пакистан, терроризм, обострение


безопастность, пакистан, терроризм, обострение Население Ближнего и Среднего Востока очень религиозно и консервативно, что находит отражение во внешнем облике военнослужащих и гражданских лиц. Фото Владимира Карнозова.

Боевики террористической группировки «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ) 30 июля совершили теракт на предвыборном митинге пакистанской политической партии «Джамиат улема-е-Ислам – Фазл» (ДУИ-Ф). В результате погибли 54 человека, в том числе один из лидеров регионального подразделения партии.

Нападение произошло в районе Баджаур провинции Хайбер-Пахтунхва, граничащей с Афганистаном. «ИГ-Хорасан» взяла на себя ответственность за теракт уже через несколько часов. Это событие показывает, что ячейки группировки по-прежнему способны осуществлять крупные атаки на гражданские объекты Пакистана.

Сети «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) по-прежнему представляют угрозу. Но они не смогут бросить вызов нынешнему режиму и вряд ли спровоцируют серьезные изменения в сфере безопасности и политической среде Пакистана.

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

Парадоксально, но афганское движение «Талибан» и террористическая группировка «Техрик-е-Талибан Пакистан» (обе организации запрещены в РФ) сыграли важную роль в ослаблении «ИГ-Хорасан» в Пакистане и Афганистане. Это означает, что активизация контртеррористической деятельности против пакистанских талибов может привести к усилению позиций «ИГ-Хорасан».

Чтобы понять, что является «меньшим из зол» на экстремистском ландшафте Пакистана, рассмотрим угрозу, которую «ИГ-Хорасан» представляет для страны и региона. Помимо дестабилизации обстановки в Пакистане, целью группировки является нанесение масштабного ущерба гражданскому населению и членам «Талибана» в Афганистане с возможной экспансией за пределы региона вплоть до Европы и США.

Деятельности группировки в Пакистане в целом уделяется меньше внимания, чем угрозе, которую она представляет для Афганистана, Центральной Азии или Запада. Но нападение 30 июля демонстрирует, что «ИГ-Хорасан» также представляет собой серьезную угрозу для пакистанцев.

«ИГ-Хорасан» – салафитско-джихадистская группировка, основанная боевиками ТТП, «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) и «Талибана», дезертировавшими из этих организаций в конце 2014 года. Группировка в основном действует на территории Афганистана, где участвует в жестоких нападениях на талибов, а также в пакистанских провинциях Хайбер-Пахтунхва, Белуджистан и, в меньшей степени, Пенджаб.

Деятельность «ИГ-Хорасан» в Белуджистане трудно отличить от деятельности «ИГ в провинции Пакистан» – террористического формирования, которое официально отделилось от «ИГ-Хорасан» в мае 2019-го. Теракт 30 июля был не первым случаем атаки «ИГ-Хорасан» против ДУИ-Ф. В прошлом группировка совершила несколько нападений на членов партии.

«ДУИ-Ф» – региональная политическая партия, которая ныне составляет небольшую часть правящей коалиции Пакистана. Он выступает за соблюдение законов шариата в рамках школы юриспруденции Деобанди, а значит, симпатизирует афганскому «Талибану» и ТТП.

Поскольку «ИГ-Хорасан» выступает не только против вышеперечисленных организаций, но и против правительства Пакистана, ДУИ-Ф становится для группировки привлекательной мишенью. «ИГ-Хорасан» поддерживает другую школу исламской юриспруденции и осуждает деобандийские организации как вероотступников.

Конечная цель ИГ в регионе – свержение афганского и пакистанского правительств и создание транснационального халифата. Группировка прежде всего нацелена на мусульман-несуннитов (включая шиитов и суфиев), сикхов и христиан как в Афганистане, так и в Пакистане. «ИГ-Хорасан» считает афганских талибов «грязными националистами» и осуждает переговоры движения с США.

В последние годы группировка также усилила антикитайскую пропаганду, угрожая атаковать китайские проекты на территории Пакистана. Но в настоящее время достижение «ИГ-Хорасан» ее стратегической цели маловероятно. В Пакистане группировка чаще совершает нападения на лиц, связанных (или обвиняемых в связях) с полицией, армией или разведслужбами, на вакцинаторов от полиомиелита и представителей этнорелигиозных меньшинств.

