0
2399
Газета Антракт Интернет-версия

20.06.2003 00:00:00

С джазом по жизни

Тэги: алексеев, джаз, эхо москвы


- Борис Васильевич, как вы впервые джаз услышали?

- Какой-то гениальный человек изобрел пластинки "на ребрах" - старых рентгеновских снимках. И приятель мой по общественной жизни Володя Назаров их изготавливал на специальном станке. Жил он напротив американского посольства, запись стоила пять рублей. Дома я их проигрывал на патефоне. В конце 50-х появились первые долгоиграющие пластинки, были бобинные магнитофоны. Мой назывался "Днепр-5". Первой пластинкой был сборник популярной музыки фирмы "Филипс", где пели Марлен Дитрих, Фрэнки Лэй, играл оркестр Лэса Эдгарта. А так как на каждой пластинке сзади была аннотация, то со словарем в руках я узнавал историю этой музыки. Модерновый джаз я тогда не любил. Чарли Паркер был прекрасен со струнными, Диззи Гиллеспи замечательно играл и пел, но до конца я их дослушивал редко - боперы все ломали. Боп вообще дошел не сразу - его нельзя было записать на пластинку на 78 оборотов. А боперы играли по 15-20 минут. То есть до нас доходили уже на долгоиграющих пластинках. И мое поколение выросло на биг-бендах, певцах, вокальных квартетах. Биг-бенды сегодня исчезли, певцов под оркестр тоже мало. Хотя в Америке, особенно в Калифорнии, появилась своеобразная ретро-мода на них. Молодежь одевается как в 40-е годы, танцуют "джектер", предтечу рок-н-ролла, под свинговую музыку. У нас это называлось "танцевать стиль", за что танцующие и преследовались оперотрядом.

- Слово "стиляга" - самоназвание?

- Нет, его придумали в журнале "Крокодил". Там вышел фельетон о тех, кто одевался как американцы и делал модные прически. О "фирмачах", как сказал бы Леша Козлов. Но настоящей американской одежды было не достать и пиджаки и брюки шили сами. "Button down" - обязательная пуговичка сзади, вешалка, чтобы рубашка вешалась, - те детали, по которым модные люди выделяли друг друга в толпе. Самошив был виден сразу, и ты автоматически становился человеком второго сорта. Вещи шли через фарцовщиков - "шептунов", стоявших у магазинов. Я шить не умел и поэтому стилягой не был. Но я всегда любил строгую моду и галстуков с петухами у меня никогда не было. Да и вообще я галстуки не любил. Модные ботинки на каучуковой платформе назывались "кашей", которую изготовляли армяне-артельщики. Их будки стояли по всей Москве. Но настоящими считались тупоносые американские солдатские ботинки, в которых и ходили по улице Горького. Но эта публика была старше, я тогда еще учился в школе. По "Броду" гуляли те, кто жил рядом и уже учился в институтах. А я всю жизнь живу на "Соколе", который в то время был концом Москвы: "Поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны". Да и денег на коктейль-холл не было. Знаменитый Бэмс, первый московский стиляга, герой пьесы Славкина "Взрослая дочь молодого человека", жив до сих пор, уехал в Западную Германию. Он был у меня на передаче, и мы здорово повспоминали то время.

- Когда появились наши молодые джазмены?

- В 1957 году на фестивале молодежи и студентов появилась легендарная "девятка ЦДРИ", занявшая первое место, - Гаранян, Бахолдин, Рычков. Вот отсюда и пошел наш современный джаз. Были первые джем-сейшны с иностранцами. До этого джаз игрался только на танцах - в институтах, где-то еще. Те, кто любил танцевать, катались по Подмосковью по танцплощадкам. Это был хороший свинг. В парке Горького был "шестигранник", где играл знаменитый барабанщик Лаци Олах со своим ансамблем и висело расписание, какие будут танцы - танго, румба или фокстрот. В Ленинграде играл оркестр Иосифа Вайнштейна. Они играли, как Каунт Бейси, один в один. У Вайнштейна начинали нынешние мэтры - Гена Гольдштейн и Давид Голощекин. Гольдштейна звали "Чарли" - когда оркестр Бенни Гудмена приезжал к нам на гастроли в мае 63-года, саксофонист Фил Вудс подарил ему трость от саксофона Чарли Паркера! В том же 1963 году ансамбль Вадима Сакуна выступил на джазовом фестивале в Варшаве, и поляки выпустили маленький альбом. Это было событие. Регулярно его ансамбль играл в кафе "Молодежное" на улице Горького. Сам Вадим, физик по профессии, позже отошел от джаза, но из его состава вышла и главная наша мировая знаменитость - трубач Валерий Пономарев, ставший солистом ансамбля Арта Блейки.

- В знаменитые джазовые кафе ходили?

- Джазмены играли в ресторанах, куда публика приходила выпить-закусить-потанцевать. Потому кафе "Синяя птица" и "Молодежное" стали настоящей отдушиной. Туда было тяжело попасть, почти невозможно. На входе стояли дружинники, и пройти можно было либо с музыкантами, либо по официальной бумаге "в связи с подготовкой материала о развитии джаза в СССР". Зато охотно пускали интуристов, которые появились после фестиваля. В специальном справочнике "Как себя вести в Советском Союзе" им советовали брать с собой 5-6 долгоиграющих пластинок - в подарок. Поговорили с русским - дарите. Организованы кафе были комсомолом под предлогом борьбы с буржуазным влиянием. Оттого импровизации на тему русских народных песен, оттуда замечательная тема Андрея Товмасяна "Господин Великий Новгород". Информация о концертах передавалась из уст в уста: "Старик, он играет, как Билл Эванс!" Но для меня это и тогда было смешно - надо играть так, как никто не играет, а в основном же все подражали - кто Чарли Паркеру, кто Клиффорду Брауну.

