0
2918
Газета Антракт Интернет-версия

21.06.2002 00:00:00

Павшим и живым

Тэги: костин, чернобыль, фотография


Вышла в свет уникальная книга "Чернобыль. Исповедь репортера". Ее автор - легендарный украинский фотокорреспондент Игорь Костин. Аналогов этой книги в мире нет.

Свой первый снимок о чернобыльской катастрофе Игорь Костин сделал, стоя с камерой в руках на крыше энергоблока, заваленной радиационным топливом. На нем - облачившиеся в самодельные свинцовые панцири солдаты. Они лопатами сбрасывали вниз смертоносный мусор. С того зловещего мгновения Чернобыль стал для фотомастера главной темой.

"Тогда я отдаленно представлял себе, куда иду, - вспоминает Костин о первых днях съемки. - По-моему, это был профессиональный рефлекс, мною двигала тогда какая-то сила. И я уже привык к металлическому вкусу во рту и привкусу свинца на зубах".

Словно свихнувшийся на жуткой теме Чернобыля, он бесконечно возвращался к ней, сделал 40 вылетов на боевых военных вертолетах. Снова и снова мчался туда, в запретную зону, с раздобытым где-то постоянным пропуском - то на редакционной машине, то на своей, пока они не выбыли из строя из-за радиации, и снимал происходившее в зараженном пространстве с разных точек: и сверху и снизу, даже несколько раз умудрился побывать на дне энергоблока, в самом эпицентре взрыва. Начиненные электроникой фотокамеры не выдерживали радиации и ломались, пленки засвечивались...

Вот уже 16 лет минуло с той поры, как произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. И все 16 лет Игорь Костин проводит самостоятельное журналистское расследование причин и последствий катастрофы и ее глобального влияния на человека, животный и растительный мир на обширных территориях трех держав - Украины, Белоруссии, России. Все эти годы он неотступно находился среди героев своих фотоснимков, жил их жизнью и имел возможность увидеть и показать трагедию, какую цивилизация никогда не знала. Он мог авторитетно сказать своими беспощадными кадрами самую жестокую правду о произошедшем. Сказал ее и был услышан.

Ныне имя Игоря Костина широко известно. Он удостоен высших международных журналистских наград. В мире считают, что фотографии Костина стали иконами человеческого поклонения и сострадания. Интересно, что за рубежом ему не раз предлагали издать книгу, состоящую из бесценных для всего человечества работ. Но Игорь Костин добивался того, чтобы она впервые появилась на его родине - там, где произошла страшная трагедия. Его поддерживали видные деятели науки, культуры и искусства Украины. Они обратились с открытым письмом к президентам трех государств, в котором высказали просьбу поддержать выход в свет этого важнейшего документального свидетельства о самой крупной техногенной катастрофе XX века.

Среди тех, кто одним из первых получил в подарок от автора эту уникальную книгу, академик Борис Патон, внесший свой вклад в ее появление на свет. Он прислал автору письмо: "Дорогой Игорь Федорович! Сердечное вам спасибо. Вы Художник с большой буквы, гражданин и патриот. Вы проявили большое терпение и подлинный героизм и можете смело собой гордиться. Ваш альбом - это эпохальное событие. Он нужен нам, истории и всему человечеству и должен находиться в каждой национальной библиотеке каждой страны. Люди должны задуматься о своем прошлом и будущем".

Книгу удалось выпустить на Украине к 16-й годовщине чернобыльской катастрофы. Внушительных размеров фолиант превосходно оформлен, напечатан на прекрасной бумаге. В нем 350 фотографий, отобранных из авторского архива в пять тысяч документальных кадров. Эта фотолетопись - мощный информационный и художественный документ, переданный миру из рук в руки от свидетеля трагедии. В ней собраны выразительные и самые достоверные материалы, которые дают представление и о масштабах трагедии, и о ее последствиях. Эта книга - памятник тем, кто спасал мир от нависавшей над ним опасности.

Сам Игорь Костин получил значительное облучение - свыше пяти предельно допустимых доз, лечился в специализированных клиниках лучевой патологии Москвы, Киева и Хиросимы. После сложных и тяжелых операций благодаря воле к жизни он победил все недуги. В год выхода в свет книги у него родилась дочь Дарья. "Я смотрю в ее доверчивые глаза, на то, как она радуется, и думаю: за что мне такое счастье привалило?!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Почему Европе пора задуматься о собственном политическом будущем

Почему Европе пора задуматься о собственном политическом будущем

Олег Никифоров

На следующих федеральных выборах немцы ждут победы "Альтернативы для Германии"

0
830
Искусственный интеллект на пороге коллапса

Искусственный интеллект на пороге коллапса

Анастасия Башкатова

Под вопросом окупаемость инвестиций и качество нейросетей

0
1217
Верховный суд запретил сомневаться в судьях

Верховный суд запретил сомневаться в судьях

Екатерина Трифонова

Разговоры о намерении вынести обвинительный приговор не считаются нарушением этики

0
949
Системная оппозиция дала заднюю в отношении мессенджера Max

Системная оппозиция дала заднюю в отношении мессенджера Max

Дарья Гармоненко

Парламентские партии резко снизили градус протестной риторики в защиту свободного интернета

0
1139

Другие новости