Группировка не раз совершала трансграничные ракетные обстрелы северных соседей Афганистана с его территории. Но свидетельств того, что ячейки «ИГ-Хорасан» располагают таким вооружением на территории Пакистана, в настоящее время нет. Темп операций ИГ в Пакистане снижается. К августу 2023 года пакистанским ячейкам группировки было приписано меньше терактов, чем за первые семь месяцев 2022 года. В последний раз тенденция к снижению наблюдалась еще до вывода из Афганистана сил международной коалиции под эгидой США.

ВНЕШНЕЕ ДАВЛЕНИЕ

Сегодня «ИГ-Хорасан» находится под давлением как в Афганистане, так и в Пакистане. В Афганистане она является основной мишенью движения «Талибан», совершившего серию рейдов и казней, направленных на ее ослабление. В результате число терактов, совершенных «ИГ-Хорасан», в последние месяцы сократилось.

При этом, как мы уже отмечали, упадок «ИГ-Хорасан» в Пакистане частично обусловлен активизацией террористической группировки «Техрик-е-Талибан Пакистан». ТТП централизует контроль над своими фракциями и реинтегрирует ячейки, которые откололись при ее предыдущем эмире Маулане Фазлулле. Поступая таким образом, ТТП лишает «ИГ-Хорасан» возможности вербовать боевиков.

Усиление контроля и военная эффективность ТТП сделают ее фракции менее склонными к массовому дезертирству, а боевики ее с меньшей вероятностью присоединятся к «ИГ-Хорасан». Экстремистов по-прежнему будет привлекать в последней ее специфическая идеология, акцент на нападение на мирных жителей или их личные связи с нынешними членами. Но руководству группировки будет трудно вернуть благодатную почву для вербовки, которую представляла ТТП времен Фазлуллы.

Руководство «ИГ-Хорасан» заявило, что замедление ее деятельности вызвано периодом реорганизации, а не упадка. На самом деле это больше похоже на реорганизацию под давлением во избежание дальнейшего ослабления.

Количество терактов, совершенных «ИГ-Хорасан» в Пакистане в ближайшие месяцы, послужит важным индикатором. Увеличение количества атак будет означать успешную реорганизацию и растущую угрозу. А «ИГ-Хорасан», вероятно, будет стремиться совершать больше терактов с большим количеством жертв до конца 2023 и в 2024 году. При этом группировка реже будет атаковать пакистанские и афганские силы безопасности, поскольку гражданские объекты гораздо более доступны по сравнению с военными.

ИНСТРУМЕНТЫ ТЕРРОРА

Если прогнозы оправдаются и «ИГ-Хорасан» действительно сосредоточит свою террористическую активность на гражданском населении, скорее всего приоритет будет уделяться подрыву террористов-смертников. С 2016 года группировка совершила в Пакистане как минимум 15 нападений террористов-смертников, в результате погибло более 550 человек. Из этих атак пять были нацелены против сил безопасности и 10 – против гражданских лиц.

Гражданские цели, в свою очередь, имели разный характер. Нападения террористов-смертников «ИГ-Хорасан» в Пакистане были направлены против шиитской мечети, избирательного участка, христианской церкви, двух суфийских святынь, рынка (хотя это нападение также приписывают «ИГ в провинции Пакистан) и нескольких политических митингов. В 2016 году в результате нападения на больницу в Кветте погибло более 70 человек, но ответственность за него взяли на себя несколько группировок.

Атаки террористов-смертников против мирных жителей гораздо более смертоносны, чем нападения на военные объекты. В случае если «ИГ-Хорасан» отдаст приоритет подрыву смертников в Пакистане, выбор целей группировки расширится. Религиозные объекты по-прежнему будут представлять для террористов приоритет. Парламентские выборы в Пакистане пройдут в конце этого года, а это означает увеличение числа политических событий, которые послужат поводом для массового насилия.

«ИГ-Хорасан» также может запланировать нападения на китайские инфраструктурные проекты на территории Пакистана, хотя они представляют собой более серьезные и сложные мишени, чем религиозные объекты и политические митинги, которые удавалось атаковать в прошлом. Несмотря на свою риторику, группировка вряд ли рискнет осуществить нападения на сотрудников дипломатических миссий США или Китая. Ранее она не предпринимала попыток подобных атак в Пакистане. При этом значимого дипломатического присутствия в провинциях Хайбер-Пахтунхва и Белуджистан нет ни у одного государства.

ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ

Если военное давление «Талибана» и политическая консолидация ТТП действительно являются ключевыми факторами снижения активности «ИГ-Хорасан» в Пакистане, существует мало действенных инструментов для дальнейшего ослабления группировки.

Некоторые аналитики обсуждали возможность контртеррористического сотрудничества с талибами против «ИГ-Хорасан», однако подобное взаимодействие сопряжено с серьезными рисками. Поддержка ТТП в каком бы то ни было виде исключена: эта группировка представляет собой главную угрозу внутренней безопасности Пакистана, и оказание ей помощи либо попустительство приведет к дальнейшей дестабилизации страны.

В то же время контртеррористические действия, которые ослабят ТТП в долгосрочной перспективе, вероятно, принесут пользу «ИГ-Хорасан». Если группировка останется под давлением как в Афганистане, так и в Пакистане, но адаптируется к этим условиям, она останется локальной угрозой, но не будет представлять особой опасности для стабильности Пакистана в целом.

Группировка уже доказывала свою стойкость, а район афгано-пакистанской границы представляет собой местность, охваченную хаосом, где «ИГ-Хорасан» может найти убежище. При таком сценарии ее боевики перестанут представлять военную угрозу силам безопасности, но продолжит совершать убийства и нападения на гражданские объекты в Хайбер-Пахтунхва и, в меньшей степени, в Белуджистане. В результате внутриполитическая нестабильность резко возрастет, особенно в провинции Хайбер-Пахтунхва.

При худшем сценарии группировка может создать убежища на северо-западе Пакистана, которые позволят ей более эффективно планировать теракты и выделять ресурсы для их осуществления, тем самым увеличивая угрозу «ИГ-Хорасан» для Европы и США. Подобный сценарий представляет собой наибольший риск для сопредельных Пакистану государств, хотя риск для стабильности самого Пакистана может быть компенсирован снижением активности ТТП.

В случае если «Талибан» и ТТП продолжат оказывать давление на «ИГ-Хорасан», а ее руководство не сможет адаптироваться к новой реальности, группировка столкнется с риском утраты собственного авторитета, особенно если пакистанские силы безопасности активизируют свои усилия по ее деградации. В таких условиях от «ИГ-Хорасан», вероятно, останутся малочисленные ячейки. Они продолжат атаки против мирных жителей и сил безопасности, но их нападения будут иметь незначительные последствия по сравнению с общим уровнем насилия в приграничных районах Афганистана и Пакистана.

Наконец, еще один сценарий является наиболее желательным, но наименее вероятным. Это ведение совместной контртеррористической деятельности пакистанским правительством и афганскими талибами, особенно вблизи границы, которую «Талибан» оспаривает. Пакистанские военные с большей вероятностью будут вести борьбу против ТТП, а не «ИГ-Хорасан», поскольку первое движение представляет собой гораздо большую угрозу действующему режиму.

«ИГ-Хорасан» продемонстрировала способность адаптироваться к территориальному поражению в Афганистане и, вероятно, сможет пережить дальнейшее противодействие. Пакистан и другие страны, подвергшиеся атаке «ИГ-Хорасан», должны быть готовы к тому, что группировка останется локальной угрозой в долгосрочной перспективе, одновременно отслеживая изменения в региональных условиях, которые могут позволить ей активизироваться. 


Читайте также


Пуштуны готовят "великую октябрьскую революцию" в Пакистане

Пуштуны готовят "великую октябрьскую революцию" в Пакистане

Андрей Серенко

Конфликт между властями страны и жителями провинций Хайбер-Пахтунхва и Белуджистан может привести к появлению нового государства

0
5670
Накануне встречи премьеров ШОС Исламабад стал прифронтовым городом

Накануне встречи премьеров ШОС Исламабад стал прифронтовым городом

Владимир Скосырев

Пакистан обвинил Индию в подстрекательстве к беспорядкам

0
2213
Сепаратисты бросили вызов инициативе "Пояс и путь"

Сепаратисты бросили вызов инициативе "Пояс и путь"

Владимир Скосырев

Как долго Китай будет терпеть атаки на его граждан в Пакистане

0
2422
Годовщина войны, в которую никто не верил

Годовщина войны, в которую никто не верил

Геннадий Петров

Спустя 12 месяцев боевых действий ни Израиль, ни его противники не приблизились к победе

0
4601

Другие новости