0
4402
Газета Реалии Интернет-версия

23.11.2023 20:31:00

Подвиги АК-47 и осечки пропаганды

Как автомат Калашникова разрушил мировую колониальную систему

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко – историк, публицист.

Тэги: личность, ссср, михаил калашников, автомат, ак 47, значение


личность, ссср, михаил калашников, автомат, ак 47, значение Михаил Калашников на выставке своих автоматов в Ижевске, 1997 год. Фото Reuters

Автомат АК-47 и его последующие версии – самое массовое стрелковое оружие в истории человечества. Изготовлено 105 млн экземпляров, принят на вооружение в 55 странах. При этом автомат Калашникова еще и объект настоящей информационной войны. Кончина 23 декабря 2013 года гениального конструктора Михаила Тимофеевича Калашникова вызвала серию статей и выступлений с подсчетами «рекордного числа жертв» АК-47, «излюбленного оружия террористов и наркокартелей». Вот пример еще относительно вежливого попрека: «Скончался Михаил Калашников. Не оставляет мысль, что там, куда он отправился – на небо или в преисподнюю, он встретится с душами тех, кто погиб от его изобретения. Их больше, чем жертв практически любого другого оружия в ХХ веке. Приятного общения, Михаил Тимофеевич». Эта клевета фактически двойного назначения. Ведь «Калашников» еще и бренд, мощный оружейный концерн, борющийся за мировые рынки. Не только защита памяти Михаила Тимофеевича, личное знакомство с его семейством, но и элементарная справедливость потребовали опровержения лжи и недомыслия.

Надеюсь, что мое сопоставление позволит вписать АК-47 в истинный исторический контекст. АК-47, рекомендованный для принятия на вооружение в 1947 году, настолько прочно вошел в послевоенную историю мира, что почти забылось: сержант Калашников работал в бешеном темпе, потому что надеялся: его автомат поможет победе в Великой Отечественной. Но ведь гении другой сферы – ученые-физики в те же годы делали атомную бомбу с той же целью: ради победы во Второй мировой. Вдруг у Гитлера бомба появится раньше? И кто упрекнет Роберта Оппенгеймера, Энрико Ферми, Нильса Бора в том, что они не успели выпустить свое оружие до мая 1945-го?

НАПЕРЕГОНКИ С ВОЙНОЙ

Михаил Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайского края. В прессе часто отмечали: был семнадцатым peбенком в семье. Но дочь Елена Михайловна Калашникова уточняла: «Я у бабушки спрашивала – она сама не помнила, каким по счету был Миша. Дети при рождении умирали, кто их считал? Однажды и папа чуть не умер, сильно заболел, думали, надежды нет, сделали гробик. А он выжил. Всего выжили шесть братьев и две сестры».

Окончив девять классов, Михаил работал в железнодорожном депо станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги (ныне территория Казахстана). В армию его призвали в 1938 году. Калашников вспоминал: «Попросился туда, где есть хоть какая-то техника. Зачислили учиться на механика-водителя танка». Изучая технику, Калашников сконструировал инерционный счетчик учета фактического количества выстрелов из танковой пушки. Затем счетчик моточасов работы танкового двигателя. Командующий Киевским округом Георгий Жуков одобрил изобретение молодого танкиста, после удачных испытаний лично наградил его ценным подарком – часами. Счетчик был рекомендован для серийного изготовления на ленинградском заводе. С весны 1941-го Калашников работет в Ленинграде, но сразу после начала Великой Отечественной возвращается в свою войсковую часть.