- Как вы стали ведущим джазовой радиопрограммы?

- В октябре 92-го года меня выгнали из Агентства печати "Новости", не сказав ни слова благодарности. На "Эхе" уже работал мой коллега по АПН Володя Ильинский. Он был в мексиканской редакции, а я - в американской.

Периодически мы с ним менялись пластинками за обедом в столовой, друг друга просвещая - он собирал "Битлз", а я - американский джаз. Вот он и говорит: "Приходи на "Эхо Москвы"! Я и не знал тогда, что это за радио такое, но на Никольскую пришел. Крестной мамой стала Ксения Ларина, взявшая меня в свой эфир, - и два раза в месяц пошла программа под названием "Трамвай 23". Четыре человека на один микрофон рассказывали всякие байки и, конечно, играли музыку. Программа шла на общественных началах - деньги с огромными нулями выдавали раз в три месяца, когда накапливалась небольшая миллионная сумма. А потом мне позвонил Сергей Львович Корзун, главный редактор, и предложил более серьезную работу - в тот же вечер вести ночной эфир. Это была ночь со вторника на среду, с полуночи до семи утра. Вот так и пошло. А на следующий день шла моя программа "Романсы", появившаяся чуть раньше. Все эти десять лет мы работаем вместе со звукорежиссером Колей Котовым, которого я считаю своим соавтором. К тому же он - единственный звукорежиссер, говорящий в эфире. И за эти десять лет я ни разу не повторялся, чем очень горжусь. Даю все время что-то новое, которое, как известно, хорошо забытое старое. А старое - это 30, 40, 50-е годы, которых мы сегодня совершенно не знаем. Когда-то все это доносилось из знаменитой программы Music USA, которую вел Уиллис Коновер. Но он не рассказывал истории из жизни музыкантов, а просто вел программу. Это был великий человек, прививший любовь к джазу буквально всему миру.

- Собственные рассказы чередуются с приглашением музыкантов?

- Жесткой системы - с обязательным гостем или рассказом нет. Вообще дурацкое слово "формат" ко мне не подходит, у меня же всегда прямой эфир. А здесь, как в джазе, всегда есть место импровизации. Первым пришел саксофонист и кларнетист Валерий Киселев. Он пришел через месяц, и мы сразу подружились. Тогда "Эхо" находилось на Никольской, и он до сих пор удивляется: "Входишь - и сразу в эфир, ни охраны, ни предварительных разговоров. Приходишь и рассказываешь о себе". Когда спрашивают, сколько будет идти передача, я отвечаю: "Как устанете, так скажете". Или я скажу, что от вас устал! Музыканты приходят сами - я редко кого зазываю специально. Из классиков были барабанщики Джимми Кобб и Билли Кобэм. Хочу сделать телефонную беседу с Сонни Роллинсом. Записных передач я не люблю - вживую ты более внимательно относишься к слову. Энциклопедическая последовательность необязательна - ведь энциклопедии тоже листают с конца. Общие слова не нужны - я обожаю детали. Ведь то, что Дайана Вашингтон носила в каблуках бриллианты, гораздо интереснее того, где и когда она родилась. Ну а джазовые редкости я даю после трех ночи - те, кто увлекается, могут досидеть. Ведь если я дам сразу Орнетта Коулмена, люди просто выключат приемник. Из-за этого многие джазовые программы и закрылись. В классической музыке ведь тоже с Губайдулиной не начнешь.

- У вас существует постоянный круг слушателей?

- Да, есть те, кто с первого дня слушает. А теперь подключаются новые, из других городов, и просят рассказать о чем-то, что уже было. Но я-то ведь не могу повторяться! Может, придется ввести рубрику "Перелистывая страницы". Приходит много писем, но нет времени отвечать. Когда-то у меня была рубрика "Мой любимый музыкант", куда мог прийти каждый и рассказать о любимом джазмене. Однажды приходит мужик, достает бумажку и начинает читать что-то, чуть не по слогам, про чешского музыканта Карела Лаха: "Знаменитый чехословацкий оркестр┘" Я понимаю, что дело плохо. И говорю: "Знаете что, давайте я расскажу, а вы скажете, правильно я рассказываю или неправильно". Он ужасно обрадовался: "Давайте!" И вот пришлось выкручиваться, целый час про чехов рассказывать. А это был экспромт полный. С гостями мы веселимся в эфире, но я ведь ведущий, и, общаясь с человеком, я думаю о том, как дальше подхватить беседу. И что бы у тебя в жизни ни происходило, какое бы настроение ни было, слушатель не должен об этом подозревать.

- Вам не кажется, что джаз снова стал музыкой толстых? Попробуй, зайди в "Ле Клуб". Дорого! Новые русские с сигарами сидят!

- Зато сейчас свободно можно все услышать, заказать кружку пива и сидеть весь вечер, музыку слушать. С каким кошельком ты пришел, не смотрят. В Питере, скажем, есть джазовая филармония, куда студент или пенсионер попадают за полтинник. В Москве филармонии нет, зато есть клуб Алика Эйдельмана, где всегда кто-то играет и собирается круг друзей. Ну а на нашем концерте соберется вся джазовая Москва.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
992
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
823
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
974
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
660

Другие новости