0
4877
Газета Реалии Интернет-версия

07.12.2023 20:36:00

От «Бурана» к «Старшипу»

США хотят вернуться на Луну, в России вспоминают легендарный космический дрон

Валерий Агеев

Об авторе: Валерий Владимирович Агеев – историк авиации и космонавтики, журналист.

Тэги: события, космос, сша, наса, луна, россия, роскосмос, буран


события, космос, сша, наса, луна, россия, роскосмос, буран Фото Reuters

Американская компания SpaceX с площадки Бока-Чика в штате Техас запустила второй прототип многоразовой транспортной системы Starship. Через несколько минут после запуска нижняя ступень успешно отделилась от корабля, который продолжил путешествие на орбиту и достиг высоты 148 км. Через девять минут после старта связь с кораблем была потеряна. После этого из центра управления полетом на корабль послали команду на самоуничтожение.

Запуск, выполненный 18 ноября, можно считать более успешным, чем первый, поскольку корабль оказался в космосе (условная граница его проходит на высоте 100 км). Кроме того, на этот раз все 33 двигателя Raptor на первой ступени ракеты запустились, а ступень отделилась от корабля через три минуты после старта.

SpaceX Starship – это разрабатываемая компанией SpaceX многофункциональная, полностью многоразовая двухступенчатая система из сверхтяжелой ракеты-носителя Super Heavy и космического корабля Starship. Система предназначена для экономичной доставки грузов и людей на низкую околоземную, солнечно-синхронную и геопереходную орбиты, а также для межпланетных полетов на Луну и Марс. По словам гендиректора и главного инженера компании SpaceX Илона Маска, система в будущем заменит ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy, грузовой и пилотируемый космические корабли Dragon V2.

30 апреля 2020 года NASA в рамках программы «Артемида» выбрала SpaceX одним из трех подрядчиков для разработки систем высадки людей на Луну в 2024 году. NASA частично спонсирует создание лунной версии корабля Starship, способного доставлять экипаж с низкой околоземной орбиты до лунной орбитальной станции Gateway и от станции до поверхности Луны.

16 апреля 2021 года NASA объявила о заключении контракта на сумму 2,89 млрд долл., в рамках которого SpaceX разработает посадочный модуль HLS Starship, который должен безопасно доставить двух американских астронавтов на поверхность Луны, а через неделю вернуть их обратно на окололунную орбиту.

20 апреля 2023 года состоялось первое совместное орбитальное испытание Starship и Super Heavy. Вероятность полного выполнения полетного задания Илон Маск ранее оценивал в 50%. На четвертой минуте полета на высоте 39 км, после прохождения этапа максимального аэродинамического сопротивления, ракета была подорвана по команде из центра управления из-за отказа нескольких двигателей и неконтролируемого вращения.

Илон Маск нисколько не расстроился, потому что денег на строительство новых космических кораблей у него хватает: ведь такая ракета стоит всего каких-то 50 млн долл. Маск заявил, что основной целью испытания было отправить ракету в сколь-нибудь продолжительный полет: «Лишь бы мы не разнесли космодром!»

В этом смысле испытание первой ступени можно считать успешным – она практически полностью отработала свой этап полета, в том числе успешно прошла через пиковый момент нагрузок.

По оценкам SpaceX, запуски Starship обойдутся дешевле, чем запуски других систем. По оценке президента Pioneer Astronautics Роберта Зубрина, в качестве системы доставки на Луну стоимость программы Starship составит лишь 1% от стоимости программ на основе Saturn V 1960-х годов. Или на основе современной SLS (Space Launch System – американская двухступенчатая сверхтяжелая ракета-носитель, разработанная НАСА) в сопоставимых ценах.

Starship, утверждают разработчики, может использоваться для запусков спутников на низкую околоземную орбиту; для снабжения МКС или будущих коммерческих станций; для пилотируемых туристических полетов на орбиты Земли и Луны; для доставки грузов и людей на поверхность Луны; для исследования и колонизации Марса.

Система Starship обладает полной многоразовостью для обеих ступеней. Super Heavy возвращается на стартовый комплекс; вторая ступень (корабль) может также вернуться на стартовый комплекс; обе ступени используют технологию вертикальной посадки. Starship может садиться на любую плотную поверхность, а с дозаправкой сможет доставлять многотонные грузы на любую планету солнечной системы.

Для полета на Марс и последующего возвращения на Землю система потребует организации производства топлива на поверхности Марса из местных ресурсов. Для полета на Луну и возвращения на Землю дозаправки на поверхности Луны не потребуется – достаточно будет дозаправки на орбите Земли перед броском к Луне. В перспективе корабль сможет вместить 100 и более пассажиров для полета на Марс при приемлемой цене за полет для одного человека – около 200 тыс. долл.

На фоне этих успехов в России негромко отметили 35-летний юбилей единственного полета многоразового космического корабля «Буран». Во Дворце культуры города Жуковский прошло собрание, посвященное этой дате. Воспоминаниями о работе по программе «Энергия-Буран» поделились инженеры и летчики Летно-исследовательского института им. Громова (ЛИИ) и ученые Центрального аэродинамического института (ЦАГИ). В исторической части собрания рассказывали об этапах создания и реализации первого в мире полета беспилотного космического корабля. В мероприятии приняли участие Герои Советского Союза и России, заслуженные летчики-испытатели, учащиеся городских школ и молодые специалисты.

В системе «Энергия-Буран» многоразовым элементом в первом полете был лишь сам орбитальный корабль, а блоки первой ступени и центральный блок утрачивались в процессе запуска. Невозможность повторного использования всех восьми маршевых двигателей первой и второй ступеней существенно повысила стоимость старта, которая, по некоторым данным, превысила 1 млрд долл. – против 450 млн у «Шаттла», американского соперника «Бурана». С другой стороны, была создана универсальная транспортная космическая система, позволявшая в отличие от американской выводить в космос не только «Буран», но и произвольные тяжелые грузы массой до 100 т. В то время как у США корабль-челнок являлся неотъемлемой частью транспортной системы, а груз был ограничен 29,5 т. Причем из-за особенностей центровки орбитального корабля ни одного полета с полной загрузкой так и не было совершено. 


Читайте также


Не все страны НАТО хотят тратить 5% ВВП на оборону, как в годы холодной войны

Не все страны НАТО хотят тратить 5% ВВП на оборону, как в годы холодной войны

Геннадий Петров

Трамп вынуждает союзников США выбрать между безопасностью и комфортом

0
894
Призрак "Земли Санникова"

Призрак "Земли Санникова"

Алексей Фененко

Почему гренландский прецедент таит опасность для России

0
888
Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Ольга Соловьева

Новые рестрикции ограничат поставки отечественных энергоносителей на азиатские рынки

0
3190
Трамп готов "срезать" мигрантов, как "висящие плоды"

Трамп готов "срезать" мигрантов, как "висящие плоды"

Данила Моисеев

Инаугурацию избранного президента США ждут с надеждой и страхом

0
1882

Другие новости