В октябре 1941 года под Брянском танк старшего сержанта Калашникова (командир экипажа) попал под артобстрел. Михаил получил тяжелые ранения в плечо и грудь, контузию. Фронт для него закрыт, но Калашников считал что непременно должен участвовать в Отечественной войне. Он решил создать новое оружие. Еще в госпитале делал первые наброски пистолета-пулемета. После госпиталя («левая рука привязана, но правая работает») его отправили долечиваться на родину. Но в родной деревне «даже железная полоска – дефицит, там никакого оружия не сделаешь». И потому, даже не свидевшись с родней, Михаил едет на станцию Матай, в свое депо. «Необычно – железнодорожный поезд, и вдруг оружие. И рабочие, что по две-три смены не уходили с работы, взялись помогать: может, что-нибудь тебе сделать, отфрезеровать, подточить там? Сварщик приходит: может что-нибудь сварить надо?» «НВО» отмечала историческую роль железных дорог в сохранении единства России и СССР. Нужно добавить: они были еще и «народными техническими университетами», где люди впервые сталкивались с цивилизацией железа.

Первый пистолет-пулемет был изготовлен летом 1942 года в железнодорожной мастерской, испытан экспертами-оружейниками. Он не был рекомендован для принятия на вооружение, но работа над ним дала молодому конструктору опыт и знания. В 1943–1944 годах он разработал конструкции ручного пулемета и самозарядного карабина.

БЮСТ НА РОДИНЕ

В 1945 году, работая в КБ подмосковного полигона, Калашников включился в конкурс по созданию автомата и одержал победу. По результатам полигонных испытаний автомат был рекомендован для принятия на вооружение. Опытная партия автоматов Калашникова была изготовлена на Ижевском мотозаводе в 1948 году. Вскоре 29-летний сержант Калашников стал лауреатом Сталинской премии. «Не будь Второй мировой войны я, наверное, конструировал бы технику, облегчающую тяжелый крестьянский труд. Немцы виноваты, что я стал военным конструктором», – сказал Калашников журналистам на выставке, посвященной 60-летию создания АК-47.

В 1958 году за разработку модернизированного АКМ, ручного пулемета РПК и их модификаций Калашникову присвоили звание Героя Социалистического Труда. За разработку стрелкового оружия 5,45-мм калибра в 1976 году он получил звание дважды Героя. В 1980 году в алтайском селе Курья установили бронзовый бюст конструктора.

44-15-2480.jpg
Автомат Калашникова изображен на гербах
трех африканских стран
и на флаге Мозамбика.  Фото Reuters
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

Есть и еще одно измерение подвига Калашникова. Различимое даже в шутке, которую Михаил Тимофеевич во время визита в США услышал от коллеги, автора винтовки М16 Юджина Стоунера (тоже самоучки): «Господь создал людей, а полковник Кольт сделал их равными», – гласит наша старая поговорка. А сержант Калашников пошел дальше: уравнял не только людей, но и целые государства».

АК-47 разрушил монополию Запада на автоматическое оружие, которое помогло колонизировать почти весь мир. Англичане в свое время покорили Индию практически без технологического отрыва, благодаря скорее «социальным технологиям» (дисциплина и выучка армии). Но новый виток колонизации – завоевание Африки было обеспечено превосходством оружейников, и одним из важнейших факторов стал пулемет. Первое его применение «в промышленных масштабах» энциклопедия Брокгауза описывает еще дополиткорректными словами: «В 1893 году в Южной Африке 50 стрелков-англичан при четырех пулеметах максим победили 5000 негров-матабелов. Негры потеряли 3000». 130-летие того события – хороший повод задуматься. Армия Лобенгула, вождя народа матабеле, насчитывала 100 тыс. бойцов, из них 20 тыс. стрелков были вооружены вполне современными винтовками. И при этом Лобенгула избегал конфликта с Британской Южно-Африканской компанией, располагавшей даже не армией, всего лишь полицией: 750 человек, но – при пяти пулеметах. Четырех из них хватило, чтоб превратить «битву при Бембези» для англичан в род забавы не опаснее охоты на кабанов.

Не успев к Великой Отечественной, АК-47 сыграл историческую роль в крушении мировой системы колониализма. Десятки стран получили независимость – или отстояли ее, как Вьетнам, – с АК-47 в руках. Память, благодарность оружию Свободы осталась на гербах и флагах освобожденных стран. Рискнет ли сегодня даже самый ярый пацифист сказать, что надо было сохранить колониальные империи? Понятно и отношение европейцев, чувствовавших себя богами, к Калашникову и Советскому Союзу вручившим «волшебную палочку» их бывшим рабам.

Неподалеку от этой обиды лежат и корни другого обвинения Калашникову: плагиатор.

«ВСЕ НУЖНОЕ – ПРОСТО»

Сегодня АК клепают в десятках стран – даже в США, якобы «по лицензии» от болгарской фирмы «Арсенал». Ответ на претензии России: «Даже если патенты на автомат Калашникова и были, сроки патентной защиты давно истекли». Эксперт-профессор Аарон Карп: «Это как если бы китайцы потребовали выплат за то, что изобрели порох 700 лет назад». Звучит как вынужденное признание.

А «историк-разоблачитель» Гордон Уильямсон наивен до саморазоблачения: «Одного взгляда на это превосходное оружие (немецкий автомат StG 44. – И.Ш.) достаточно, чтобы понять его влияние на все послевоенное семейство АК». Именно – одного взгляда! Второй взгляд – на разобранные StG-44 и АК-47 – весьма удивил бы «исследователей». Главный параметр, действительно роднящий АК-47 и StG44: «промежуточный (между винтовочным и пистолетным) патрон калибра 7,62 мм». Да, было в 1920–1930-х годах задание оружейникам мира: «Нужен автомат под промежуточный патрон». Но использование такого патрона не чье-то изобретение, это общее техническое задание (ТЗ), сформулированное военными многих стран…

Особенно смехотворно: коническая форма патрона – главный источник домыслов о «плагиате Калашникова». Соединенные конусы патронов по законам геометрии образуют дугу – и полученную форму магазина, «рожок», сочли заимствованием. Все равно что обвинить конструкторов автомобилей в плагиате круглого колеса. Еще одна черта зримого сходства – газоотводная трубка поверх ствола – обусловлена применением на обоих автоматах газоотводного двигателя. Это ни Калашников, ни Шмайссер – она использовалась уже на пулемете Дегтярева (1927). Зато принципиально отличие механизмов запирания ствола: у АК – поворотом затвора, у StG-44 – перекосом. Магазин, тот самый «рожок», у АК просто вставляется в окно ствольной коробки, у StG-44 – через длинную приемную горловину. У АК один флажковый предохранитель-переводчик огня, у StG отдельно кнопка – переводчик огня, отдельно – предохранитель.

Сборка-разборка. Для извлечения возвратной пружины StG нужно сначала отсоединить приклад, отделить ударно-спусковой механизм, все соединения – на шпильках, болтах. У АК возвратный механизм полностью размещен в ствольной коробке, для разборки отсоединять приклад не требуется... Классическая простота, как оказалось, недоступная другим оружейникам. Отсюда и разница действий: там солдат достает отвертку и начинает развинчивать свое оружие, вынимать шпильки… А разбирающий АК выглядит почти фокусником: раскрывает ствольную коробку одним ударом (ребром ладони, у служивших «руки помнят»). Вот почему в Советской армии были нормативы «на разборку-сборку вслепую», а потрясенный американский генерал докладывал из Ирака: «Здесь каждый мальчишка старше 12 лет умеет обслуживать АК-47!»

Философия Калашникова – в заглавии одной из его книг, написанной в канун 90-летнего юбилея: «Все нужное – просто». 


Читайте также


Каким был американский Орбан

Каким был американский Орбан

Александр Братерский

В США умер продававший "Ладу" в Европе бизнесмен

0
6591
Трудное решение Эдуарда Эррио

Трудное решение Эдуарда Эррио

Петр Черкасов

100 лет назад Франция официально признала СССР

0
7232
Размеренная жизнь советского человека

Размеренная жизнь советского человека

Ольга Шатохина

Что говорилось и что делалось на одной шестой части мира

0
6319
Эзотерика и чернильницы-непроливайки

Эзотерика и чернильницы-непроливайки

Николай Фонарев

Новые лауреаты Премии имени Леонардо в «Сосновом Пегасе»

0
615

Другие новости